Рабочая программа по информатике 8 класс (И.Г. Семакин)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
Момзикова Г. И,
«_________» __________________ 2014г.
МП
Рабочая программа по информатике
(базовый уровень)
8 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики-информатики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ И.Г. Семакин, Л.А.Залогова. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая учебная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса нашего образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики — дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин
формационных процессах, системах, технологиях и моделях;овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране каталог диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов
Содержание программы (34 часа, 1 час в неделю)
Человек и информация – 5 час.
Первое знакомство с компьютером – 8 час.
Текстовая информация и компьютер – 9 час.
Графическая информация и компьютер – 5 час.
Технология мультимедиа – 6 час.
Повторение-1ч
Календарно – тематическое планирование по информатике 8 класс
34 часа, 1 час в неделю
№ урока
Наименование разделов и тем
Плановые сроки проведения
Скорректированные сроки проведения
1. Введение. Человек и информация. 5 часов, 1 час в неделю
Предмет информатики. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
01.09.14 – 05.09.14
08.09.14 – 12.09.14
15.09.14 – 19.09.14
22.09.14 – 26.09.14
29.09.14 – 03.10.14
Информация и знания.
3
Восприятие информации человеком
4
Информационные процессы.
5
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
Итого
5 часов
2. Первое знакомство с компьютером. 8 часов, 1 час в неделю
6
Назначение и устройство компьютера. Архитектура компьютера.
06.10.14 – 10.10.14
13.10.14 – 17.10.14
20.10.14 – 24.10.14
27.10.14 – 31.10.14
10.11.14 – 14.11.14
17.11.14 – 21.11.14
24.11.14 – 28.11.14
01.12.14 – 05.12.14
7
Принципы организации внутренней и внешней памяти
8
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики
9
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции
10
Файлы и файловые структуры
11
Файлы и файловые структуры. Работа с файловой структурой операционной системы. Практикум №1
12
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс
13
Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». Тест № 1
Итого
8 часов
3. Текстовая информация и компьютер. 9 часов, 1 час в неделю
14
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы
08.12.14 – 12.12.14
15.12.14 – 19.12.14
22.12.14 – 26.12.14
12.01.15 – 16.01.15
19.01.15 – 23.01.15
26.01.15 – 30.01.15
02.02.15 – 06.020.15
09.02.15 – 13.02.15
16.02.15 – 20.02.15
15
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
16
Работа с внешними носителями и принтерами. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Практикум №2
17
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Практикум №3.
18
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Практикум №4.
19
Дополнительные возможности текстового процессора Работа с таблицами. Практикум №5
20
Дополнительные возможности текстового процессора. Нумерованные и маркированные списки. Практикум №6.
21
Интеллектуальные системы перевода и распознавания текстов
22
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»
Тест № 2
Итого
9 часов
4. Графическая информация и компьютер. 5 часов, 1 час в неделю
23
Компьютерная графика: области её применения, технические средства.
24.02.15 – 27.02.15
02.03.15 – 06.03.15
10.03.15 – 14.03.15
16.03.15 -20.03.15
01.04.15 – 03.03.15
24
Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
25
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.
26
Понятие растровой и векторной графики. Графические редакторы растрового типа. Работа с растровым графическим редактором. Практикум №7
27
Векторная графика Работа с векторным графическим редактором. Практикум №8
Итого
5 часов
5. Технология мультимедиа. 6 часов, 1 час в неделю
28
Понятие мультимедиа. Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука.
06.04.15 – 10.03.15
13.04.15 – 17.04.15
20.04.15 – 24.04.15
27.04.15 – 30.04.15
05.05.15 – 08.05.15
12.05.15 – 15.05.15
29
Технические средства мультимедиа.
30
Компьютерные презентации Создание презентации с использованием текста, графики. Практикум №9
31
Компьютерные презентации Создание презентации с использованием анимации. Практикум №10
32
33
Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и к главе 5 «Технология мультимедиа» Тест № 3
Итого
6 часов
34
Повторение 1ч
18.05.15 – 22.05.15
Итого
1 час
Всего
34 часа
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
4. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие И. Г. Бородин– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5.Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
II. Литература для учителя
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).
III. Технические средства обучения
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Наушники (рабочее место ученика).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Микрофон (рабочее место учителя).
Проектор.
Лазерный принтер черно-белый.
Лазерный принтер цветной.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Цифровая видеокамера.
Модем ADSL
Локальная вычислительная сеть.
IV. Программные средства
Операционная система Windows ХР.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер «Беби тайп».
Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
Система программирования TurboPascal.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики-информатики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
____Лазарян Е. С._______________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____Веденеева И. В.______________
«_________» _____________________ 2014 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ