Урок-практикум по Информатике «Ветвления на Паскале»
Урок-практикум по теме «Ветвления на Паскале»
Цель урока:
Отработка навыков записи команды ветвления .
Активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Задачи урока:
- образовательная:
Научить решать задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Формы работы учащихся:
Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность
Групповая деятельность
Педагогические технологии:
Групповое обучение
Разноуровневое обучение
Информационно-коммуникационные технологии
Учащиеся должны знать:
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления;
Способы представления алгоритма в виде блок-схемы;
Учащиеся должны уметь:
Разрабатывать и записывать на языке программирования основные типовые алгоритмы.
Работать в среде программирования Турбо Паскаль, ABC Паскаль;
Осуществлять отладку и тестирование программы;
Ход урока
Организационный момент.
Тема сегодняшнего урока “Команда ветвления”. Она для вас знакома. На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы с использованием команды ветвления и реализовывать их на языке программирования. А как вы думаете, почему нам нужно этому учиться? Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.
Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.
II. Актуализация знаний
Давайте вспомним и обобщим знаний по теме
Учащиеся задают друг другу вопросы по данной теме и отвечают на них:
Примерные вопросы:
Какие алгоритмы называются разветвляющимися?
Какой фигурой условие обозначается в блок-схеме?
Какие формы ветвлений вы знаете?
Запись на языке Паскаль
Полная форма и неполная форма: отличие и запись на Паскале
Простые и сложные условия (примеры)
Условия делимости, четности чисел
Учитель: «Давайте вспомним с вами этапы решения задач»
Проверь себя тест (учащиеся сами выбирают с каким тестом будут работать)
Уровень А
Вопрос 1
Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется…
A. разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
Вопрос 2
Служебное слово IF в условном операторе переводится как...
A. ЕСЛИ
B. ТОГДА
C. ИНАЧЕ
D. ВВОД
E. УСЛОВИЕ
Вопрос 3
Служебное слово THEN в условном операторе переводится как...
A. ЕСЛИ
B. ТОГДА
C. ИНАЧЕ
D. ВВОД
E. УСЛОВИЕ
Вопрос 4
Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как...
A. ЕСЛИ
B. ТОГДА
C. ИНАЧЕ
D. ВВОД
E. УСЛОВИЕ
Вопрос 5
К какому типу отнесем переменную A:=0.4 ?
A. string
B. char
C. integer
D. boolean
E. real
Вопрос 6
Укажите правильный вариант использования условного оператора.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;
B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>
Вопрос 7
Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;
B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>
Вопрос 8
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
begin
M:=5;
If m>5 then y:=5+m else y:=100-m;
Writeln (y);
end.
A. 95
B. 10
C. 5
D. 90
E. 0
Вопрос 9
Задача. Определить, является ли число М чётным.
Какое условие можно использовать в этой задаче?
A. M mod 2=0
B. M=2
C. M/2=0
D. M div 2=0
E. M='чётное'
Уровень В
Вопрос 1
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
begin
a:=3;
if a>3 then a:=5 else a:=1;
writeln (a);
end.
A. 1
B. 3
C. 5
D. ничего
E. a
Вопрос 2
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
begin
x:=0;
if x<>5 then y:=10 else y:=0;
writeln (y);
end.
A. 0
B. 5
C. 10
D. ничего
E. y
Вопрос 3
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
begin
a:=12;
if a>10 then n:=a+5 else n:=a-1;
writeln (n);
end.
A. 17
B. 11
C. 12
D. 16
E. 13
Вопрос 4
Какое условие следует использовать для вычисления Y по формулам:
Y = | X + 1 |, при X<1;
Y= cos X, при X>=1;
A. if X>1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);
B. if X<1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);
C. if X>=1 then Y:=abs(X+1) else Y:=cos(X);
D. if X>=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1)
E. if X=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);
Вопрос 5
К какому типу отнесем переменную A:=26 ?
A. string
B. char
C. integer
D. boolean
E. real
Вопрос 6
Задача. Входит ли число R в диапазон значений [-5 ; 0).
Какое составное условие нужно поставить в этой задаче?
A. (R>=-5) and (R<0)
B. (R<=-5) and (R>0)
C. (R>-5) and (R<=0)
D. (R-5) and (R+0)
E. (A>4) or (A<=10)
Вопрос 7
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
a: = 3; b: = 8; c: = 5;
if a > b then x: = a + b
else begin a: = b + c; x: = a - 2 * b
end;
Вопрос 8
Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
a: = 10; b: = 5; c: = 6;
if (a > b) and (b > c) then x:=3 * a + 2 * b + c
else x: = 5 * a - b + c;
Вопрос 9.
Какая из команд записана правильно?
A) if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end; else b:=x;
B) if (x=0) and (a>0) then b:=0;c:=x; else b:=x;
C)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x else b:=x; end;
D)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end else b:=x;
Оценивание: все верно или 1 ошибка 5, 2 ошибки «4», 3-4 –оценка «3»
Уровень А
Уровень В
1.A
1.A
2.A
2.A
3.B
3.B
4.C
4.C
5.E
5.E
6.A
6.A
7.A
7.A
8.A
8.A
9.A
9.A
Меняются тетрадями и проверяют тест, выставляют сами себе отметки
III. Проверка домашнего задания
Мы хотим, чтобы наши близкие когда они оказываются в море были в безопасности, чтобы их корабль на котором они плывут был надёжным. Надёжность корабля в первую очередь зависит от того, как постарался кораблестроитель при постройке этого корабля. Любому кораблестроителю нужно знать условие плавучести корабля. На уроке физики вы изучали условие плавучести тела.
Тело тонет, если сила тяжести больше выталкивающей силы, всплывает, если выталкивающая сила больше силы тяжести и плавает внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести.
Может ли корабль плавать, погружаясь полностью в воду? (Нет). Значит, рассмотрим только тот вариант, когда тело всплывает или (не дай бог) тонет. Дома вы должны были составить программу, которая ответит на вопрос «Может ли человек утонуть в пресной воде, морской и мертвом море?»
IV. Забегая вперед, решим задачу С1 из ЕГЭ (раздаточный материал на столе)
Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора). И для тех, кто будет сдавать экзамен по информатике полезно будет знать, что сложные условия входят в решение задачи С1 ЕГЭ по информатике.
Итак, давайте вспомним этапы решения задач по программированию
Задача 1 устная.
Приведите пример точки (координаты), входящей в область, определяемую условием:
IF (x>= 0) and (x<= 3) and (y>=0) and (y<= 4) THEN writeln (‘Точка принадлежит области’) ELSE writeln (‘Точка не принадлежит области’).
Докажите, что точка принадлежит заштрихованной области.
Решение задачи выполняется устно.
Задача 2.
Теперь перейдем к рассмотрению собственно графического варианта задачи C1 (Демоверсия ЕГЭ 2010 г). (объясняет учитель)
Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y — действительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Программист торопился и написал программу
Записываем с учащими условие, а домой написать программу
Доработанная программа:
var x,y:real;
begin
readln(x,y);
if (x*x+y*y>=4) and(x>=-2)
and (y<-x) and (y>=0)
then write('принадлежит')
else write('не принадлежит')
end.
Y. Работа в группах (практическая работа). Учащиеся на выбор решают задачи (уровень А, В, С). Решить любые три задачи на 5 (дается 10 минут)
Разноуровневые задания
Уровень А
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. (Написать программу, начертить блок-схему).
Задача № 3: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное - умножить на 5.
Задача № 4: Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.
Задача № 5: Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.
Уровень В
Задача № 1: Составить программу вычисления значений функции для любого х по желанию пользователя:
Задача № 2: Вовочка, любитель стрелять из рогатки, 7 раз попадал в милицию. Ввести с клавиатуры целое положительное число – № попадания. Определить результат: ,6,7 – милиционеры вставляли новое стекло, 4,5 – новое стекло вставлял папа Вовочки,1,2 , 3 – стекло не разбилось.
Задача № 3: Вводятся три значения ускорения свободного падения. Программа должна проверить, есть ли среди них ускорение свободного падения.
Задача № 4: Составить программу, которая запрашивает ввод температуры тела человека и определяет, здоров он или болен (здоров при 36 < t < 37)?
Задача № 5: Ввести с клавиатуры два числа. Проверить, равно ли второе число нулю. Если да, то вывести на экран фразу: «На ноль делить нельзя!» Если нет, то найти их частное.
Задача №1: Человек вводит в компьютер число. Если оно находится в интервале от 28 до 30, то нужно напечатать текст ПОПАЛ, если оно больше 30 — то ПЕРЕЛЁТ, если оно меньше 28, то НЕДОЛЁТ.
Задача № 2: Ввести с клавиатуры трёхзначное число. Определить, является ли оно палиндромом (т.е. одинаково читается справа налево и слева направо). Например, числа 121, 343 – палиндромы.
Задача № 3: Ввести с клавиатуры двузначное число. Определить, делится ли оно на сумму своих цифр.
Задача № 4: Компьютер запрашивает радиус круга и сторону квадрата. Надо определить, у какой фигуры площадь больше (ответ должен иметь вид: «У круга (квадрата) площадь больше»).
Задача № 5: Составить алгоритм решения линейного уравнения ax + b = 0. Учесть все возможные случаи в зависимости от исходных данных (одно решение, бесконечно много решений, нет решений).
Фамилия ученика _____________
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Дополнительно
Теория
Практика
Итог
«5» - знаю и понимаю, могу применить
«4» - знаю и понимаю, но применяю с поддержкой учителя, консультанта
«3» - знаю, но понимаю и применяю под руководством учителя или консультанта
«2» - затрудняюсь.
Дополнительно
Числа Близнецы. Два нечетных простых числа, разнящиеся на два, называются Близнецами (5 и 7, 11 и 13, 17 и 19…). Составить программу, которая определяет, являются ли два введенных с клавиатуры числа близнецами.
Автоморфные числа. Автоморфным числом называется число, равное последним цифрам своего квадрата. Например, 52=25, 252=625. Составить программу, которая определяет, являются ли числа автоморфными
YI. Итог урока
Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации.
Если идет дождь, то мы надеваем плащ.
Если на дороге ремонт, то едем в объезд.
Даже пословицы порой содержат ветвление.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Попробуйте сами привести несколько примеров?
“Волков бояться – в лес не ходить”.
С ветвлением мы встречаемся и в приметах:
“Много ягод рябины – к лютой зиме”.
“Ласточки низко летают – быть к дождю”.
YII. Рефлексия
Составить синквейн, любое слово из урока, на ваш взгляд, более подходит к нашему уроку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ