Конспект урока на тему «Мифы. Древние образы. Магия и обряд»

Урок 1. Тема: «Мифы. Древние образы. Магия и обряд»

Цель: Ознакомление с основными понятиями и образами первобытного мира.

Задачи:

  1. Пробудить интерес учащихся к изучению художественной культуры как эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

  2. Дать базовые мировоззренческие установки всего курса.

  3. Рассмотреть такие смысловые блоки, как «миф – космос – сотворение мира», «универсальные мифологические модели мира – вертикальная и горизонтальная», «магия – ритуал – обряд плодородия»

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация «».

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Целепологание и мотивация.

  1. Показ иллюстраций древнего мира.

- Рассмотрите изображения. Что они нам рассказывают? Когда они были изображены? Что мы сегодня будем рассматривать?

  1. Сообщение темы урока.

  2. Мотивация.

- Сформулируйте основные факты того, зачем мы будем знакомиться с мифами и почему именно с них мы начинаем изучение курса «МХК».

  1. Изучение нового материала.

  1. Миф и его функции. Работа текстом и составление схемы (под руководством учителя)

  1. Чтение текста на с. 14. Одновременно заполнение схемы «Миф и его функции»

Базис всех древних первообразов



Функции:

- обеспечение социального и мирового порядка;

- поддержание традиций и непрерывности культурного развития

Базис художественной культуры

Основа ранних представлений о мире

МИФ

(греч. mythos – предание, сказание)



















  1. Вывод: - Сформулируйте понятие «миф», опираясь на схему.

- Приведите примеры Древних мифов

  1. Космогонические мифы. Работа текстом и составление схемы самостоятельно в парах.

  1. Понятие «космос».

  2. Чтение текста на с. 15. Одновременно заполнение схемы «Обобщённое представление о космогонических мифах (под руководством учителя).

Творение бога-демиурга

«Материал» для создания космоса в мифах

Цепь рождения богов

Упорядочивание стихийных сил природы

Общая логика движения:

- от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому;

- от божественного к человеческому;

- от стихийного к социальному.



Космогонические мифы о сотворении мира















  1. На основе схемы сделайте вывод о космогонических мифах.

  1. Самостоятельное чтение мифа об Уране и Гее с последующим пересказом.

  2. Мифологические модели мира. работа с индивидуальной познавательно-творческой картой.

Задание:

  1. Прочитать текст с.15 – 17.

  2. Выписать основные модели мира.

  3. Заполнить карты.

Индивидуальная познавательно-творческая карта.

Вертикальная модель мира. Мировое древо

Воплощение образа:

обелиск, колонна, триумфальная арка, крест, храм

Число 3 –

символ динамического процесса(рождение – жизнь – смерть), символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют)







Мировая гора

Небо Орёл

Будущее Потомки

Подземный мир Змей

Прошлое Предки

Земля Олени

Настоящее Живущее

поколение

013.gif















Горизонтальная модель мира.

Дорога (река)



  • Число 4 –

    символ статической целостности:

    - 4 направления;

    - 4 времени года;

    - 4 части суток;

    - 4 первоэлемента(земля, вода, огонь, воздух)

    Центр мира





















Воплощение образа

Культовые сооружения:

зиккурат, пирамида, пагода, ступа, церковь

  1. Проверка работ по образцу с пояснениями.

  1. Работа с понятиями «магия», «обряд(ритуал)», «обряд плодородия» - чтение текста учебника

  1. Закрепление изученного.

Ответы на вопросы с 18.

  1. Домашнее задание. (По выбору учащихся)

1)№1 § 1, вопросы, в справочной литературе найти значение слов «археология», «этнография», «лингвистика». №2 Сообщение о язычестве

2) №1, конспект, примеры значений чисел 3,4, 7, 12 - Опыт творческой деятельности №2: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в быту (привычки, суеверия и др)























Индивидуальная познавательно-творческая карта.

Вертикальная модель мира.

Воплощение образа:

Число 3 –





013.gif













Горизонтальная модель мира.



  • Число 4 –

    Центр мира





















Воплощение образа



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ