Конспект урока по истории "Русь и Золотая Орда" 6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 113 (МАОУ СОШ № 113)
г. Челябинска
ОГРН 102740270022
454010, г. Челябинск, ул. Агалакова, 19
Тел. 256-18-31
E-mail: mou113@mail.ru
Русь и Золотая Орда.
(Урок истории, 6 класс)
Подготовила:
Пьянзина Т.В., учитель истории
высшей категории
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный.
Цели:
1.Определение особенностей взаимодействия и взаимовлияния Руси и Золотой Орды.
2. Развитие аналитических способностей учащихся.
3. Воспитание коммуникативной культуры.
Задачи:
1.Дать характеристику Золотой Орды как государственного образования.
2.Определить особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды.
3.Оценить различные точки зрения историков на период монголо-татарского ига.
Технология: развивающая, информационная, личностно ориентированная.
Оборудование:
- учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. — М.: Просвещение, 2013;
-учебная карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.»;
- дополнительный материал: «Исторические источники»;
- мультимедийное оборудование, Интернет.
Ход урока.
Эпиграф: «…растерзанная и издыхающая Россия».
А.С.Пушкин
2 .Изучение нового материала
План изучения нового материала.
Золотая Орда и особенности ее государственного устройства.
Особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды.
Русские князья и Золотая Орда.
Взаимовлияние Руси и Золотой Орды.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Организационный, актуализация знаний
Сообщение темы урока, постановка цели урока,
сообщение плана урока.
Беседа:
-Назовите хронологические рамки этого периода?
- Кто повинен в таком состоянии Руси?
- Почему это стало возможным?
- Приведите примеры ослабления военной силы Руси феодальной раздробленностью.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся отвечают на вопросы у карты.
Золотая Орда и особенности ее государственного устройства.
II
Изучение нового материала
Учитель предлагает работу по карточке у доски:
Карточка: « Географическое расположение Золотой Орды»
Учитель дает пояснения по вопросу, привлекая учащихся к комментированию учебного материала.
Просмотр видеофрагмента: «Экскурсия в Сарай-Бату». (https://www.youtube.com/watch?v=jTaOdzAeFfU)
Учитель задает вопросы по видеофрагменту: на приведение аргументов о могуществе и процветании государства; об исторических источниках, раскрывающих факты политической, военной и экономической истории Золотой Орды.
Учащиеся работают у карты:
- определяют стороны света,
- географические объекты, - расположение государства.
Учащиеся по ходу объяснения дают определения понятиям, используемых учителем:
- нойон
- темник
- тысячник
- сотник;
показывают по карте: Египет, Среднюю Азию, Кавказ, Крым, Волжскую Булгарию, Западную Европу, Индию.
Учащиеся отвечают на вопросы по видеофрагменту.
Межпредметные связи (география)
Словарная работа
Интернет-ресурс
Особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды.
Учитель объясняет новый материал, оформляя на доске схему:
Учащиеся заносят в схему пиктограммы.
Власть
военная политическая экономическая
Опорная схема.
Учитель поясняет: Политическая власть (зависимость): выражается в контроле над наследованием власти в княжествах, выдаче ярлыков на княжеские владения.
Задание: прочитать отрывок из Суздальской летописи и ответить на вопрос: «Можно ли считать это событие окончательным подчинением Руси Золотой Ордой?».
Учитель поясняет: Экономическая власть (зависимость): выражается в установлении дани для покоренных русских земель – ордынского выхода.
1257-59 гг. – перепись населения, которую осуществляли численники.
Задание: прочитать отрывок из Суздальской летописи и ответить на вопрос: «Кто на Руси освобождался от уплаты дани?».
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины С. Иванова «Баскаки».
Задание: используя текст учебника, определить функции, выполняемые баскаками.
Задание: прочитать отрывок из Лаврентьевской летописи о бесерменах и ответить на вопрос: «Почему монголо-татары не стали возвращать сборщиков дани на Русь?»
Учитель поясняет:
Военная власть (зависимость): выражается в обязанности поставлять воинов в ордынские войска. Совместные военные действия проводились в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, в Византии и Южном Китае.
Учащиеся зачитывают определение понятия «ярлык» в словаре (учебник, с.121)
Учащиеся зачитывают отрывок («Исторический источник №1), отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ.
Учащиеся зачитывают определение понятия «выход» в словаре (учебник, с.121).
Учащиеся зачитывают отрывок («Исторический источник №2), отвечают на вопрос с опорой на текст.
Учащиеся формулируют ответ, работая с учебным материалом (учебник, с.116).
Учащиеся показывают по карте места совместных военных походов.
Работа с учебником
Исторический источник
Работа с учебником
Исторический источник
Работа с учебником
Работа по карте
Учитель предлагает внести изменения в схему:
заменив пиктограммы новыми понятиями;
заменив понятие «власть».
Учащиеся выполняют первое задание, используя понятия «ярлык», «вассалитет», «выход»;
второе задание – понятием «владычество».
Заносят схему в тетрадь.
Логическое задание
Владычество
военное политическое экономическое
ярлык выход
вассалитеттет
Учитель: Завоеватели нарушали права человека на жизнь,
свободу,
собственность.
Учащиеся подтверждают это примерами, приводят аргументы.
Межпредметные связи (обществознание)
Русские князья и Золотая Орда.
Учитель говорит о двух линиях в позиции русских князей:
1- открытое вооруженное сопротивление;
2- поддержание мирных отношений.
Учитель предлагает учащимся зачитать отрывок из Лаврентьевской летописи и ответить на вопрос: «Какая из политических линий позволила добиться таких результатов?».
Учащиеся зачитывают текст учебника (с.118) о позиции Даниила Галицкого, комментируя прочитанное.
Учащиеся зачитывают отрывок и отвечают на вопрос.
Работа с учебником
Взаимовлияние Руси и Золотой Орды.
Учитель приводит примеры взаимовлияния Руси и Золотой Орды в области культуры, избегая самого термина «культура».
Учащиеся получают задание на обобщение материала и внесение дополнения в схему.
Учащиеся выполняют задание, вносят изменения в схему: заменяют позицию «Власть» на «Взаимовлияние», дополняют линию «культурная».
Работа со схемой
Домашнее задание: §14, на выбор: подготовить проблемное или логическое задание или написать мини-сочинение по видеофрагменту.
Дополнительный материал к уроку: «Русь и Золотая Орда».
География Золотой Орды.
На северо-востоке в состав Орды входил Булгар, на севере граница проходила по русским княжествам. На западе ей принадлежали степи - до берегов Дуная. На юге Орда владела с одной стороны Крымом и его приморскими городами, с другой — Кавказом до Дербента, а также северным Хорезмом с городом Ургенчем. На востоке границы улуса проходили по Иртышу и включали в себя всю Западную Сибирь.
Исторические источники.
Суздальский летописец сообщает (1243 г.), что
«…великыи князь Ярославъ поеха в Татары к Батыеви. Батый же почти Ярослава великого честью, и мужи его, и отпусти и, рек ему: «Ярославе, буди ты старей всем князем в Русском языце. Ярослав же возвратися в свою землю с великою честью».
Суздальский летописец сообщал о переписи очень кратко:
«Приехаша числепици, исщетоша всю землю Суждальскую и Рязаньскую и Мюромьскую и ставиша десятники и сотники и тысячники и темники, и идоша в Орду, только не чтоша игуменов, черньцов, попов, кто зрит на святую богородицу и на владыку».
Лаврентьевская летопись (1262 г.) сообщала так:
«избави бог от лютого томленья бесурьменьскаго люди Ростовьския земля, вложи ярость в сердца крестьяном, не терпяще насилья поганых, и выгнаша из городов из Ростова, из Володимеря, из Суждаля, из Ярославля, откупахуть бо ти окаяньнии бесурмене дани, и от того велику погубу людей творяхуть».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ