Конспект и презентация урока истории "Вот такой она была крепостная кабала" 7 класс
Конспект разноуровневого урока истории в 7 классе
Филонова Галина Витальевна,
учитель истории высшей категории
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Тема урока: «Вот такой она была крепостная кабала».
Данный урок может быть проведен в 7 классе после изучения Соборного уложения 1649 г. Урок – разноуровневый, так как на нем задействованы учащиеся 7-го и 10-го классов. Учащиеся 10 класса являются руководителями экспертных групп, созданных за неделю до данного урока. Они направляют работу групп, анализируют документы и делают выводы.
Цели урока:
изучив дополнительную литературу и документы, систематизировать знания учащихся об этапах закрепощения крестьян в XV – XVII веках;
научить 7-классников анализировать исторические документы;
способствовать привитию интереса к исследовательской деятельности, к работе с документами и дополнительной литературой.
Оснащение:
карты « Образование централизованного государства», « Россия в 17в.»;
исторические документы;
схемы, оформленные в результате работы групп;
выставка литературы, использованной при подготовке к уроку;
рисунки 7-классников по повинностям крестьян и сочинения о жизни крепостных крестьян.
Понятия: «пожилое», «заповедные лета», «урочные лета»
« Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана;
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена».
И.А.Бунин.
Ход урока:
Организационный момент.
Официальная дата возникновения феодальной зависимости крестьян в
Киевской Руси – IX – XII вв. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти. Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства.
Решающую роль в закабалении свободных крестьян-общинников играло прямое насилие над ними со стороны феодалов. Разорявшиеся в силу ряда причин крестьяне становились рядовичами, закупами, закладывались в холопы и включались в число господской челяди. Но были еще и лично свободные крестьяне.
Началом государственного закрепощения крестьян являлись указы и Судебники русских князей и царей. Мы попытаемся проанализировать эти документы, так как именно они отражают содержание этапов закрепощения крестьян в России.
С этой целью мы создали 4 экспертные группы, выводы которых помогут нам выявить содержание каждого этапа закрепощения.
Группы:
«эксперты» по деятельности Ивана III (1462-1505гг.);
«эксперты» по деятельности Ивана IV (1533 – 1584 гг.);
«эксперты» по деятельности Федора Ивановича (1584 – 1598 гг.) и Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.);
«эксперты» по деятельности Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг.).
Работа групп:
1 группа - «эксперты» по деятельности Ивана III.
Вопросы, рассматриваемые группой:
Краткая биография Ивана III (1462-1505гг.).
Важнейшие события конца XV века: конец монголо-татарского ига, становление единого государства.
Анализ Судебника 1497 г.
1 и 2 вопросы раскрывают 7-классники, а Судебник анализируют учащиеся
10 класса, обращая внимание на понятия: Юрьев день, « пожилое».
«Пожилое» - денежный сбор с крестьян (введённый Судебником 1497 г.) при их уходе от землевладельцев в Юрьев день.
Как результат своей работы, группа представляет схему:
ДАТЫ
ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1497 г.
Судебник Ивана III.
Ограничение перехода крестьян двумя неделями в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня) с уплатой пожилого.
2 группа - «эксперты» по деятельности Ивана IV
Вопросы, рассматриваемые группой:
Из биографии Ивана IV (1533-1584г.)
Расширение территории Российского государства.
События эпохи: опричнина, кризис хозяйственной жизни.
Анализ Судебника 1550 г.
Анализ Указа 1581 г.
При анализе документов идет работа над понятием «заповедные лета».
«Заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний (26 ноября).
Результат работы группы:
ДАТЫ
ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1550 г.
Судебник Ивана IV.
Подтверждение решения 1497 г. о Юрьевом дне, увеличение пожилого.
1581 г.
Указ Ивана IV
о «заповедных летах».
Запрещение перехода крестьян в Юрьев день.
3 группа - «эксперты» по деятельности Федора Ивановича и
Василия Шуйского
Вопросы для рассмотрения:
Из биографии Федора Ивановича (1584-1598 гг.)
Анализ Указа о 5-летнем сыске.
В.И.Шуйский (1606-1610г.)
Восстание под предводительством И.И.Болотникова (1606-1607 гг.)
В результате анализа документов появляется схема:
-
ДАТЫ
ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1597 г.
Указ Федора Ивановича
об «урочных летах».
Введение 5-летнего сыска беглых крестьян.
1607 г.
«Уложение о крестьянах» Василия Шуйского.
15-летний срок сыска беглых крестьян.
«Урочные лета» - сроки (5-, 15- летние) сыска помещиками беглых крестьян в России в XVI – середине XVII в.
4 группа - «эксперты» по деятельности Алексея Михайловича
Вопросы, рассматриваемые группой:
Из биографии Алексея Михайловича (1645-1676 гг.)
Реформы системы управления.
Городские восстания (Москва, Псков, Новгород)
Анализ «Челобитной дворян и детей боярских царю Михаилу
Федоровичу»
Анализ Соборного уложения 1649 г.
Документы анализируют 10-классники. Итог работы группы:
-
ДАТЫ
ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1649 г.
Соборное уложение
Окончательное закрепощение крестьян. Превращение их в собственность феодалов. Бессрочный сыск.
Содержание схем учащиеся заносят в тетради.
Анализ закрепощения крестьян в родном крае.
Подготовлен учащимися 10 класса на основе документов и дополнительной литературы.
Как жилось крепостному крестьянину в те далекие времена.
Зачитываются фрагменты сочинений 7-классников о жизни крепостных и стихи Н.Кончаловской из книги «Наша древняя столица»:
У хозяев пашет землю
Мужичишка крепостной,
У хозяина их много:
Двести, триста, восемьсот…
Он следит за ними строго,
Как скоту, ведет им счет.
Землю пашет мужичишка
На господской полосе.
У такого нет излишка
Ни в одежде, ни в овсе!
Брат его - затейник тонкий,
Мастер русского резца,
Это он точил колонки
Для господского крыльца.
Зять его - художник ценный,
Доверяют лишь ему,-
Он расписывает стены
У хозяйки в терему,
А живут по-скотски оба,
Этих некому жалеть-
От младенчества до гроба
Либо окрик, либо плеть!
Вот какой тогда была
Крепостная кабала.
Закрепление по презентации, составленной компьютерной группой учащихся по ходу урока.
Вывод: крепостное право отбросило наше государство по сравнению с Западной Европой на несколько лет назад в своем развитии.
«…Крепостное право, особенно в России, где оно наиболее долго держалось и приняло наиболее грубые формы, оно ничем не отличалось от рабства».
Приложения:
№1. Судебник 1497 года
Материал из Викитеки — свободной библиотеки
О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.
Судебник 1497 г.
положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Статья 57 установила, что
крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день осенний (26
ноября), за неделю до него и неделю после него. Единый срок перехода
отвечал потребностям централизованного государства и был закреплён в ст.
57. Для уходившего крестьянина устанавливалась повинность (пожилое): он
должен был заплатить 1 рубль, если его двор находился "в полех", и полтину
в менее плодородных лесистых местностях ("в лесех"). По тем временам это
была значительная сумма. Полная сумма выхода платилась прожившими на земле
не менее 4 лет. Для проживших меньше она снижалась за каждый год на
четверть.
№2. Судебник 1550 г.
88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст ся в холопи в полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великаго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.
№3. Указ об урочных летах. 24 ноября 1597 г.
Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичим, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали... государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити.
№4. Уложение царя Василия Шуйского о продлении срока сыска крестьян до 15 лет.
1607 г., марта 9
Лета 7115-го марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иер- могеном патриархом со всем: освясченным собором и со своим царским сигклитом, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинились
великиа кромолы, ябеды и насилия немосчным от сильных, чего де при царе Иване Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян где было книги учинил, и после оттого началися многие вражды, кромолы и тяжи [суды]. Царь Борис Фе-доровичь, видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како. по тому суды вершити. И ныне чинятся в том великие разпри и насилиа, многим разорения, и убивства смертные, и многие разбои: и по путем граблениа содея-шася и содеваются.
Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и по правилом святых отец:
Которые крестьяне от сего числа пред сим за 1 5 лет в книгах 101-го году положены, и тем быть за теми, за кем писаны; а буде те крестьяне вышли за кого иного, и в тем есть на крестьян тех или на тех, кто их держит, челобитье, и те дела не вершены, или кто сентебря по 1-е число сего года будет бить челом, и тех крестьян отдавати по тем книгам, с женами и детми и со всеми их животы, тем, за кем они писаны, до сроку рождества христова 116 году без пожилаго, а не отдаст кто на тот срок, ино на нем бра-ти за приим и пожилое по сему уложению; а не было о которых крестьянех челобиться по сесь день и сентебря по 1-е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут, и впредь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати и крестьян не вывозити (не возврасчать).
А буде которые отныне, из-за кого вышед, переидут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому приедет, примет противо сего нашего соборнаго уложениа, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки [туда], откуду он перебежал; а двор, если тот крестьянин строил, заплатити чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправити десять рублев: не принимай чужаго; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин, за двор за всякой год по три рубли, и за холостаго тоже на год по три рубли. <...>
№5. Челобитная царю от дворян и детей боярских (1637 г.)
Милосердный государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руссии! Пожалуй нас, холопей своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государех, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь нам холопям своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам…, чтобы наши поместеца и вотчины не запустели, и досталные б крестьянишка и людишка из-за нас, холопей твоих, не вышли, и чтоб мы, холопи твои, служа твою государеву беспрестанную службу с пуста и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянех и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в городех… И вели, государь, выбрать в городех из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопей своих, судить в городех по своему государеву указу и по своей государеве уложенной судебной книге, для нашей бедности и разоренья и для дальнова пути и для московские волокиты и проести, чтобы … мы б, холопи твои, с московские волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопем твоим, от их продажи и насилства вконец не погибнуть и твоей бы царской службы впредь не отбыть.
№6. «Соборное уложение»
Ст.1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и исчерных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной в иные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
Препарируя эту классификацию, следует ответить, что в Уложении речь идет о двух основных разновидностях крестьян и бобылей — частновладельческих и государственных. Уложение провозглашало закон о прикреплении черносошных крестьян к своим наделам наряду с прикреплением крестьян частновладельческих. Основанием прикрепления тех и других становились писцовые книги 1626 г. . Правительство, следовательно, пошло дальше обещаний, данных в наказе писцам 1646 г. В отношении вотчинных и поместных крестьян для периода после 1626 г. законом устанавливались дополнительные основания крепости — отдельные или отказные книги, в которых крестьяне и бобыли или их дети записаны «по новым дачам» «после тех писцовых книг» .
Ст. 2 . «…и тех крестьян и бобылей по суду и 161 по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».
Основанием возврата крестьян, бежавших как с черносошных, так и с частновладельческих земель, признавался факт записи в писцовых книгах 1626 г. их самих или их отцов. Возврату подлежали одновременно жены и дети беглых.
Ст.3 «… и тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым».
Уложение, следовательно, закрепляло потомственную крепостную принадлежность, распространяя её на членов семьи крестьянина и бобыля. В качестве другого основания крепостной зависимости на будущее время устанавливались переписные книги 1646—1648 гг., которые учитывали мужское население крестьянских и бобыльских дворов любого возраста. На будущее значительно расширялся круг родственников крестьян и бобылей, на которых распространялась крепостная зависимость. Помимо жен и детей, закрепощенных писцовыми книгами 20-х гг., в этот круг по переписным книгам 1646—1648 гг. включались братья, племянники и внучата с женами и детьми.
Ст.9. «…и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать».
Уложение, следовательно, распространяло потомственную крепостную принадлежность по прямой нисходящей до четвертого колена (правнуки) и по боковой нисходящей до третьего колена (дети племянников), включая жен и мужей. Писцовые книги 20-х гг. и переписные 40-х гг. как основание крепостной зависимости могли дополнять друг друга , (отцы могли значиться в первых, а дети — во вторых) или выступать независимо друг от друга: крепостная принадлежность устанавливалась:1) по записи отцов в писцовых книгах, если даже дети почему-либо не попали в переписные; 2) по записи в переписных книгах, если отцы записанных в них не значились в писцовых книгах.
Ст. 30. «А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобыли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях порознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поместных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити».
Уложение рассматривало крестьянина и его имущество (инвентарь, скот, хлеб во всех видах) в неразрывном единстве. Отсюда категорические требования закона о возврате беглых крестьян вместе с имуществом независимо от того, из каких земель они бежали — частновладельческих или черносошных. Черносошные крестьяне сидели на земле, принадлежавшей государству, но дворы, скот, инвентарь и другое имущество крестьянского двора было собственностью крестьян.
Ст. 29. «А которые ответчики учнут на суде в беглых крестьянех и в их крестьянских животах запиратца, а после того у веры у крестнаго целованья тех крестьян они у себя скажут, и учнут исцом отдавать, а в животах их учнут по прежнему запиратца, и на них те крестьянские животы велеть доправить, и отдать исцом без крестнаго целованья, потому что они на суде во всем запиралися, в людех и в животах, а после того крестьян отдают, а животами их сами хотят корыстны быть».
Во всех указанных случаях закон исходил из понимания неразрывной связи крестьянина с имуществом как исходного условия его производительной деятельности. Более того, по той же причине земля фактически принадлежала крестьянину, что влекло за собой закрепление за ним определенного (весьма ограниченного и условного) права владения и пользования ею. Таким образом , Уложение 1649 года в сравнении с предшествующим законодательством значительно детальнее и глубже разработало правовые основы принадлежности крестьянам их имущества и его возврата по принадлежности как необходимого условия функционирования крестьянского хозяйства.
Список литературы:
Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М.,2003.
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII веков. М., 1986.
Казаков Р.Б. Судебник 1497 года // Вопросы истории. - 2000. - № 3
Российское законодательство X – XX веков в 9-ти томах/ Под ред. Чистякова О.И. Т.2-3. – М.,1984-1985.
"Судебники XV-XVI веков". М-Л., 1952. С. 141-176.
Скрынников Р. Г. Борис Годунов.– М., Наука, 1978.
Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. – М.,2002.
Хрестоматия по Истории России. ТТ.1-2, М.,1994.
Энциклопедический словарь юного историка. – М.,1997.
Использованные Интернет-ресурсы:
historydoc.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы.
hronos.km. ru – Хронос – всемирная история в интернете.
humanities.edu.ru – Российский университет дружбы народов.
wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ