Технологическая карта по Информатике "Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение" 9 класс

Гридасова Наталья Анатольевна, учитель математики и информатики МКОУ «Зуевская ОООШ»

Солнцевского района

Курской области



















Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД


Предмет_______
Информатика______________________________________________________________________
Класс
___________9_________________________________________________________________________________
Автор УМК
______Угринович Н.Д._______________________________________________________________________
Тема урока
Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.


Тип урока______изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности_________________

Планируемые результаты: а) формирование и первичное закрепления знаний учащихся об алгоритмических конструкциях следование, ветвление, повторение

(предметный результат)

б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная



Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап 1 – Организационный этап

- Ребята, начинаем урок.

- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

- На предыдущем уроке мы познакомились с понятием алгоритма, а также его свойствами, узнали кто может являться исполнителем алгоритма, рассмотрели примеры алгоритмов.


- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников

Ответ на приветствие учителя.




Выделение существенной информации из слов учителя.


Взаимодействие с учителем


Слушание учителя





Целеполагание




Умение настраиваться на занятие



.



Этап 2 - Актуализация знаний

Сегодня мы с помощью тестирования проверим, насколько вы хорошо усвоили данный материал, а затем приступим к изучению новой темы. Тест в 4 вариантах.


Наблюдает за работой детей. выставляет в журнал отметки, полученные учащимися, и вместе с ними анализирует ошибки, допущенные при выполнении данного задания.


Ответы на вопросы теста.




Компетенция обучающихся в повседневной жизни




Взаимодействуют с учителем







Слушание учителя







Развитие регуляции учебной деятельности.





Регуляция учебной деятельности.



Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

Каждый человек в повседневной жизни решает огромное количество задач. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов и может быть представлено в виде алгоритма.


В настоящее время существует всего три базовых алгоритмических конструкции:

  • следование (линейный алгоритм);

  • ветвление (разветвляющийся алгоритм);

  • повторение (циклический алгоритм).


Алгоритмическая конструкция следование

Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным (рис. 1).



Пример линейного алгоритма:


Приготовление салата



Алгоритмическая конструкция ветвление

В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки: если идет дождь, мы берем зонт; если жарко, надеваем легкую одежду.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).


Различают полные (рис. 3) и неполные (рис. 5) ветвления.


В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.


Пример неполного ветвления:


Сборы на прогулку




В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие1, в противном случае будет выполнено действие2.

Пример полного ветвления:


Является ли четным число?



Алгоритмическая конструкция повторение

Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.

Например, если надо подсчитать, сколько раз буква "о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой задачи исполнить ее человеку трудно (особенно если текст довольно большой), а для компьютера это работа на несколько секунд.


Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока выполняется заданное условие.


Группу повторяющихся действий называют телом цикла. Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать 2 круга на стадионе.


Циклы позволяют записать длинные последовательности действий с помощью небольшого числа повторяющихся команд.


Ситуацию, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.


Различают три вида циклических алгоритмов:

  • цикл с предусловием;

  • цикл с постусловием;

  • цикл с параметром.



  1. Цикл с предусловием

Работа цикла с предусловием начинается с проверки условия. Переход к выполнению тела цикла осуществляется только в том случае, если условие истинно, в противном случае происходит выход из цикла.

Пример цикла с предусловием:


Ремонт



  1. Цикл с постусловием

Работа цикла с постусловием начинается с выполнения тела цикла. Таким образом, оно будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.


Пример цикла с постусловием:


Стирка



  1. Цикл с параметром

Цикл с параметром (или цикл со счетчиком) - это цикл с заранее известным числом повторов.

Тело цикла выполняется заданное количество раз.




Пример цикла с параметром:


Пришиваем пуговицы

Объясняет новый материа.

Демонстрация презентации.


Слушание учителя.


Наблюдение за материалом презентации.



Формирование умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.


Умение строить речевое высказывание.

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Смысловое чтение.


Обсуждают выводы.

Слушание.

Говорение.


Умение слушать и вступать в диалог.






Контроль правильности ответов обучающихся.


Умение слушать в соответствие с целевой установкой.











.

Этап 4 - Первичная проверка понимания изученного и закрепление материала

Задания на проверку понимания изученного и закрепление материала.


Задание

Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:


1)


Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь.


2)

Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.



3)


Ответ: Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.


4)


Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.


Задаёт вопросы.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Даёт учащимся задания на интерактивной доске


Ответы на вопросы


Выполнение задания на интерактивной доске


Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Умение строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Классификация объектов.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений

.


Участие в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

.

Прогнозирование.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов.



Этап 5 - Домашнее задание

Домашнее задание

Запишите домашнее задание: 1.п.4.2.2,с.114-115

2. п.4.2.3,с.115-117

3.п.4.2.4,с.117-119

Задания 4.2-4.4 стр119



Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 6 - Подведение итогов занятия

«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.

Сегодня мы с вами познакомились с тремя основными алгоритмическими конструкциями. Назовите их.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение).


Какие существуют виды ветвлений? (полные и неполные)


Какие существуют виды циклических алгоритмов? (циклы с предусловием, с постусловием и с параметром)







Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос учителя

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Этап 7 - Рефлексия

- «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению

(Учитель просматривает самооценку учеников).

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.


Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки»

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.


Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия.

Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:


1.Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса Москва. Бином. Лаборатория знаний.2011

2. Информатика и ИКТ : практикум

3.Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD

4. «Мой университет - www.moi-mummi.ru»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ