Урок по теме «Построение шаблона для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel»

Тема урока: «Построение шаблона для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel»

Цели урока:

  • Формировать умения и навыки применения стандартных функций при решении практических задач.

  • Развивать представления об электронных таблицах, как инструменте для решения практических задач.

Задачи.

  • Образовательные: формирование знаний и умений учащихся применять встроенные функции в электронных таблицах для решения поставленной задачи.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; умение пользоваться ранее полученными знаниями.

  • Воспитательные: воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

  • Использовать стандартные функции для проведения более сложных вычислений в электронных таблицах.

Методы:

  • информационный (словесный);

  • наглядно-иллюстративный;

  • практический.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.

Программное обеспечение: MS Office PowerPoint, MS Office Excel.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • приветствие;

  • проверка отсутствующих.

2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности.

1) Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы “Встроенные функции”. Перед нами стоит задача создать шаблон для определения результатов спортивных соревнований и сдачи нормативов средствами табличного процессора Мicrosoft Excel.

Необходимо построить таблицу, в которую можно будет вводить данные результатов соревнований по бегу на 60 м и прыжкам в длину и видеть результаты соревнования ( 1, 2, 3 место) и выполнение нормативов по данному виду спорта.

Чтобы протестировать наш шаблон, результаты соревнований будут вводиться с помощью случайного числа.

2) Проверочный тест (с обратной связью). Вопросы на слайдах.

    1. Какие данные можно вводить в ячейку таблицы? (ответ: константы в виде числа или текста и формулы)

    2. С какого знака начинается запись формулы в ячейку таблицы? (ответ: знак =).

    3. Каким образом можно вставить в ячейку встроенную функцию? (ответ: в строке формул нажать на кнопку Вставка функции или нажать комбинацию клавиш Shift F3).

    4. Как можно изменить формат числа, например два знака после запятой? (ответ: выделить ячейку и нажав правую клавишу мыши вызвать контекстное меню, выбрать команду «Формат ячеек», на вкладке «Число» выбрать формат «числовой», задать количество знаков после запятой =2).

    5. Как можно вводить адрес ячейки в формулу? (ответ: щелкая в ячейку с нужным адресом или набирая адрес с клавиатуры)

    6. Если текст достаточно большой, как поместить его в заданную ширину ячейки? (ответ: (выделить ячейку и нажав правую клавишу мыши вызвать контекстное меню, выбрать команду «Формат ячеек», на вкладке «Выравнивание» выбрать «Переносить по словам»).

    7. Когда применяется абсолютная адресация ячейки таблицы? (ответ: абсолютная адресация используется в том случае, когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Для того, чтобы задать ячейке абсолютный адрес, необходимо перед номером строки и номером столбца указать символ “$” либо нажать клавишу F4.)

    8. Как выполнить копирование формулы. (ответ: Для этого необходимо выделить ячейку , где уже стоит формула, и потянуть вправо или вниз мышкой за правый нижний угол этой ячейки (за меленький черный квадрат), а затем отпустить мышку над последней ячейкой, где должна быть формула, либо через буфер обмена)

3. Теперь рассмотрим новые функции, которые будем использовать в нашем шаблоне.

  1. Функция СЛЧИС

Функция возвращает равномерно распределенное случайное вещественное число, которое большее или равно 0 и меньше 1. Новое случайное вещественное число возвращается при каждом вычислении листа.

Чтобы получить случайное вещественное число в диапазоне между a и b, можно использовать следующую формулу: =a +СЛЧИС()*(b-a)


  1. Функция Ранг

Функция возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа — это его величина относительно других значений в списке. (Если отсортировать список, то ранг числа будет его позицией).

РАНГ(число;ссылка;порядок).

Число   — число, для которого определяется ранг., т.е результат кросса для конкретного ученика ячейка B2.

Ссылка   — массив или ссылка на список чисел. В данном случае список всех результатов кросса.

Так как при копировании формулы, список для всех участников соревнования остается неизменным, т.е. не меняется при копировании, для диапазона необходимо задать абсолютную адресацию.

Порядок   — число, определяющее способ упорядочения.

Если значение аргумента «порядок» равно 0 или опущено, ранг числа определяется в Microsoft Excel так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке убывания.

Если значение аргумента «порядок» — любое число, кроме нуля, то ранг числа определяется в Microsoft Excel так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке возрастания.

  1. Практическая работа.

Технология выполнения задания:

  1. Запустите программу Microsoft Excel 2007.

  2. Откройте файл « Соревнования_фамилии».

  3. В ячейку С1 введите текст: «Результаты бега на 60 метров»

  4. В ячейку С2 введите с клавиатуры формулу для результата кросса, используя функцию случайного числа. Отформатируйте значение в ячейке, как число с двумя знаками после запятой.

Результаты кросса будут принимать значения от 8 до 11 сек, тогда формула будет выглядеть так: =8+слчис()*3.

  1. Выполните копирование формулы для всех учеников.

  2. В ячейку D1 введите текст: "Прыжки в длину".

  3. Самостоятельно. В ячейку D2 введите с клавиатуры формулу для результата прыжков в длину, используя функцию случайного числа. Результаты прыжков в длину находятся в диапазоне от 1,4 до 2,4 метров.

  4. Выполните копирование формулы результата прыжков в длину для всех учеников

  5. В ячейку E1 введите текст: "место по результатам кросса".

  6. Для определения места в соревновании по бегу будем использовать функцию РАНГ В ячейку E2 вводим функцию Ранг: команда Вставить функцию. Выбрать категорию «Статистические»

  7. В окне Мастер функций выберите функцию -Ранг. Число это результат конкретного ученика (C2), ссылка диапазон ячеек со всеми результатами кросса (адрес должен быть абсолютным $C$2:$C$21,т.к. лучшим результатом кросса является наименьшее значение в списке, порядок будет любое число, кроме нуля, например 1.

  8. Формулу копируем для всех участников соревнования

  9. В ячейку E1 введите текст: "место по прыжкам в длину".

  10. Самостоятельно. Определите места в соревновании по прыжкам в длину

В ячейку F2 вводим функцию Ранг.

Обратите внимание, что лучшим результатом прыжкам в длину является наибольшее значение в списке. Скопируйте формулу для всех участников соревнования.

  1. Выполним условное форматирование для результатов столбца «место»

Выделим диапазон ячеекE2:E21.

Выберите команду «Условное форматирование», « Правила выделения ячеек», «Равно».

Устанавливаем значение «1», выбираем форматирование, например, светло-красная заливка и темно-красный цвет.

Также устанавливаем форматирования для значений «2» и «3»

  1. Использование функции ЕСЛИ.

В ячейку J1вводим текст «норматив по бегу, сек»

В ячейку H2 вводим значение 8,8

В ячейку K1вводим текст «норматив по прыжкам, метр»

В ячейку K2 вводим значение 1,9

Добавим в ячейку G1 «сдача норматива бегу 60 м» и в ячейку H1 «сдача норматива по прыжкам в длину»

  1. В ячейку G2 вставим функцию ЕСЛИ

Напоминание! Функция ЕСЛИ относится к категории логические.

Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.

Функция ЕСЛИ используется при проверке условий для значений и формул.

Синтаксис: ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)

В первом поле пишется логическое выражение. Значение результата кросса должно быть меньше или равно нормативу. Во втором поле пишем «да», т.е. норматив выполнен, в третьем поле пишем «нет».

САМОСТОЯТЕЛЬНО! Аналогично определите, кто сдал норматив по прыжкам в длину.

САМОСТОЯТЕЛЬНО! Выполните условное форматирование для столбцов G и H. Например, слова «yes» отформатируйте красным цветом на желтом фоне, а «no» красным цветом на голубом фоне.

  1. Защита ячеек с формулами. Чтобы пользователь шаблона случайно не удалил формулы, оставим доступными для изменения ячейки таблицы, куда вводятся результаты соревнований.

Выделите столбцы со значениями результатов соревнования, правой клавишей мыши вызываем контекстное меню и выбираем команду «Формат ячеек», вкладка «Защита» и убираем галочку «Защищаемая ячейка». Теперь Защитим лист с таблицей.

На вкладке «Рецензирование», выбрать команду «Защитить лист», в появившемся окне, Ок.

Шаблон готов.

  1. Подведение итогов.

О каких встроенных функциях электронных таблиц Excel вы сегодня узнали? Когда можно применять функцию РАНГ?

  1. Домашнее задание. Придумать практическую задачу, где можно использовать функцию РАНГ? Составить таблицу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ