Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении раздела «Основы информатики» в форме ролевой игры «Компьютер под ключ». 10 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горская средняя общеобразовательная школа»

Перемышльского района Калужской области




Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении раздела

«Основы информатики» в форме ролевой игры

«Компьютер под ключ».

10 класс



подготовила

учитель инфороматики

Николаева Александра Анатольевна


























Д.Горки

2012 г.



Разработка урока обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении раздела «Основы информатики» в форме ролевой игры

«Компьютер под ключ».

Цели занятия:

Обучающая: - повторение и закрепление знаний по разделу «Устройство компьютера»

Развивающая:

- формирование навыков правильного подбора комплектующих частей персональных компьютеров и программного обеспечения, необходимых для выполнения конкретных задач, поставленных перед персональным компьютером пользователем.

- формирование навыка правильного общения с людьми

- формирование навыка использования технических терминов в бытовой речи

- формирование умения выделять главное из полученной информации, обобщать и анализировать её, делать выводы

- развитие творческих способностей учащихся

Воспитательная:

Воспитание следующих качеств личности учащихся:

- чувства коллективизма и толерантности к окружающим людям

- умения работать в команде

- умения прислушиваться к мнению окружающих

- формирование качеств лидера

Наглядные материалы:

  1. Надписи ( в виде табличек 11х 21 см):


Сервис

Продажа компьютеров






Сборка компьютеров







  1. Надписи индивидуальные на прищепке.( 5х8 см)

Примеры:

Техник по сборке компьютеров






Менеджер по продажам компьютеров

Старший менеджер






Техник по настройке компьютеров

Пользователь 1:

Дизайнер






Пользователь 2:

Требуется бытовой компьютер

Пользователь 3:

Музыкант






Пользователь 4:

Студент

Пользователь 5:

Экономист








Примечание: бейджи подготавливаются в количестве необходимом для обеспечения ими всех участников игры. Количество ролей -пользователей изменять не рекомендуется. Если есть необходимость увеличить количество ролей-пользователей необходимо продумать статус пользователя таким образом, чтобы его профессия влекла за собой изменение конфигурации ПК при приобретении.

  1. Прайс-листы продаваемой продукции одной из ведущих компьютерных фирм г.Калуги ( на примере ООО «Автосистемы» ул.Театральная д.6)

Примечание: в зависимости от навыков участников игры, прайс- листы продаваемой продукции могут быть предоставлены игрокам в двух вариантах: на бумажном носителе или на электронном носителе в виде файла электронных таблиц или базы данных, либо может быть предложено игрокам самостоятельно найти прайс-лист в интернете, создать закладку и воспользоваться во время игры этой закладкой.

  1. файлы электронных таблиц, позволяющие быстро и правильно подсчитать стоимость покупки ( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)

  2. файл электронных таблиц, позволяющий проверить правильность состава ПК, рекомендованный консультантом или техником по сборке( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)

  3. бумажные носители ( пустографки), куда участники игры могут вносить информацию вручную( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)

  4. задания для пользователей, с которыми они обратиться к специалистам ( в общем виде) ( должны быть созданы учащимися заранее на уроках по информатике. Могут использоваться файлы, созданные в других классах)


Пояснения правил игры и способов подготовки участников к игре:

Группы игроков

  1. В процессе изучения раздела «Основы информатики» преподаватель должен определить учащихся с наиболее наработанными навыками пользования прикладными программами ПК, в последствии их необходимо назначить инженером-электронщиком, старшими консультантами и старшими менеджерами. В ходе игры им предстоит выполнять задания по использованию ПК при выполнении поставленных задач.

Цели, поставленные перед наиболее сильными учащимися- не только закрепление собственных навыков анализа ситуации и применения вычислительной техники при решении поставленных задач, но и оказание помощи своим «сотрудникам», выработка умения спокойно разобраться в конфликтной ситуации, тактично и доступно объяснить окружающим техническую информацию.

  1. Ко второй группе игроков преподавателю рекомендуется отнести учащихся успешно освоивших изучение раздела «Устройство компьютера». Членов второй группы игроков необходимо отнести в игре к группам консультантов, менеджеров и техников.

Цели поставленные перед консультантами, менеджерами и техниками – наработка и закрепление навыков анализа поставленной перед ними задачи, выработка умения спокойно и доступно объясниться с технически неподготовленными людьми, закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Устройство компьютера».


  1. Третья группа игроков - группа наиболее слабых учащихся и задача, стоящая перед ними: повторение, закрепление знаний и умений, полученных при изучении раздела «Устройство компьютера». Основная их задача в ходе игры – закрепление имеющихся знаний по разделу, получение новой информации по пройденной теме и наработка умения правильно поставить задачу перед специалистами.

В ходе игры учащиеся, включенные в эту группу игроков должны наработать «бытовые» навыки по приобретению вычислительной техники и умение проверить правильность своего приобретения, сформировать умение спокойно и тактично общаться с людьми, умение правильно вести себя в общественных местах (офисах, магазинах и т.п.)

  1. На игру приглашаются выпускники школы- студенты ВУЗов, которые выступают в роли экспертов игры.


Сценарий игры:

Время игры – 45 минут ( подготовительная стадия игры в это время не входит).

Подготовительная стадия:

  1. распределение учащихся по группам:

- покупатели –пользователи 5 чел

- менеджеры по продажам 1-3 чел

- техники по сборке 1-2 чел

- старшие менеджеры 1-2 чел

- техники по настройке 1-2 чел

  1. Изучение задач, которые пользователи в ходе игры должны будут поставить перед «специалистами» компьютерной формы.

При необходимости, следует повторить материал, касающийся правильной постановке требований, предъявляемых к приобретаемому ПК.

  1. Обсуждение ситуаций по группам

Отдельно в группах «специалистов» необходимо обсудить:

- правила поведения в общественных местах;

-ситуации, которые могут возникнуть в реальной ситуации покупки компьютера;

- способы и методы решения конфликтных ситуаций;

- вспомнить технические термины,

- технические характеристики современных ПК и составляющих, - правила общения в группе

- ход игры

  1. определение игровых зон:

- зона продажи компьютеров (должна быть оборудована ПК с установленным на нем файлом Excel, позволяющим просчитать стоимость покупки)

- техническая зона: зона сборки и зона настройки компьютеров ( должна быть оборудована ПК с установленным на нем файлом Excel, позволяющим произвести виртуальную сборку покупаемого ПК и распечатать прайс-лист для дальнейшего расчета оплаты ПК)

- сервисная зона(должна быть оборудована ПК, с установленными на нем вышеуказанными файлами)

  1. раздача бейджей игрокам

  2. Раздача заданий учащийся из группы пользователей

- производится непосредственно перед проведением игры

7. обсуждение со студентами-экспертами игры ситуаций, которые могут возникнуть в ходе игры и критериев оценки действий учащихся


ХОД ИГРЫ:

Преподаватель:

Здравствуйте! Представьте себе, что вы находитесь в одной из ведущих компьютерных фирм. Давайте познакомимся друг с другом!

( Преподаватель представляет игроков друг другу в качестве, определенным статусом игрока, и представляет приглашенных экспертов игры).

Давайте попросим старшего менеджера фирмы познакомить нас со своей организацией.

( учащийся, назначенный старшим менеджером, представляет всем присутствующим зоны, согласно надписям, установленным в них)

Часть 1

Приглашаем вас, дорогие покупатели, посетить нашу фирму и заказать компьютер, необходимый именно вам.

(открывается воображаемая дверь, как вариант возможна ленточка или другие перемещаемые предметы, замещающие дверь).

Заходит первый пользователь, подходит к одному из менеджеров по продажам и начинает объяснять, зачем ему нужен компьютер. Менеджер знакомит покупателя с прайс-листом продаваемых компьютеров. В этот момент пользователь создает ситуацию несоответствия предлагаемого товара его требованиям. Пользователь может развить ситуацию до конфликтной ( по его желанию). Для решения возникшей конфликтной ситуации привлекаются другие специалисты «фирмы», и она решается коллективно.

Менеджер составляет заказ на сборку и настройку компьютера для дальнейшей работы, покупателю предлагается подождать, а менеджер передает заказ на сборку, настройку и на расчет стоимости старшему менеджеру.

Техник по сборке компьютера производит виртуальную сборку компьютера, используя для этого установленный файл, передает информацию о конфигурации собранного компьютера и заказ пользователя технику по настройке.

Техник по настройке производит виртуальную настройку ПК и передает информацию и собранном ПК и установленном ПО старшему менеджеру для расчета стоимости продаваемого ПК.

Старший менеджер производит расчет стоимости ПК и предлагает распечатку пользователю. Момент получения пользователем распечатки стоимости ПК считается покупкой предлагаемого ПК.


Аналогично происходит и с другими пользователями. Состав ПК, а, следовательно, и их стоимость должны изменяться в зависимости от поставленных перед ПК задач, которые в свою очередь зависят от статуса ( профессии) пользователя. Конфликтную ситуацию пользователь может провоцировать по собственному желанию, естественно в рамках игры. Но, не смотря на желание игроков, хотя бы две-три конфликтных ситуации должны быть созданы. ( Каждый игрок из группы пользователей должен получить четкие инструкции преподавателя по этому вопросу).

При большом количестве игроков, игра может проводиться параллельно между несколькими пользователями и менеджерами( при наличии достаточной территории можно организовать несколько одинаковых зон). Преподаватель в ходе игры выполняет роль наблюдателя и в любой момент должен быть готов перенаправить игру в нужное ему русло.


Игра заканчивается после того, как каждый пользователь имеет распечатку стоимости своего компьютера. Время, затрачиваемое на эту часть игры примерно 30- 35 мин.


Часть 2

Преподаватель: «Вот, к сожалению, и закончилась наша игра. А теперь наши уважаемые эксперты игры- наши гости подведут итоги и назовут нам победителей.(Итоги игры должны быть подведены таким образом, чтобы каждый игрок смог получить свой приз. Призы делятся на категории таким образом, чтобы учащиеся могли получить оценочный эквивалент приза. В качестве призов может использоваться свободно распространяемое ПО, дистрибутивы которого необходимо подготовить преподавателю для каждого ученика, либо одновременно с игрой один из наиболее подготовленных учащихся проводит съемку происходящего и выполняет изготовление презентации о ходе игры, которая вручается в качестве приза каждому учащемуся.)


Замечательно! Сегодня каждый из вас прекрасно поработал: покупатель сэкономил свои виртуальные деньги, а сотрудники «фирмы» смогли повысить престиж своего предприятия, получить прибыль, и , самое главное, привлечь к себе покупателей. Поздравляю всех участников игры с бесценными приобретениями: крепкой дружбой, умением выслушать товарища и принять правильное решение в выборе необходимого вам компьютера, желанием и умением вместе решать возникшие проблемы.


Благодарю всех присутствующих за приятно проведенное время. До свидания!


Список использованной литературы:

  1. IBM PC. Учебник: Ю. Шафрин — Санкт-Петербург, Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.- 536 с.

  2. Аппаратные средства персонального компьютера: С. В. Киселев, С. В. Алексахин, А. В. Остроух, Н. Е. Суркова — Санкт-Петербург, Академия, 2010 г.- 64 с.

  3. Архитектура компьютера: Н. Б. Догадин — Санкт-Петербург, Бином. Лаборатория знаний, 2008 г.- 272 с.

  4. Выбираем ноутбук: Виталий Леонтьев — Москва, Олма Медиа Групп, 2009 г.- 256 с.

  5. Компьютер для чайников. Издание для Windows 7: Дэн Гукин — Москва, Диалектика, Вильямс, 2010 г.- 336 с.

  6. Компьютерное железо. Архитектура, устройство и конфигурирование: В. В. Старков — Санкт-Петербург, Горячая Линия - Телеком, 2010 г.- 424 с.

  7. Ноутбук. Эффективная работа: С. В. Глушаков, А. С. Сурядный — Санкт-Петербург, АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2008 г.- 352 с.

  8. Программные средства для настройки, диагностики и расширения возможностей компьютера. 100 бесплатных утилит из Интернета: И. Д. Зубаль — Санкт-Петербург, Альтекс - А, 2004 г.- 368 с.

  9. Работа с персональным компьютером и Windows (+ CD-ROM): Игорь Горшунов — Санкт-Петербург, Бином-Пресс, 2010 г.- 238 с.

  10. Секреты BIOS: Антон Трасковский — Москва, БХВ-Петербург, 2006 г.- 480 с.

  11. Современная энциклопедия персонального компьютера: Александр Левин — Москва, Питер, 2010 г.- 912 с.

  12. Устройство и ремонт персонального компьютера. Аппаратная платформа и основные компоненты: Стивен Бигелоу — Санкт-Петербург, Бином-Пресс, 2010 г.- 976 с.

























Приложение 1:

Задания для учащихся, исполняющих роли пользователей:


  1. Пользователь – дизайнер


Сформировать основные задачи, стоящие перед человеком, работающим по специальности дизайнер, которые могут выполняться при помощи ПК.

Примечания: при подготовке к выполнению задания учащийся должен подготовиться самостоятельно, используя сторонние источники информации. При выполнении задания в ходе игры

учащийся должен показать знания:

- современного рынка труда,

- требования, предъявляемые к должности дизайнера,

- виды работ, выполняемые дизайнером в пределах своих должностных обязанностей


  1. Пользователь, которому требуется домашний компьютер


Сформировать основные задачи, стоящие перед бытовым компьютером, т.е. компьютером который может быть использован всеми членами семьи: детьми, подростками, взрослыми людьми, престарелыми людьми без привлечения компьютера к выполнению каких-либо профессиональных задач.

Примечание: при подготовке к выполнению задания учащийся должен самостоятельно сформировать у себя четкое представление какие задачи могут быть поставлены перед домашним компьютером, обеспечивающим семью в составе которой есть и дети, и подростки, и взрослые, и престарелые.

При выполнении задания в ходе игры учащийся должен показать знания:

- задач бытовой направленности, например, просмотр видеофильмов, использование Интернета, просмотр и обработка фотографий и т.п.

- способов настройки компьютера с целью облегчения работы пользователя с ограниченными физическими возможностями, допустим ограничение зрения или слуха

- потребностей людей разного возраста в использовании ПК


  1. Пользователь – музыкант


Сформировать перечень задач для компьютера, который мог бы использоваться не только для решения общепользовательских задач, но и для записи и обработки звуковых файлов.


Примечание: учащийся, выступающий в роли пользователя-музыканта должен ясно и четко осознавать, что такое аранжировка звука, что такое запись звука, при помощи каких устройств производится запись и воспроизведение звуковых файлов не только на ПК, но и на других устройствах, например, проигрывателях. Иметь представление о том, в чем состоят отличия различных форматов записи звука.


  1. Пользователь – студент.


Сформировать требования, предъявляемые к программному обеспечению компьютера, применительно к процессу обучения в ВУЗах технического направления.


Примечание: учащийся, выполняющий роль студента должен в процессе подготовки четко осознавать, что компьютер студента должен не только выполнять общепользовательские задачи, а еще иметь многофункциональный офисный пакет программ, включающий в себя и пакеты обработки графической информации, программы- чертежники и программы, позволяющие производить программирование процессов.


  1. Пользователь- экономист


Сформировать требования, предъявляемые к компьютеру для пользователя, работающего в должности экономиста крупного предприятия.


Примечание: учащийся, выполняющий роль пользователя- экономиста, должен самостоятельно ознакомиться с обязанностями, выполняемыми специалистами- экономистами на предприятиях, программными продуктами, помогающими экономисту выполнять свои обязанности.


Приложение 2. См. файл сборка


http://sashniki.ucoz.ru/obrazec_sborka_dlja_razrabotki.xls


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ