Рабочая программа по информатике 9 класс (И.Г. Семакин)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
_____Момзикова Г. И.
«_________» __________________ 2014 г.
МП
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
9 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по информатике и ИКТ к учебнику 9 класса И.Г. Семакин. (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.Н.Бородин– 2-е изд., . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.)
Программа рассчитана на изучение информатики в 9 классах общеобразовательной средней школы 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей.
В рабочей программе внесены изменения: увеличено количество часов на изучение разделов «Управление и алгоритмы», «Программное управление работой компьютера», так как этот материал всегда вызывает затруднения у учащихся и, кроме того, материал выносится на ЕГЭ, а в 10-11 классах этот материал больше не изучается.
Раздел «Информационные технологии и общество» был изучен в прошлом году этими учащимися за счет уплотнения материала, а высвободившиеся часы отведены на вышеуказанные разделы.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин
формационных процессах, системах, технологиях и моделях;овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню знаний обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
представлять числа в различных системах счисления;
выполнять и строить простые алгоритмы;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание программы. 68 часов, 2 часа в неделю.
Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.
Информационное моделирование – 5 час.
Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.
Табличные вычисления на компьютере – 10 час.
Управление и алгоритмы – 10 час.
Программное управление работой компьютера – 12 час.
Информационные технологии и общество - 6 час.
Повторение – 3 часа
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
34 часа ( 2 часа в неделю)
№ урока
Наименование разделов и тем
Плановые сроки
проведения
Скорректированные сроки проведения
1.Передача информации в компьютерных сетях – 10ч.,2 часа в неделю
11
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, тех.устройства.
01.09.14 – 05.09.14
12
ПР №1 «Работа в локальной сети в режиме обмена файлами».
13
Скорость передачи данных. Информационные услуги комп.сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы.
08.09.14 – 12.09.14
14
ПР №2 «Работа в Интернет с почтовой программой».
15
Интернет. Всемирная паутина. Поисковые системы Интернет.
15.09.14 – 19.09.14
16
ПР №3 «Работа с браузером WWW. Работа с архиваторами».
17
ПР №4 «Поиск информации в Интернет».
22.09.14 – 26.09.14
18
Архивирование и разархивирование файлов. Создание Web-страницы в Word
19
ПР №5 «Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора».
29.09.14 – 03.10.14
20
Контрольная работа №2 Тест: «Компьютерные коммуникации»
Итого
10 часов
2.Информационное моделирование – 5ч., 2 часа в неделю
21
Понятие модели: натурные и информационные. Назначение и свойства.
06.10.14 – 10.10.14
22
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
23
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
13.10.14 – 17.10.14
24
ПР №6 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей».
25
Контрольная работа №3 «Информационное моделирование»
20.10.14 – 24.10.14
Итого
5 часов
3.Хранение и обработка информации в базах данных – 12ч., 2 часа в неделю
26
Понятие базы данных и информационных систем.
27
Основные понятия БД: запись, поле, типы
полей, первичный ключ.
27.10.14 – 31.10.14
28
Системы управления БД. Назначение и принцип работы СУБД.
29
Создание, заполнение, просмотр и редактирование баз данных
10.11.14 – 14.11.14
30
ПР №7 «Создание базы данных».
31
Знакомство с геоинформационными системами
17.11.14 – 21.11.14
32
Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.
33
Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
24.11.14 – 28.11.14
34
ПР №8 «Работа с готовой БД: открытие, просмитр, сортировка, формирование запросов»
35
Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам
01.12.14 – 05.12.14
36
Создание однотабличной БД; ввод, удаление, добавление записей.
37
Контрольная работа №4. «Базы данных»
08.12.14 – 12.12.14
Итого
12 часов
4.Табличные вычисления на компьютере – 10ч., 2 часа в неделю
38
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
39
Электронные таблицы. Табличные расчеты. Структура эл.таб, тип данных: тексты, числа, формулы.
15.12.14 – 19.12.15
40
ПР №9 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.».
41
Методы работы с электронными таблицами. Простейшие вычисления в Excel
22.12.14 – 26.12.14
42
Математическое моделирование. Абсолютная и относительная адресация.
43
ПР №10 «Создание ЭТ для решения расчетной задачи; с использованием условной и логической функции; манипулирование фрагментами ЭТ».
12.01.15 – 16.01.15
44
Логические и встроенные функции.
45
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
19.01.15 – 23.01.15
46
Построение диаграмм и графиков с помощью ЭТ
47
Контрольная работа №5. «Табличные вычисления»
26.01.15 – 30.01.15
Итого
10 часов
5.Управление и алгоритмы – 10ч., 2 часа в неделю
1
Кибернетика. Кибернетическая модель
управления.
2
Алгоритм. Способы записи алгоритмов.
Исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
02.02.15 – 06.02.15
3
Языки для записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык.
4
Линейный алгоритм. Структура следование. Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление.
09.02.15 – 13.02.15
5
Циклический алгоритм. Структура цикл.
6
Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательный алгоритм.
16.01.15 – 20.02.15
7
Работа с учебным исполнителем алгоритмов, составление линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов управления исполнителем.
8
Метод пошаговой детализации
24.02.15 – 27.01.15
9
Составление алгоритмов со сложной структурой. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
10
Контрольная работа №1 «Алгоритмы»
02.03.15 – 06.03.15
Итого
10 часов
6.Программное управление работой компьютера – 12ч., 2 часа в неделю
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня, их классификация.
10.03.15 – 14.03.15
Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе.
Правила записи основных операторов языка Паскаль: присваивание, ввод, вывод, ветвление, цикл.
16.03.15 – 20.03.15
Структурированный тип данных - массив.
Пр.№11.»Знакомство с системой языка Паскаль. Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ.»
01.04.15 – 03.04.15
Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация.
06.04.15 – 10.04.15
Этапы решения задачи с использованием программирования: кодирование, отладка, тестирование.
57
Пр. №12 «Разработка и исполнение программы обработки массивов»
13.04.15 – 17.04.15
58
Решение задач
59
Контрольная работа №6 «Программное управление работой .компьютера»
20.04.15 – 24.04.15
Итого
12 часов
7.Информационные технологии и общество – 6ч., 2 часа в неделю
60
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
61
История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов.
27.04.15 – 30.04.15
62
Информационные ресурсы современного общества
63
Понятие об информационном обществе.
05.05.15 – 08.05.15
64
Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
65
Итоговый тест
12.05.15 – 15.05.15
Итого
6 часов
8.Повторение – 3 часа, 2 часа в неделю
68
Повторение
Повторение
18.05.15 – 22.05.15
Повторение
Итого
3 часа
Всего
68 часов
Список литературы
Учебно-методический комплект
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 390 е.: ил
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 9 классе (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
2.Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.
3. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования TInfo.
4.Образовательные ресурсы сети Интернет
http://window.edu (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
http://school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)
http://ege.edu.ru (Портал информационной поддержки единого государственного экзамена)
http://edu.of.ru (конструктор сайтов общеобразовательных учреждений и проектов)
http://experiment.edu.ru (естественно-научные эксперименты, коллекция опытов по физике и химии, содержащие видеодемонтсрации)
http://ict.edu.ru (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)
http://www.rusedu.info (Информатика и ИКТ в образовании)
http://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики
http://ito.edu.ru (Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»)
http://algolist.manual.ru (Алгоритмы, методы, исходники)
http://alglib.sources.ru (Библиотека алгоритмов)
http://www.computer-museum.ru (Виртуальный компьютерный музей)
http://inf.1september.ru (Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»)
http://rain.ifmo.ru/cat/ (Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
http://www.infojournal.ru/journal.htm (Журнал «Информатика и образование»)
http://ipo.spb.ru/journal/ (Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»)
http://www.problems.ru/inf/ (Задачи по информатике сайт МЦНМО)
http://www.klyacsa.net (Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках)
http://ips.ifmo.ru (Российская Интернет-школа информатики и прораммирования)
http://test.specialist.ru (Онлайн тестирование и сертификация по информационным технологиям
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-информатики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
____Лазарян Е. С._______________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____Веденеева И. В.______________
«_________» _____________________ 2014 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ