Рабочая программа "Патриоты России" 9-11 класс
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №89"
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА
Рабочая программа историко- краеведческого кружка для 9-11 классов на 2011-2012 учебный год
«Патриоты России»
Составлена и разработана учителем истории и обществознания высшей категории
Тихоновой Юлией Александровной.
САРАТОВ 2011-2012 г.
Оглавление к рабочей программе:
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….
Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………….
Содержание тем учебного курса…………………………………….................................................................
Требования к уровню подготовки учащихся………………..............................................................................
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………………………………………….
1. Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине у будущих защитников Отечества, что представляется нам одной из важнейших задач экспериментальной работы по военно-патриотическому воспитанию. данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-16 лет.
Цели данной программы:
· познакомить учащихся с героическими страницами нашей истории;
· развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
· выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
· способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
· способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Учащиеся должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
· иметь опыт исследовательской работы.
Задачи:
Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников- воинов вооруженных сил РФ;
Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
Более глубокое освещение недостаточно изученных исторических фактов; детальное описание баталий и сражений разных эпох, в том числе с использованием мультимедийной аппаратуры.
Доведение до молодёжи боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, начиная с Древней Руси и заканчивая периодом Великой Отечественной войны, т.е. выбраны темы, изучаемые в курсе истории России. Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории. Количество часов – 34.
Реализация целей и задач предполагает:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Разработана результативность программы по критериям:
1. Знание ключевых и частных проблем основных разделов программы
2. Развитие исторического логического и творческого мышления.
3. Формирование мотивации по выбору направления сферы деятельности (профессиональная ориентация)
Каждый критерий диагностируется по уровням проявления (максимальный, средний, минимальный). Подобраны способы отслеживания результативности.
Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания.
Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Критерии (оцениваемые параметры)
Показатели
Уровни проявления критериев
Способ отслеживания (метод диагностики)
Максимальный
Средний
Минимальный
Знание ключевых
и
частных проблем основных разделов программы
1.1 Воспитанник знает теории, подходы, понятия, причины, категории закономерностей исторических процессов, хронологию
самостоятельно безошибочно решает исторические задачи;
уверенно анализирует ситуации и дает им адекватную оценку;
самостоятельно раскрывает характерные черты исторических явлений и процессов;
учитывает нюансы во взаимосвязях и отношениях;
по собственной инициативе анализирует статьи периодических изданий.
воспитанник в основном самостоятельно решает задачи;
вызывает затруднения аналитическая деятельность (анализ ситуаций);
иногда требуется помощь при работе со статистическими сведениями;
может допускать ошибки пи решении тестов и задач;
не всегда проявляет инициативу в учебно-познавательной деятельности.
испытывает затруднения при осуществлении деятельности (в решении тестов, задач, исторических диктантах);
требует частого контроля и руководства со стороны педагога;
испытывает затруднения в аналитической деятельности;
не проявляет интереса к самостоятельному поиску информации.
тест;
решение задач;
анализ ситуаций;
исторические диктанты.
Развитие исторического логического и творческого мышления.
2.1. Воспитанник умеет принимать нестандартные решения в сложных ситуациях, анализировать, обобщать, мыслить последовательно.
2.2. Воспитанник реализует свои идеи в практической деятельности, творческих работах, игровых ситуациях.
2.3.Воспитанник способен к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в принятии решений.
Воспитанник самостоятельно анализирует исторические ситуации, выявляет причинно-следственные связи;
уверенно выделяет проблемы и предлагает обоснованные решения;
самостоятельно вырабатывает мнение по изучаемым вопросам;
уверенно проводит исследование.
воспитанник самостоятельно разрабатывает символику, создаёт эскизы костюма, безошибочно выполняет творческие задания;
уверенно проводит исследование;
выполняет работу по собственной инициативе.
воспитанник самостоятельно проводит исследование, пишет эссе;
безошибочно принимает верные решения;
уверенно анализирует события, происходящие в разные исторические периоды
воспитанник в основном работает самостоятельно, вызывает затруднения формулировка обоснованных решений;
может допускать ошибки, неточности при анализе ситуаций,;
не всегда проявляет инициативу.
воспитанник в основном работает самостоятельно;
вызывает затруднения исследовательская деятельность;
может допускать ошибки при работе над проектом;
не всегда проявляет инициативу в учебно-познавательной деятельности.
воспитанник в основном самостоятельно проводит исследования, пишет эссе, рефераты.
испытывает затруднения при анализе исторических событий.
испытывает затруднения в выработке собственного мнения по рассматриваемым проблемам;
требует контроля и руководства при обсуждении и выработке решений.
воспитанник испытывает затруднения при исследовательской деятельности, требует контроля при выполнении творческих заданий.
воспитанник испытывает затруднения при проведении исследований;
требует помощи и контроля при принятии решений, анализе.
написание эссе, реферата.
исследования, творческие задания, ролевые и моделирующие игры.
исследования;
написание эссе, реферата;
участие в конференции НОУ.
2. Учебно-тематический план.
№ занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Тип занятия
Форма контроля
Оборудование
1-3
Ратные подвиги русских князей.
3
Практическая работа
Круглый стол
ММУ, справочные материалы
4-5
Герои Куликовской битвы
2
Работа в группах,
дискуссия
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
СМ, ММУ
6
Герои Смутного времени
1
Работа в группах
Сообщения учащихся , работа с документами.
СМ, ММУ
7-8
Великие полководцы и покорители морей 18 века.
2
Семинар
Практическая работа Тестирование
СМ, ММУ
9
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.
Активный семинар
Сообщения учащихся, анализ источников.
СМ, ММУ
10
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров)
1
Круглый стол
Сообщения учащихся, дискуссия
СМ, ММУ
11
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.
1
Практическая работа.
Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы.
СМ, ММУ
12
Героизм участников обороны Севастополя.
1
Видеолекция
Просмотр, краткий конспект.
Фильм «Герои Севостополя»
13
Герои Первой мировой войны.
1
Работа в группах
Выпуск боевого листа.
Плакаты
14-15
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи
2
Лекция-мультимедия
Круглый стол.
Сравнительный анализ
Портреты, СМ
16-17
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.
2
Ролевая игра
Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев.
СМ
18-19
Массовый героизм в Великой Отечественной войне.
2
Круглый стол
Сообщения учащихся, дискуссия
СМ, диск ВОВ.
20
Подвиги Волжской Военной Флотилии.
1
Практическая работа
Круглый стол
Материалы школьного музея
21- 22
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.
2
Работа в группах,
дискуссия
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
СМ, ММУ
23
Вьетнамские исследователи из СССР.
1
Работа в группах
Сообщения учащихся работа с документами.
СМ, ММУ
24
Ребята из Афганистана. Саратовские герои.
1
Семинар
Практическая работа Тестирование
Видео ролики
25
Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.
1
Активный семинар
Сообщения учащихся, анализ источников.
Видео ролики
26-27
Космическое мышление.
2
Видеолекция
Просмотр, краткий конспект.
Видео ролики
28
Героизм в наше время.
1
Работа в группах
Видео ролики
29
Чрезвычайные ситуации . МЧС.
1
Лекция-мультимедио
Круглый стол.
Сравнительный анализ
Видео ролики
30
Ребята- дошколята. Юные герои.
1
Практическая работа
Круглый стол
ММУ, СМ
31-33
Патриоты современной России.
3
семинар
Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,
дискуссия.
СМ, видео ролики
34
МЫ- будущее нашей страны
1
семинар
Защита проектов.
СМ
СМ- справочные материалы ММУ – мультимедийные материалы
3. Содержание учебного курса.
Ратные подвиги русских князей.
Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.
Герои Куликовской битвы.
Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.
Герои Смутного времени.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». ...
Великие полководцы и покорители морей 18 века.
Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру ....
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество.
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в.
Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.
Героизм участников обороны Севастополя.
Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.
Герои Первой мировой войны.
Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.
Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.
Массовый героизм в Великой Отечественной войне.
Героизм советских летчиков. Саратовские летчики - в память о них…..
Подвиги Волжской Военной Флотилии.
Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве.
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.
Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.
Вьетнамские исследователи из СССР.
Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев
Ребята из Афганистана. Саратовские герои.
Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко,
Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов из Саратова.
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат.
Они защищали Отечество…… Дело Ю. Буданова.
Космическое мышление.
Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.
Героизм в наше время.
Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких.
Чрезвычайные ситуации . МЧС.
Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.
Ребята- дошколята. Юные герои.
Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.
Патриоты современной России.
Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал.
МЫ- будущее нашей страны!
В жизни всегда есть место подвигу!
4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
5. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
Календарно- тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Кол-во
Дата
1-3
Ратные подвиги русских князей.
3
4-5
Герои Куликовской битвы
2
6
Герои Смутного времени
1
7-8
Великие полководцы и покорители морей 18 века.
2
9
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу.
1
10
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров)
1
11
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.
1
12
Героизм участников обороны Севастополя.
1
13
Герои Первой мировой войны.
1
14-15
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи
2
16-17
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.
2
18-19
Массовый героизм в Великой Отечественной войне.
2
20
Подвиги Волжской Военной Флотилии.
1
21- 22
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.
2
23
Вьетнамские исследователи из СССР.
1
24
Ребята из Афганистана. Саратовские герои.
1
25
Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.
1
26-27
Космическое мышление.
2
28
Героизм в наше время.
1
29
Чрезвычайные ситуации . МЧС.
1
30
Ребята- дошколята. Юные герои.
1
31-33
Патриоты современной России.
3
34
МЫ- будущее нашей страны
1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ