Конспект урока на тему «Мифы. Древние образы. Магия и обряд»
Урок 1. Тема: «Мифы. Древние образы. Магия и обряд»
Цель: Ознакомление с основными понятиями и образами первобытного мира.
Задачи:
Пробудить интерес учащихся к изучению художественной культуры как эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.
Дать базовые мировоззренческие установки всего курса.
Рассмотреть такие смысловые блоки, как «миф – космос – сотворение мира», «универсальные мифологические модели мира – вертикальная и горизонтальная», «магия – ритуал – обряд плодородия»
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация «».
Ход урока:
Орг. момент.
Целепологание и мотивация.
Показ иллюстраций древнего мира.
- Рассмотрите изображения. Что они нам рассказывают? Когда они были изображены? Что мы сегодня будем рассматривать?
Сообщение темы урока.
Мотивация.
- Сформулируйте основные факты того, зачем мы будем знакомиться с мифами и почему именно с них мы начинаем изучение курса «МХК».
Изучение нового материала.
Миф и его функции. Работа текстом и составление схемы (под руководством учителя)
Чтение текста на с. 14. Одновременно заполнение схемы «Миф и его функции»
Базис всех древних первообразов
Функции: - обеспечение социального и мирового порядка; - поддержание традиций и непрерывности культурного развития Базис художественной культуры Основа ранних представлений о мире МИФ (греч. mythos – предание, сказание)
Вывод: - Сформулируйте понятие «миф», опираясь на схему.
- Приведите примеры Древних мифов
Космогонические мифы. Работа текстом и составление схемы самостоятельно в парах.
Понятие «космос».
Чтение текста на с. 15. Одновременно заполнение схемы «Обобщённое представление о космогонических мифах (под руководством учителя).
Творение бога-демиурга «Материал» для создания космоса в мифах Цепь рождения богов Упорядочивание стихийных сил природы Общая логика движения: - от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому; - от божественного к человеческому; - от стихийного к социальному. Космогонические мифы о сотворении мира
На основе схемы сделайте вывод о космогонических мифах.
Самостоятельное чтение мифа об Уране и Гее с последующим пересказом.
Мифологические модели мира. работа с индивидуальной познавательно-творческой картой.
Задание:
Прочитать текст с.15 – 17.
Выписать основные модели мира.
Заполнить карты.
Индивидуальная познавательно-творческая карта.
Вертикальная модель мира. Мировое древо
Воплощение образа: обелиск, колонна, триумфальная арка, крест, храм Число 3 – символ динамического процесса(рождение – жизнь – смерть), символ абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют) Мировая гора Небо Орёл Будущее Потомки Подземный мир Змей Прошлое Предки Земля Олени Настоящее Живущее поколение
Горизонтальная модель мира.
Дорога (река)
Число 4 –
символ статической целостности:
- 4 направления;
- 4 времени года;
- 4 части суток;
- 4 первоэлемента(земля, вода, огонь, воздух)
Центр мира
Воплощение образа
Культовые сооружения:
зиккурат, пирамида, пагода, ступа, церковь
Проверка работ по образцу с пояснениями.
Работа с понятиями «магия», «обряд(ритуал)», «обряд плодородия» - чтение текста учебника
Закрепление изученного.
Ответы на вопросы с 18.
Домашнее задание. (По выбору учащихся)
1)№1 § 1, вопросы, в справочной литературе найти значение слов «археология», «этнография», «лингвистика». №2 Сообщение о язычестве
2) №1, конспект, примеры значений чисел 3,4, 7, 12 - Опыт творческой деятельности №2: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в быту (привычки, суеверия и др)
Индивидуальная познавательно-творческая карта.
Вертикальная модель мира.
Воплощение образа: Число 3 –
Горизонтальная модель мира.
Число 4 –
Центр мира
Воплощение образа
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ