Конспект урока по истории "История Древнего мира" 5 класс

5 класс «История Древнего мира»


Тема урока «Религия древних греков»

Цели урока: Изучить культы основных древнегреческих богов

и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести

учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные

верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с

текстом учебника и его иллюстрациями ,выделять главное

развивать умение проводить сравнительный анализ, делать

выводы, способствовать формированию познавательного

интереса.


Оборудование: карта «Древняя Греция в VIV веке до нашей эры”, карточки по хронологии, кроссворд с зашифрованным названием темы, картины «В храме богини Афины», «Статуя Зевса» «Религии древнего Египта» Аппликации Зевс, Посейдон, Аид.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Изучение новой темы.

Учитель обращается к ученикам, тема урока зашифрована в кроссворде лишь разгадав, его вы узнаете, как она звучит.




р.

а

б


е

г

и

п.

е

т


л

о

д

к

а


и

е

р

о

г

л

и

ф


г

р

е

ц

и

я


и

е

р

у

с

а

л

и

м

я

х

в

е






1.Человек ставший собственностью

другого.

2.Древнейшее государство на северо-востоке

Африки

3.Одно из первых средств передвижения по

воде.

4.Древнеегипетский письменный знак.

5. Государство историю, которого мы сейчас

изучаем.

6. Столица древнего государства иудеев.

7. Верховный бог иудеев.





д

р

о

т

и

к


р

е

м

е

с

л

а

е

в

а


в

а

в

и

л

о

н

н

и

л


и

о

с

и

ф


х

у

а

н

х

э














8. Короткое копье

9. При первом общественном разделении

труда возникло с/х и…

10. Имя первой на земле женщины.

11. Столица Древнего Двуречья

12. Река Древнего Египта.

13. Иудей, проданный братьями в рабство

14. Река Древнего Китая


г

а

н

г


р

у

б

и

л

о


е

л

е

н

а


к

и

р


о

д

и

с

с

е

и


в

е

л

ь

м

о

ж

а

15. Река Древней Индии.

16..Орудие древнего человека

(собрат топора)

17. Имя женщины по вине, которой

началась Троянская война.

18. Предводитель персов.

19. Главный герой «Одиссеи» Гомера.

20. Чиновник при фараоне





Действительно, так звучит название нашей темы.

А что такое религия?

Как она возникла?

Как совершались обряды в честь богов и где?

Кто их совершал?

Что такое храм?

Как общались жрецы с богом?

А теперь поговорим о веровании древних греков?


Но прежде прочтите на доске познавательное задание.

Сравнить религию древних египтян и древних греков.

Вспомнить первую нам поможет иллюстрация, «Суд Осириса», а со второй мы познакомимся в течение урока.

А в конце урока мы сравним.

I. Рассказ учителя: В Греции есть два места с похожими названиями: (работа по карте и атласом дети следят, находят)

Одно это гора Олимп на Севере Греции: согласно верованиям на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – город Олимпия в Южной Греции, где греки возвели главный храм Зевса. (Иллюстрация)

В Олимпии раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию именно в Олимпии.

Он одержал победу над своим отцом Кроном Крон (Хронос) – бог времени, древнейший доолимпийский бог.

Рея – богиня Земля жена Крона.

В VIIIVII до нашей эры древнегреческий поэт написал поэму «Теогония» о происхождении богов и мира. Зачитывается поэма.

А уже дальше с Теогонией перекликается «Илиада»

Славный земли колебатель (Посейдон)

Промолвил в ответ:

Трое нас братьев Кронидов

на свет родилось от Реи

Я и Зевс и Аид: кто царит

Над тенями умерших

Натрое все подели,

получили мы каждый удел свой.

Жребий бросив.

И мне для обители вечной

Досталось море.

Аиду – жилище кромешного мрака

Зевсу – пространное небо среди облаков и эфира

Общей для всех осталась земля да вершина Олимпа…


(Работа с учебником странице 130 на доске с аппликацией)

Учитель показывает каждого из богов и кратко характеризует его.

Итак: главным богом был Зевс. Это был бог дождя грома и молний его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет рукой – удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю.


? Почему именно этот бог играл такую огромную роль в религии греков?

Что Вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?


В городе Олимпии возведен храм Зевса в честь его победы над отцом Кроном (картина Статуя Зевса), для него решили создать статую, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора по имени Фидий.

Он изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя, закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла – священной птицы. На правой руке фигуру крылатой Ники богини победы.

? Почему богиня победы представлялась крылатой? Ответ учеников выслушивается и комментируется.

Одежда и венок у Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть и туловище бога покрыты пластинами из слоновой кости. Её темный желтовато – розовый цвет придавал жизненность фигуре. Работа Фидия привела в восторг греков и была объявлена одним из чудес света.


Бог моря Посейдон изображен могучим мужчиной с гордой и величавой осанкой. Взмахнет своим трезубцем, и вздымаются, словно море морские волны, разбушуется в море свирепая буря.

? Вспомните на кого из героев Гомеровской «Одиссеи» был направлен гнев Посейдона? Почему греки так почитали Посейдона? Выслушиваются ответы.

Учитель рисует (устно) вместе с учениками картину кораблекрушения.

?Кому молятся люди о спасении корабля?

Почему сейчас люди не верят в морских богов?


Вопрос на развитие логического мышления. Вы узнали, что греки особенно почитали бога Зевса и Посейдона, а в религии Египтян не было вовсе ни бога грома и молний ни бога моря? С чем это связано?


Бог – Аид брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземелья, царства мертвых. Здесь текут страшные, холодные реки туда ни проникают лучи солнца и стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром носятся души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

?.Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?


Работа с иллюстрациями учебника.

Следующее по рангу место занимает младшее поколение богов, в особенности дети Зевса от его главной жены Геры.

Сын Геры Гефест, бог огня и связанной с ним деятельности великий мастер кузнец и покровитель кузнечного искусства.

Сыном богини тьмы Латоны является «светозарный» бог солнца Гелиос Феб - Апполон.

Богиня Луны Артемида владычица лесов и зверей, охотница и чародейка. Сын Зевса Гермес, бог ветра, вечный странник, вестник богов, путеводитель купцов, проводник душ умерших.

Дионис – бог веселья и виноделия. Арес – бог кровавых битв.

Мудрая богиня – дева Афина Паллада – защитница городов, дочь Зевса. Богиня любви и красоты Афродита и её сын, проказник Эрот замыкают 12 олимпийских богов.

Итак: Повторяем, ученики называют каждого из 12 богов и характеризуют его.

Но не только богам покланялись греки, но и сочиняли мифы о каждом из богов, а особенно о главных богах.

II. Ученик или ученица пересказывают заранее подготовленный миф «О Деметре и Персефоне»

?Какие чувства вызывает у вас этот миф? Объяснение, каким явлениям природы выразили в этом мифе. (Смену времен года)


III. И еще один интереснейший миф о Прометее. (Работа с учебником, чтение вслух)

? Что привлекает вас в Прометее?


IV. Кроме богов которыми восхищались и которым поклонялись, в Греции очень уважали героев причем в каждой из областей был свой герой о котором рассказывали, передавая из «уст в уста» порой самые неправдоподобные истории. Одним из таких героев был Геракл сын Зевса и земной женщины по имени Алкимена. Ему поклонялись как богу солнца. Затем его почитали как героя всей Греции. Ему воздвигали статуи, посвящали святилища, оливковые рощи. Много мифов сложено о Геракле, но наиболее известен цикл сказаний о его 12 подвигах.

1. Немейский лев.

2. Лернейская гидра.

3. Стифанийские птицы.

4.Керинейская лань.

5. Эриманфский кабан.

6. Скотный двор царя Авгия.

7. Критский бык.

8. Небо Атлантов.

9. Колье Диомеды.

10. Пояс Ипполиты.

11. Кербер (Цербер) Аида.

12. Яблоки Гесперид.

? Кто из Вас читал о Геракле и его подвигах? Смотрел мультфильмы? Каким представляли Геракла Древние греки?


Учащиеся отвечают на познавательное задание, поставленное учителем в начале урока.

Дополнительные вопросы. Что общего в этих религиях? В чем различие?

Сравните, как изображали богов греки? Как египтяне?

Картина «Суд Осириса» и аппликации с изображением богов,

Ученики отвечают, учитель комментирует и корректирует их ответы.


Итоги урока:

3. Домашнее задание. Параграф 29 учебника, читать, пересказывать, отвечать на вопросы и выполнить задания на стр. 133.








6 класс. «История Отечества»

Урок – путешествие.


Тема: Восточные славяне.


Цели урока: Формировать образное представление об изменениях в жизни славян, зарождении неравенства, отмирании рода и перехода от

родовой общины к соседской. Создание феодальных вотчин.

Развивать умение объяснить определяющую роль материального производства, закономерность смены одного общественного

строя другим, продолжить формирование умения анализировать

и обобщать исторический материал (при изучении вопроса о совершенствовании орудий труда при характеристике

феодальной вотчины).

Воспитывать детей на трудовых традициях народ нашей

страны при раскрытии нелегких условий жизни труда восточных славян


Оборудование урока: Карта «древнерусское государство в IXXI веках», карточки «Листочки», «Сам себе учитель», «Диалог князя и крестьянина «Я бью челом», «Что хотите - говорите», «А вы знаете, что?...». Картины «Славянский поселок», «Полюдье» , учебник истории Б.А. Рыбаков А.А. Преображенский. Названия остановок.


1. Организационный момент.

Беседа учителя. Ребята сегодня у нас с вами необыкновенный урок. Мы с вами совершим путешествие к нашим далеким предкам «восточным славянам»

Угадайте, на каком виде транспорта соответствующем изучаемому периоду мы будем путешествовать.

а) самолете

б) автобусе

в) повозке

Учащиеся отвечают. Правильно, а теперь обратите внимание на карту нашего путешествия, в течение которого мы совершим 8 остановок, как они будут называться, мы узнаем позже. А пока грузимся на повозку и начинаем наше путешествие.






I. Остановка «Проверочная» Здесь мы узнаем, как вы усвоили предыдущую тему и выполнили домашнее задание.


1)Карточки «Листочки» работа с историческими понятиями и терминами.

Дубовые более простые Кленовые более сложные

Православие

Язычество

Бортничество

Лингвистика

Нумизматика

Подсечное земледелие


2. Работа с настенной картой.

Показать и назвать три ветви славян. Кто из народов Восточной Европы принадлежал к славянской языковой семье? Какие народы являются родственными славянам и относятся к индоевропейской группе народов?

Покажите на карте места расселения племенных союзов восточных славян, назовите их?


3) А сейчас мы с Вами поиграем в игру «Сам себе учитель», а точнее, «Сами себе учителя».

Работать будем группами.

Географы Задание: Соотнести союзы племен и места их расселения.


Поляне

Ильменские словене

Кривичи

Уличи

Радимичи

Вятичи

Полочане

Дреговичи


р.Москва

берега р. Припять

Киев

Смоленск

Полоцк

берега р. Сож

Новгород

Прикарпатье



Теологи (теология – наука, изучающая верования различных народов)

Соотнести языческих богов восточных славян и их «назначение»


Сварог

Сварожич

Род

Стрибог

Даждьбог

Велес

Перун


Бог ветра

Бог скота

Бог неба

Бог огня

Бог плодородия

Бог грозы

Бог солнца


После выполнения группы обмениваются карточками с заданиями. Учащимся дается ключ, для проверки правильности задания.

Учитель просит прокомментировать ошибки , если таковые имеются.

А хотелось бы Вам узнать, что изменилось с течением времени в жизни наших далеких предков? Об этом и пойдет разговор на нашем сегодняшнем уроке.

Но прежде вопрос могла ли жизнь у восточных славян остаться неизменной. Почему?

А теперь мы подъехали к следующей остановке.


II. «Переходная» Читаем название нашей новой темы «Рождение феодального общества у восточных славян».

? Какого происхождение понятие «феодализм»?

Охарактеризуйте классы при феодализме?

Учитель комментирует ответы, поясняя, что феодализм у восточных славян отличается от европейского.

Рассказ учителя: Отдельное славянское племя занимает 50-100 км. В поперечине и жило самостоятельно.

Племенные вожди, родовые старейшины, жрецы – волхвы, воины не занимались земледелием, но их существование было необходимо и племя содержало их.

Постепенно складывались союзы племен, о которых мы с вами уже говорили на предыдущем уроке. Каждый союз имел столицу, войско, суд. Главу племени стали называть князем, его окружение – знатью. Князь и знать забирали лучшее, постепенно возникло неравенство.

?Кто такой князь? Кого называли знатью?

Мы удачно преодолели ещё одну остановку и добрались к наиболее важной и значимой для нас.


III. «Познавательная». Здесь нам с вами предстоит выяснить какие именно изменения произошли в жизни славян, которые стали причиной перехода от первобытнообщинного строя к феодальному, от родовой общины к соседской.

Для этого откроем учебник стр. 27.

Со слов во – первых читает … (каждый ученик по одному абзацу)

? Назовите изменения, произошедшие в жизни «восточных славян»?

О чем они свидетельствуют?

А теперь попробуем найти подтверждение, вашим версиям на картинах и схемах.

Вызывается два ученика, один работает с картинами «Славянский поселок».

(Вопросы к первому ученику: Что общего на этих картинах? Что в них отличного? О чем это свидетельствует? Как изменились орудия труда «восточных славян»).

Второй ученик работает со схемами.

Что осталось общей собственностью у славян после распада родовой общины и замены ее соседской? Что превратилось в частную собственность?

Молодцы! Ваши правильные ответы позволяют нам продвинуться дальше. И следующая наша остановка «Ознакомительная».


IV. «Ознакомительная». Для начала один вопрос: Как вы думаете, что являлось основной ценностью изучаемого периода? Золото, драгоценные камни или земля? Почему? (Учитель дополняет – только земля являлась основной ценностью, главным средством существования земля- кормилица, земля – матушка и т. д.)


Рассказ учителя. Одновременно с образованием соседской общины племенная знать превращается в профессиональных воинов, они должны защищать мирную жизнь земледельцев и ремесленников. Утверждается право на землю. А крестьяне общинники отдают им часть урожая, для этого сначала собиралась только дань «полюдье».Для этого князь1-2 раза в год выезжал на «погост» (место сбора дани»)

Работа с картиной «Полюдье».

Постепенно многие земли принадлежащие князьям – феодалам, передавались по наследству по «отечеству» и поэтому назывались «вотчиной». Большая часть крестьян во времена киевской Руси были свободными, но случаи были разные, и постепенно часть крестьян становилась, зависима от владельцев земли.

Как это происходило? Неурожай, запасов едва хватало, а у князя всего вдоволь попросил ссуду, купу до следующего года, рассчитался, молодец, Нет, становится закупом (феодально-зависимым человеком, попавшим в зависимость за «купу» ссуду) через год рассчитался – хорошо нет, становится «холопом» (рабом). В то время этот порядок казался всем правильным и единственно верным.

А как же выглядело жилище князя его замок. Который многим в ту пору казался центром вселенной, средоточием мира в этом нам поможет узнать следующая наша остановка, к которой мы постепенно приблизились.


V. «Дополнительная»

Рассказ ученицы «Княжеский замок в Любече в Приднепровье»

Работа с картиной

Как уже было сказано, в подвалах замка имелись ямы для хранения зерна и воды. Как вы думаете, зачем? (война, осада, неурожай, стихийные бедствия)

Возле замков селилась дворовая челядь, холопы, ремесленники, воины- дружинники. Как вы думаете, с какой целью?

Комментарии учителя.

Все правильно, но у нас с вами еще 3 остановки и одна из них «Самостоятельная». Нам нужно обязательно на ней побывать, что бы продолжить ваше умение работать самостоятельно…


VI. «Самостоятельная» Откройте учебники на странице 30 со слов феодальная вотчина. Прочтите самостоятельно и ответьте на вопросы.

В чем причина устойчивости феодальной вотчины? Что означает понятие «натуральное хозяйство»?

Учитель корректирует ответы учеников и обязательно хвалит их, дополняя, что все, что ребята узнали нового необходимо закрепить и поэтому все отправляются на следующую остановку «Закрепительную».


VII. «Закрепительная» Учитель обращается к учащимся. Видели вы князя, видели крестьян общинников. А хотели бы вы побывать в их роли. Давайте попробуем. Ролевая игра «Я бью челом». Желающим даются карточки с текстом, князю - накидку, головной убор, крестьянину - рубаху с кушаком. Ребята обыгрывают текст.

Князь: Ты по что Злоба, на погост не явился, да «полюдье» мне не заплатил?

Крестьянин: Ить батюшка, велик, неурожай случился. Не то, что «полюдье» заплатить нечем, семья голодает.

Князь: Эй, врешь Злоба, врешь, медка бы с пасеки принес, и зачлась бы тебе дань. Пасека то у тебя знатная. А семья голодает, так купу возьми. Условия тебе известны?


Вопросы к диалогу: Что такое «погост», «полюдье»? Какая ошибка имеется в разговоре Князя и Злобы? Что такое «купа,» на каких условиях она выдавалась?


«Что хотите, говорите» Учитель зачитывает текст, учащиеся говорят да или нет.

Переход к феодализму, гладко не всегда пройдет, и соседскую общину, очень скоро сменит род? (нет)

Изменяется все в жизни время не стоит, идет. И подсечному на смену пашенное земледелие придет? (да)

Земля князю в дар давалась «вотчиною» называлась? (нет)

Холоп – раб, а закуп лишь зависим – это точно утвердилось? (да)

Ничего не изменилось, «полюдье», в замок приносилось?

Тиун всем замком управлял, и с челяди, «три шкуры драл». (да)


«А вы знаете, что?» Замок князя, который был обнаружен археологической экспедицией, Б.А. Рыбакова находился?

а) в Киеве

б) Новгороде

в) Любече


Кого из перечисленных людей мы причисляем к племенной знати

а)крестьяне общинники

б) родовые старейшины

в) жрецы – волхвы


Выберите продолжение фразы

Славянская община в VIII веке была (родовой. соседской)

Важнейшим занятием восточных славян в VII- VIII веках были (земледелие, скотоводство, начинают развиваться ремесла)

И вот, наконец, мы приблизились к нашей последней остановке.


VIII. «Итоговая» Сегодня на уроке хорошо работали…

Оценки получили…

Домашнее задание будет таким: Читать п.2, знать новые понятия, придумать рассказ от лица человека, жившего в период зарождения феодализма

«Я князь…, я холоп… и т.д.»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ