История России «Личность Петра I. Значение реформ» 7 Класс
-1-
История России. 7 класс.
«Личность Петра I. Значение реформ»
Цель урока:
1. Закрепление материала предыдущего урока «Изменения в культуре и быте при Петре I»
Изучение нового материала
Оборудование урока – карта «Российская империя в XVIII веке», проектор, компьютер.
Структура урока:
Завершить (частично повторить) опрос по материалу предыдущего урока –20 мин.
2. Новый материал – 20-23 мин.
3. Домашнее задание – 2 мин.
Методы и формы организации учебной деятельности: объяснение, эвристическая беседа, фронтальный опрос.
ХОД УРОКА.
Опрос по предыдущему уроку
Зачем Пётр I создал в стране современную систему образования (т.е. такую, как на Западе) и буквально силой запихнул всё дворянство в неё?
Зачем Пётр I заботился о том, чтобы создать здесь такуюже науку, как на Западе (хотя это было дело десятилетий и могло случиться много после его смерти)?
А чей опыт (какого царя) так заставлял его поступить?
[Чертим схему]
Армия и флот (сила гос-ва)
Образование «Окно в Европу» (СПб)
и наука
Что конкретно Пётр I сделал для развития образования и науки?
Зачем Пётр I изо всех сил внедрял западный быт и культуру в жизнь дворян (и в немалой степени из-за этого столицу из Москвы в новый город перенёс)?
Как Пётр I насаждал западную культуру?
И что, западная культура в России так и осталась 3-м сортом культуры Запада (как сейчас)?
Новый материал (объяснения учителя по плану урока, который записывают учащиеся):
1) Пётр I Великий [Редко кому Запад такие «бирки» вешает: например, Карл Великий создал современную Западную Европу из обломков Западной Римской империи через 300 лет после её крушения её, казалось бы, безвозвратно и в полную дикость]
а) абсолютный лидер во всём
а1 – ум, знания, опыт, физическая сила, воля
а2 – царь по рождению и вёл себя, как царь: вёл в боях и всякой работе
а3 – справедливость (сына не пожалел)
б) царь-труженик (14 ремёсел знал)
в) заботился о России на века вперёд,не жалея себя
[Письмо из Прутского похода в Сенат: не слушать моих указаний, если попаду в плен]
в1 – скромность в быту [на себя деньги не мотал, жалел]
[ Христианство: нет больше жертвы,как жизнь положить «за други своя»]
2) Итог – преображение России
а) «Не было вида человеческой деятельности, который бы не испытал преображения от деятельности Пётра I»
б) Россия вошла в круг великих европейских держав, когда Запад, пользуясь своим техническим превосходством, начал подчинять себе весь мир
б1 – что было бы с православием, если бы не Пётр I ?
б2 – и кем послан такой человек?
в) «Европа нам нужна лет на 50 …»
в1 – Россия осталась собою
г) всемирное значение:
г1 – остановили Наполеона и Гитлера
г2 – в XX веке, борясь против всего Запада, освободили из-под него весь мир [рухнула система колониализма; все Китаи, Индии, арабы, Африка и т.д.]
3) Оценка личности Пётра I
а) гнев до жестокости
а1 – сам рубил головы стрельцам [«Утро стрелецкой казни» - стр.103 – мелка картина на цветной вкладке – злобный на лошади сидит]
а2 – впечатления детства (1782, переворот Софьи)
б) отношение к женщинам
б1 – развалилась 1-я семья
в) человеческая цена реформ («Россию поднял на дыбы …»)
в1 – прекратился прирост населения
[Налоги драли с кровью.А Питер строить?А флот? –Да одно ли это! Прирост населения – итоговый показатель тяжести жизни]
в2 – но и себя не жалел
[Вывод]
г) Пётр I – человек грешный [слабый, как все мы], но честный и православный, и какую работу сделал!
г1 – царь, и им себя осознавал (любовь к России и свой долг)
г2 – «Нет власти не от Бога»
г3 – не нам суд, а Тому, Кто послал [По-человечески, не может меньшее судить о большем]
[Так что, самое главное и правильное – это на всем известном памятнике Петру I от Екатерины II. Там так и написано «Петру I от Екатерины II». А мы от себя должны добавить: «И от всех нас, пока стоит Россия»]
Домашнее задание:
1. Повторить §§12-19 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс» - М., Просвещение, 2011): следующий урок – итоговый опрос: оценки за урок получат все.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ