Технологическая карта по Информатике "Носители информации" 5 класс

ФИО автора материала: Марина Валентина Николаевна

Место работы: МОУ СОШ №2 г.Ершов Саратовской области

Должность: учитель информатики

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Носители информации.

Предмет: информатика.

Цель: Дать представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие информационных носителей.

Класс: 5.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

  • образовательные:

  • усвоение учащимися понятия «носитель информации»,

  • формирование представления о носителях информации различных эпох;

  • воспитательные:

  • воспитание коммуникативной культуры,

  • воспитание умения оценивать себя и своих товарищей;

  • развивающие:

  • развитие речи, памяти, внимания, умений анализировать, сравнивать;

  • развитие кругозора,

  • формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

  • личностных:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

  • формирование умения контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии);

  • метапредметных:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

  • формирование умения работать с ЦОР;

  • предметных:

  • усвоение понятия «носитель информации»,

  • формирование представления о древних и современных носителях информации,

  • умение приводить примеры практического применения информационных носителей в повседневной жизни.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

Межпредметные связи: история.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран (или интерактивная доска), компьютеры для учащихся.

Дидактический материал: карточки, самостоятельно разработанные ЦОР (презентация, тест).

Литература: УМК для 5 класса Л.Босовой.

Структура и ход урока

Этап урока

Использование ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Оргмомент

 

Приветствует учащихся.

Настраиваются на урок

1 мин.

2.             

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний

 

Проводит фронтальный опрос:

- Как человек хранит информацию?


- Что значит во внутренней памяти? Как ещё называют эту память? Почему?





- Это достоинство внутренней памяти, а какие у неё есть недостатки?


Отвечают на вопросы:

- Человек хранит информацию во внутренней и внешней памяти?

- Во внутренней памяти – значит «в уме». Внутреннюю память называют ещё оперативной, т.к. содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Приводят примеры.

- Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается.

Приводят примеры.

4 мин

3.             

Актуализация опорных знаний

 










ЦОР №1: на экране появляются изображения различных носителей (книга, блокнот, кассета, диск и т.д).


ЦОР №1: на экране появляется тема урока.

Проводит беседу:

- Тем не менее, люди накопили за время своего существования много знаний, которыми могут воспользоваться ныне живущие люди, в том числе и мы с вами. Неужели все эти знания хранятся исключительно в собственной памяти и передаются от поколения к поколению «из уст в уста»?


- Каким же общим свойством обладают все эти объекты?

- Правильно, каждый из этих предметов несёт на себе информацию. Каким же общим словом мы можем их назвать?

- Это и есть тема нашего урока.

Сегодня мы поговорим о носителях информации, их многообразии, их достоинствах и недостатках.

Принимают участие в беседе:

- Эти знания хранятся во внешней памяти: в книгах, энциклопедиях, справочниках, на фотографиях, в кинофильмах и т.д.






- Они хранят информацию.


- Носители информации.


3 мин.

4.             

Усвоение новых знаний




ЦОР №1: на экране появляется определение.






ЦОР №1: на экране появляются образцы правильно выполненных заданий.


ЦОР №1: демонстрируются слайды, на которых различные носители и даты их появления (наскальный рисунок, камень, глиняная дощечка, папирус, пергамент, щёлк, бумага, фотография, пластинка, кинолента, аудиокасета, видеокасета, дискета, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель).

- Что же мы будем называть носителем?


Определение уточняет (если нужно).



Организует работу по карточкам на два варианта: даны различные изображения (телевизор, книга, очки, кассета, диск, портфель, телефон, компас, кинолента, калькулятор, кисточка, радиоприёмник и т.д.), нужно обвести информационные носители.


- Предлагаю совершить виртуальное путешествие во времени, чтобы посмотреть какие носители люди использовали с древности и до наших дней. Ваша задача: определить недостатки ранее существовавших и современных носителей.

Сопровождает и комментирует просмотр слайдов.



Дают определение.

- Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения информации.


Выполняют работу по карточкам.

Затем выполняется взаимопроверка, обсуждение результатов и проверка по образцу, данному на экране.



Просматривают слайды, дают комментарии (с учётом знаний, полученных на уроках истории), определяют существенные недостатки носителей, тем самым объясняя появление новых видов носителей.





23 мин

5.

Динамическая пауза


Организует комплекс упражнений.

Выполняют упражнения.

2 мин

6.

Первичная проверка понимания изученного

 

После просмотра презентации задаёт вопрос:

- Мы рассмотрели много примеров носителей, а какими носителями чаще всего пользуемся мы?



Организует групповую работу - выявление сильных и слабых сторон бумажных и электронных носителей.



Организует обсуждение полученных результатов.

Отвечают на вопрос:


- Основные носители в наши дни – это бумага, фотография, жёсткий диск, лазерный диск, флеш-накопитель.


Делятся на 2 или 4 группы, по группам выполняют задания: определить преимущества / недостатки бумажных / электронных носителей.

Ведут дискуссию, высказывая свои мнения.

5 мин







7.        

Контроль усвоения

ЦОР №2: на рабочем месте каждый ученик запускает тест «Носители информации»

Проводит тестирование.



Выполняют тестовые задания.


Обсуждают допущенные ошибки, корректируют их.

5 мин

8.

Подведение итогов урока, рефлексия


Выставляет оценки.

Анализируют работу на уроке.


9.             

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Задаёт домашнее задание:

1. Работа с параграфом учебника (§1.4) и материалом для любознательных (§3.1-3.2), заполнение таблицы (носитель – пример – форма представления информации), задание в рабочей тетради на соответствие дат и событий (№4).

2. Составление кроссворда «Носители информации»

Записывают задание в дневники (второе задание творческое, оно не является обязательным для всех).

2 мин

 

  

Приложение к плану-конспекту урока

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЦОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Описание ЦОР

1

Презентация «Носители информации»



информационный

презентация в Power Point

Определение понятия «Носитель информации», обзор в хронологическом порядке различных информационных носителей.

2


Тест «Носители информации»


контролирующий

тест в Hot Potatoes

Тестовые задания (с выбором ответа или кратким ответом)


2

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ