Конспект урока по истории "Культурно-бытовые преобразования Петра Великого" 7 класс

Неталиева Алия Гизатуллаевна

МКОУ «Басинская ООШ» Астраханская область Лиманский район село Басы Учитель истории и обществознания

Урок-игра: « Культурно-бытовые преобразования Петра Великого».



Цель урока: обобщить знания учащихся о культурно-бытовых преобразованиях Петра1, воспитыва ть и развивать навыки поведения в обществе.

Оборудование: плакат с кратким содержанием книги «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»; предметы быта, олицетворяющие преобразования Петра; игровые задания на бумаге или на доске.

Ход урока



Новая эпоха русской истории начинается с преобразований общественного быта Петром Первым. Время его царствования является той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.

Остановимся на том, что является более значимым и памятным из культурно-бытовых преобразований.

Наш урок-игра будет состоять из трех туров: «Просвещение и наука», «Литература и искусство», «Новшества в быту».

Класс делится на две команды, одну назовем «Преображенцами», другую – «Семеновцами».

Правильно данный ответ оценивается одним баллом. В случае неправильного ответа предоставляется возможность ответить другой команде. В течении всей игры команды готовят встречные вопрросы( по одному или два) друг другу по теме урока.

Итак, первый тур «Просвещение и наука».

Комментарии к фактам.

  1. «Учился сам и учил других».

  2. Запрет жениться без свидельства об окончании школы.

  3. Была создана сеть учебых заведений: цифирные школы, Навигацкая школа, инженерная школа, горные училища.

  4. Обязательное изучение иностранных языков.

  5. Строгая дисциплина ( за непосещение уроков – штрафы, палки).

  6. Просвещение невозможно без книгоиздательства.

  7. Возникновение первого музея (Кунсткамера), Ботанического сада, Летнего сада.



Игра «Найди ошибку в тексте».

Задание для 1-й команды.

В цифирных школах воспитанники овладевали навыками счета, письма, черечения и астрономии.

Задание для 2-й команды.

Первая Морская академия была открыта в Новгороде, Санкт-Петербурге, Нарве, Астрахани.

И еще одна небольшая игра, связанная непосредственно с Чукоткой. Я предлагаю вам небольшой ребус ( плакат с изображением атласа с двумя запятыми сверху).

Ответ: Атласов.

Вопрос: чем известен этот человек?

Ответ: землепроходец Владимир Атласов в 1696 г. Был назначен приказчиком в Анадырский острог, откуда совершил поход на Камчатку(1697-1699), составив описание полуострова.



Переходим ко второму туру игры «Литература и искусство».

В искусстве происходят большие изменения, появляются первые художники-портретисты (Никитин, Матвеев), европейское градостроительство, архитектура, скульптура. Развивается светская литература и, наконец, театр. Сам Петр был большим любителем театральных зрелищ.



Вопрос 1-й команде. Где по распоряжению Петра в 1702г. Был открыт театр – «Комедиальная храмина»:

А) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге;

Б) на Красной площади в Москве;

В) на территории Новгородского кремля?

Вопрос 2-й команде. Как назывались билеты при Петре Первом?

А) талон;

Б) ярлык;

В) бирка?

И, наконец, третий тур – «Новшества в быту».

При Петре Первом были введены европейские правила этикета и правила поведения в быту. Преобразования затронули в основном высшие слои населения. Была введена новая форма публичного общения – ассамблея. Она ломала многие старые представления, так как на ассамблею допускались женщины, купцы и даже корабельные мастера. Деловые разговоры чередовались танцами и играми. Хозяин обеспечивал гостей напитками для утоления жажды , табаком, столами для игр в шахматы и карты. Большим успехом пользовалась книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В ней давались основные правила поведения в обществе, за столом, в быту. Учащиеся по предложенному плакату зачитывают некоторые из этих правил.

Предлагаются два набора предметов.

Вопросы командам.

О каком нововведении говорят эти предметы?

1-й набор: елка, свеча, новогодние игрушки, букварь (новый год с 1 января 1700г.)

2-й набор: борода, ножницы, бритва (бритье бороды, ношение короткой европейской одежды).

Сколько стоил бородовой знак?

1-й команде: у купца (2, 30, 100руб.);

2-й команде: у дворянина (30, 60, 120 руб.).

Заключительные страницы «Юности честное зерцало» излагают добродетели молодых людей. Из предложенных текстов вычеркните лишнее.

1-я команда. Отрок должен обладать тремя добродетелями: смирен, заносчив, добр, приветлив, учтив.

2-я команда. Какой надлежало быть девице: трудолюбивой, стыдливой, скупой, разговорчивой, верной. Почему вы вычеркнули эти варианты?



Заключительный этап – вопросы друг к другу.

Вопрос первой команды ко второй.

Новорожденных девочек принято пеленать, используя ленты розового цвета, а мальчиков – голубого. Откуда пошел этот обычай.

Ответ: при Петре Первом были учреждены ордена Андрея Первозванного и Св.Екатерины, которые имели соответственно голубую и розовую ленты.

Вопрос второй команды к первой.

В 18 веке одним из самых популярных видов мужской одежды была куртка – камзол с удлиненными спереди и укороченными сзади полами. Однако удлиненныеполы мешали верховой езде и позднее кавалеристы стали подрезать передние полы.Что они делали с отрезанными кусками своего костюма?

Ответ: отрезанные куски пердних пол подшивались к задним, что привело к появлению фрака.



Закрепление.

Сегодня мы вспомнили познакомились с неекоторыми преобразованиями Петра Великого в области культуры и быта. И для того чтобы закрепить эти знания, ответьте на вопрос: какие нововведения вы знаете и какими мы пользуемся до сих пор ( правила поведения за столом, в обществе, европейский стиль одежды, обычаи, летоисчесление и др.)? Учитель подсчитывает баллы и объявляет победителя турнира.



Приложение

Юности честное зерцало

(фрагменты)



2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшка или государыня матушка. Или что мне пркажите, государь; а не так, - что, чего, как ты говоришь, чего хочешь И не дерзостно отвечать.

7. Когда им говорить с людьми . то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и другие речи не перебивать, на дать все выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит бббыть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать. Ежели чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться. Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать свое рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить, то поверенное дело содержать тайно.

9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне такмо прославились.

13. Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный стретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб их от других незнающих болванов распознать.

57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгладить.

58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.

59. Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.

Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке,… умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что перед тобою лежит, а инде не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай престов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ