Древние Афины. Утверждение демократии в Афинах, 5 класс
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1011
119620, г. Москва, ул. Щорса, д. 6, корп. 1, тел. 934-12-35
e-mail: [email protected]
Конспект урока по истории Древнего мира
в 5 классе
«Древние Афины. Утверждение демократии в Афинах»
подготовил
учитель истории и обществознания
Игнатов Кирилл Андреевич
Москва 2013
В процессе уроков рекомендуется решить следующие задачи: познакомить школьников с местоположением и природными условиями Аттики, их влияние на занятия населения; раскрыть государственное устройство Древних Афин, охарактеризовав положение афинских земледельцев, причины роста недовольства и противоречий между афинским демосом и аристократией; проанализировать содержание и сущность реформ Солона, которые заложили в Афинах основы демократии.
Основные понятия и термины: Аттика, амфора, ареопаг, архонт, драконтовские законы, долговой камень, демос, феты, демократия.
Хронология: 594 год до н. э. — реформы Солона в Афинах.
Персоналии: Солон.
План:
1. Местоположение, природные условия и занятия жителей Аттики
2. Аристократы и демос
3. Солон и его реформы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Рассказывать о природных условиях и занятиях населения Аттики. Характеризовать государственное устройство Древних Афин, используя термины ареопаг, архонты, драконтовские законы, аристократия. Объяснять причины тяжелого положения афинских земледельцев. Определять значение реформ Солона для утверждения в Афинах демократии. Рассказывать о разрядах афинских граждан. Объяснять значение понятий и терминов демос, демократия. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.
Приёмы, формы организации познавательной деятельности на уроке.
Тема, посвященная такому явлению, как зарождение демократии, является очень важной на уроке по истории Древней Греции. По степени понимания процесса развития всемирной истории, влияния на формирование гражданственности подростков данный урок становится ключевым среди проблематики данной главы. Урок целесообразно организовать как объяснение нового материала с элементами беседы и практической работы. Структура и учебный материал § 29 «Древние Афины» и § 30 «Утверждение демократии в Афинах», во-первых, тесно взаимосвязаны, во-вторых, основное содержание по характеристике природных условий и занятий населения Аттики в целом уже знакомы учащимся по материалу предыдущих параграфов истории Древнегреческой цивилизации. Следовательно, чтобы не разрушать логику изучения данных параграфов, вероятно, имеет смысл их объединить. Этап проверки знаний по теме предыдущего урока в данном случае не выделяется, так как неизбежно в процессе изучения новой темы присутствует элемент сравнения двух главных полисов Греции — Афин и Спарты. Поэтому основные вопросы по истории Спарты будут обязательно востребованы на этом уроке. Если учитель сочтет, что лучше разобрать основные проблемы двух параграфов отдельно, то должно состояться обстоятельное повторительное обсуждение материала о Спартанском государстве. Для проверки усвоения материала предыдущего урока можно воспользоваться вопросами и заданиями, которые обсуждались на уроке по истории Спарты. Степень понимания пятиклассниками особенностей Спартанского государства лучше проверить в процессе обсуждения заданий: Вспомните основной принцип древнегреческого полиса. Как проявлялся принцип — сообща владеем, сообща управляем, сообща защищаем — в Спартанском государстве? Что имел в виду мудрец (Анахарсис, скифский мудрец, долго живший в Афинах), заявив, что афиняне, занимающиеся философией, чтобы обрести мудрость, не умеют мудро говорить, а спартанцы, презирающие философию, тем не менее умеют мудро излагать свои мысли?
В начале урока ученики с помощью учителя определяют местоположение Аттики по карте «Древние Афины» (настенная карта, атлас). Практически все основные вопросы этого материала уже известны учащимся по предыдущим урокам по истории Древней Греции. Таким образом, возможно построить рассмотрение данного пункта плана урока как обобщение и систематизация знаний пятиклассников природных условий и занятий населения Аттики. С помощью беседы характеризуется местоположение Аттики по карте «Древняя Греция», где необходимо четко отработать названия Аттика, Средняя Греция, а также проверить ориентацию детей по сторонам света в процессе рассказа. С помощью карты последовательно локализуем местоположение Аттики, полуостров, восток Средней Греции, Эгейское море. Затем переходим к карте «Древние Афины», на которой учащиеся отмечают город Афины и определяют природные условия: гористая местность, земли пригодной для земледелия очень мало, но горы богаты полезными ископаемыми. На карте отмечены только серебряные рудники, но ученики могут самостоятельно дополнить и указать на наличие мрамора, глины, железа.
Далее дети знакомятся с легендой о происхождении названия города Афины по тексту п. 1 § 29 второй абзац и отвечают на вопросы: Почему дар богини Афины жители города считали лучшим? Какие занятия жителей Аттики нашли отражение в легенде? Ответы учеников о выращивании оливок, производства оливкового масла и его применение (дар богини Афины), мореплавание и торговля (дар бога морей Посейдона) станут переходом к обсуждению занятий афинян. Назвать другие занятия жителей Аттики ученики способны самостоятельно. По рисунку «Амфора из Аттики» и определения термина «амфора» раскрывается сущность одного из продукта гончарного производства. Дети должны отметить по иллюстрации не только особенности формы сосуда, но и сюжет росписи амфоры.
С помощью объяснительного рассказа учителя и беседы школьники знакомятся с государственным устройством Древних Афин, остротой социального конфликта в Афинах. Необходимо конкретизировать понятие «аристократия», с которым дети познакомились на уроке о Спартанском государстве. Целесообразно работу по анализу системы управления в Афинах построить на сравнении со Спартой. Словарная работа по выделению признаков понятий «ареопаг», «архонт» (назовите аналогичные органы и должности в Спарте; что общего и в чем различия в этих полисах), выражение «драконтовские законы». Можно сопроводить управление Афинами привычным для детей приемом составления и объяснения схемы.
Основной вопрос данного пункта плана урока — причины острого социального конфликта в Афинах в VI веке до н. э. Пятиклассники либо по учебнику п. 4 «Положение афинских земледельцев» § 29, либо путем объяснительного рассказа учителя знакомятся с тяжелым положением народа в Афинах при господстве аристократии. Важно подчеркнуть, во-первых, что представителями демоса были только граждане Афин (часто ученики на вопрос кто составлял демос, называют метеков), во-вторых, раскрыть противоречия между земледельцами и аристократами, выделив существенные черты этих противоречий. В этом поможет проблемное задание и вопросы: Вам известно, что земля в древнегреческих полисах принадлежала всем гражданам. Кому в Афинах принадлежала большая часть плодородной земли? Постарайтесь объяснить, каким образом общественная земля оказывалась в собственности афинских аристократов. Расскажите, как афинские крестьяне превращались в рабов. Почему символом такого положения земледельцев был долговой столб? В чем заключалась острота конфликта между демосом и аристократами в Афинах?
Материал § 30 логически продолжает и завершает историю противостояния афинского демоса и аристократии. Поскольку проблема реформ Солона достаточно и исчерпывающе для пятиклассников освещена в содержании параграфа, объяснение нового материала лучше провести в объеме и в рамках знакомства с текстом параграфа на основе приема комментированного чтения и беседы с учащимися.
Начиная объяснение, учитель ставит проблему: он сообщает детям, что на уроке они познакомятся с одной из самых знаменитых личностей истории Древней Греции, с человеком, которого уже современники причисляли к семи мудрецам Греции. Его реформы предотвратили кровопролитие среди сограждан и заложили основы демократии, которая в наше время является основной формой правления. Почему острый конфликт между демосом и аристократами удалось решить мирными средствами?
Изучение реформ Солона и становление афинской демократии начинается со знакомства с личностью Солона на основе краткого рассказа учителя или подготовленного сообщения ученика. Необходимо обратить внимание пятиклассников, что Солон по своему происхождению и положению объединял в себе противоборствующие стороны в социальном конфликте в Афинах — аристократию (происходил из знатного, но обедневшего рода) и демос (чтобы выйти из нужды, Солон преуспел и разбогател на торговле с другими странами). В этом случае детям будет понятно, почему именно Солон получил поддержку в проведении реформ как со стороны демоса, так и со стороны афинской аристократии. Затем обсуждаются требования демоса п.1 § 30 первый абзац: Какие из указанных в тексте требований демоса к аристократам можно отнести к 1) торговцам и ремесленникам, 2) земледельцам? В процессе обсуждения очень важно подчеркнуть, что демос в Афинах составляли не только земледельцы, страдавшие от долгового рабства, но и богатые торговцы и ремесленники. Именно они выдвигали требование участия в управлении полиса.
Законы Солона целесообразно изучить на основе текста учебника либо самостоятельно, либо с помощью комментированного чтения. При любом варианте дети называют дату реформ — 594 год до н. э. Следует закрепить и проверить правильность понимания пятиклассниками преобразований и изменений в положении афинского демоса и аристократии. Это можно сделать с помощью стихотворения самого реформатора. Ученики должны найти в тексте (желательно текст размножить и раздать на парты) действия Солона: отменил все прежние долги афинских земледельцев и приказал сбросить с их полей долговые камни; отменил долговое рабство и возвратил им свободу; выкупил и вернул на родину прежде проданных в рабство афинян. Постановка поискового задания поможет обобщить характеристику реформ: Что считал Солон главным в своих реформах?
Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую — странников таков удел, —
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ;
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял,
Для каждого прямую правду указав...
Итог изменений в управлении Афинским полисом в результате реформаторской деятельности архонта Солона целесообразно закрепить с помощью сравнительной характеристики «до» и «после» Солона. Какие изменения в управлении Афинами произошло в результате реформ Солона?
В последнем пункте параграфа 30 раскрывает сущность и основные черты афинской демократии. Дословный перевод «демократии» как «власть народа» еще не раскрывает сущности демократии. Поэтому в процессе словарной работы с понятием «демократия» важно добиться от школьников понимания важнейшего признака — любой гражданин мог участвовать в управлении государством. Также потребует комментария два вывода п. 4 § 30, которые напрямую связаны с делением афинских граждан на разряды: 1) граждане теперь различались не знатностью происхождения, а своими доходами; 2) права и обязанности афинских граждан тоже зависели от доходов.
Основой для обобщения и систематизации понимания пятиклассниками учебного материала на завершающем этапе урока станет отрывок из стихотворения Солона:
Власть даровал я народу в той мере, в какой он
нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Так же о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, — чтобы их не опозорил никто...
Вопросы к тексту: Что имел в виду Солон, когда говорит о «нуждах народа»? Что получил афинский демос в результате реформ Солона? От чего зависели права граждан Афин? Можно ли согласиться с утверждением реформатора, что он «не дал лишних прав» народу? Объясните, почему вы так считаете. Этот отрывок стихотворения написан Солоном в похвалу себе. Согласны ли вы или нет с такой оценкой деятельности Солона? А как бы вы оценили деятельность реформатора? Приведите аргументы (примеры), что в тексте стихотворения Солон говорит о демократии.
Материал параграфа предлагается работу по сравнению государственного управления Спарты и Афин. Такая работа поможет детям более осознанно понять сущность афинской демократии и значение реформаторской деятельности Солона. Сравнение государственного устройства Спарты и Афин можно организовать с помощью задания: отметьте черты государственного устройства, характерные для Спарты и Афин.
судьи и другие должностные лица избирались на один год, после чего должны были отчитаться перед Народным собранием
свои посты должностные лица занимали пожизненно
обязанности и права граждан зависели от доходов, которые они получали
привилегии аристократов были отменены
гражданам было запрещено заниматься любым делом кроме военного
вся власть в государстве находилась в руках аристократов
(Спарта — 2, 5, 6; Афины — 1, 3, 4).
Домашнее задание: § 29-30. Если на уроке о Спарте дети подробно знакомились с деятельностью легендарного Ликурга, то, возможно, такое же задание предлагается по сравнению двух лидеров — Ликурга и Солона (М.Н. Ботвинник и др., Жизнеописания знаменитых греков и римлян: Книга для чтения — статьи «Ликург» и «Солон»). При наличии дополнительного урока лучше провести ролевую игру о преимуществах государственного устройства Спарты или Афин. Первая группа учеников представляет только что созданный город. Две другие — делегации спартанцев и афинян, которые убеждают в преимуществах государственного устройства именно своего полиса. Подготовка к игре по теме «Греческая колонизация».
Список использованной литературы:
С. В. Колпаков, Н. А. Селунская «История Древнего мира». М.: «Дрофа», 2012.
Колпаков С.В., Селунская Н.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. М., Дрофа, 2012.
Абрамов А.В., Абрамова Ю.А. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2013.
Саплина Е.В., Саплин А.И. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Методическое пособие. М., Дрофа, 2012.
Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М., ВЛАДОС, 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ