Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету.

1. Актуальность проектной деятельности.

Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы.

Одной из приоритетных задач современной школы сегодня является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Актуальной стала и задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.

Одним из эффективных методов по реализации этих задач является проектное обучение.

2. Понятие «проектная деятельность»

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Метод проектов,

  • во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации.

  • Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

  • В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

  • В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.







3. Классификация проектов.

Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла.

По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

  • Исследовательские (пред­полагает аргументацию актуальности темы для исследований)

  • Творческие (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, видео­фильм, экспедиция, реферат и т.д.)

  • Ролевые, игровые (Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая)

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении)

  • Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников)

  • Телекоммуникационный проект (проводится на основе компьютерной телекоммуникации)

  • Социальный проект (этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

Метод проектов на уроках истории.

4. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребёнка. Ещё в восемнадцатом веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребёнка, необходимо наблюдать за его играми, а это значит, что, стремясь облегчить ученику выражение и исследование собственного эмоционального мира, педагог должен обращаться к этому миру.

О первостепенном значении игры, для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать
учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности.

В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются:

  • Интерактивные - (ребусы, кроссворды) - опосредованное действие на ученика;

  • Интерактивные – (сюжетно- ролевые) – с непосредственным действием на ученика;

  • Деловые;

  • Игры – исследования;

Ретроспективные игры (Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые).





Термин «ролевая игра» весьма многозначен.

Например, в американской педагогике считается, что в ролевой игре ее участник имеет заранее заготовленные слова, имеется определенный сценарий, известен конечный результат игры.

Но при проведении ролевой игры ситуация может быть не только вымышленной, но и реальной (в зависимости от поставленных задач). В ходе ролевой игры участники должны занять определенную позицию, научиться отстаивать собственное мнение. Да и ожидаемые результаты могут быть совсем иными.

Таким образом, мне хотелось бы рассматривать ролевую игру как «процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности». 1


Для пятиклассников история является новым учебным предметом, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учащихся этой наукой, поддерживать стремление к ее изучению. Эффективно решать эту задачу поможет погружение учащихся в мир игровых ситуаций. Это возможно на любом типе и этапе урока.

Например, один из уроков обобщения в 5 классах был проведен в форме воображаемой экскурсии в исторический музей.

Опрос по теме «В средневековом замке» (7 класс) тоже прошел в форме заочной экскурсии.


По месту проведения ролевые игры делятся на:

Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Примером такой ролевой игры является урок повторительного обобщения по Древнему Рима. Он был проведен в форме игры «Поле чудес».



Сектора-номера.

  1. Если бы мы с вами оказались сейчас в Древней Греции, как бы приветствовали нас гостеприимные греки?

  1. Каким был средний рост древнего грека?


«Чёрный ящик».

  1. Оно явилось причиной ссоры трех богинь, войны двух городов и гибелью одного из них.

  2. Это животное очень ценили в Древней Греции. О нём писали в поэмах, его изображали на вазах. Молоко этого животного считалось отличным косметическим средством: сохраняло будто бы белизну лица и тела.



Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для этих игр необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры. Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.



Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.  Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Именно поэтому я использую и говорю «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

  1. Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод – Александр Македонский.

  2. «Кто я?» Ученик в костюме   какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые  темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).

  3. Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.)

  4. Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения возможно и с применением театральных атрибутов.

Уроки с использованием элементов театра очень актуальны при изучении истории Древней Греции, которая являлась родиной театра как такового.

5. Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов. Нежелательно предлагать в начале обучения главные роли детям, у которых недостаточно развита речь, а также тем учащимся, которые испытывают чувства стеснительности и замкнутости. Чтобы не отбить у таких учащихся желание участвовать в выполнении аналогичных заданий, необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать вместе с ними.

Так, при проверке домашнего задания шестиклассники вспоминают материал о мифах о начале Троянской войны. Учитель приглашает 6 человек, которые получают роли рапсода (сказителя), 4-х олимпийских богов и роль троянского царевича Париса.

Миф о суде Париса.

Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис, рапсод:

Рапсод: Однажды на горе Олимп боги устроили пир…

Гера. Смотрите, яблоко!

Афина. Чье оно?

Афродита. Здесь написано: «Прекраснейшй».

Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я – самая старшая из богинь, я –богиня домашнего тепла и очага, я –красивая и величавая женщина. Я жена Зевса – главного из их богов.



Афина. Нет, мне. Я – богиня мудрости, дарую воинам победу, я - смелая, решительная и красивая.

Афродита. Я – самая прекрасная, потому что я – Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.

Гера. Что же нам делать?

Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.

Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?

Зевс. Гера –моя жена, Афина и Афродита – дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис, красивейший из смертных, живущих на земле.

Рапсод: Богини предстают перед Парисом.

Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис. Я отдаю яблоко Афродите.

Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире – Елена Прекрасная из Спарты.

Задача учителя - способствовать :

  • приобретению учащимися опыта ведения диалога и дискуссии,

  • приобщению их к творческой деятельности,

  • развитию у учащихся коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.

Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и уровнем коммуникабельности существует прямая связь.

Тест психолога В.Ряховского, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности старшеклассника, был проведён в 11-12 классах школы-интерната № 30.

Тестируемые отвечали на вопросы, используя три варианта ответов: «да», «иногда», «нет»

Результаты теста приведены в диаграмме.
















Проведённый тест показал, что число слабослышащих школьников, легко вступающих в контакт, как со слышащими, так и с лицами, имеющими снижение слуха составляет 26%, Испытывают незначительные затруднения в контакте 34%. Однако у 40 %

слабослышащих контакт с людьми значительно нарушен.

Поэтому интеграция детей с нарушением слуха в общество является одной из главных задач коррекционной школы II вида. Решение этой задачи предполагает выработку у учащихся высокого уровня речевых умений, связанных с говорением, аудированием как видами речевой деятельности и средствами общения.


Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций.

Ролевая игра по экономике «Мир бизнеса» способствовала развитию у учащихся 12-х классов такого качества как креативность, приобретению ими в процессе игры творческих и коммуникативных навыков и умений, а также умений и навыков, связанных с осуществлением всех видов речевой деятельности. Немало важное значение имел и факт расширения у слабослышащего своего социального опыта.

6. Формы проведения ролевой игры:

  • презентация

  • интервью

  • заочное путешествие

  • пресс-конференция

  •    круглый стол

  • телемост

  •    экскурсия

  • сказка

  • репортаж и т.д.


Определенные ролевые игры требуют достаточно длительной по времени подготовки.


Так, начав знакомство с темой «Контрреформы и реформы Александра Третьего» (история России, 9 класс), учитель объявляет ученикам о том, что после изучения данной темы (4 урока), состоится игра под названием «Исторические «Акулы пера». Несколько учащийся будут представлять себя в качестве корреспондентов существовавших на тот период российских газет. Газетные издания «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Новое время», «Неделя», «Копейка».

Данные корреспонденты примут участие в пресс-конференции, на которую будет приглашен только один человек – император России Александр III.

Так как «акулами пера» называют корреспондентов, пишущих остро, интересно, необычно, то нужно подготовить вопросы острые, злободневные, интересные. Естественно и самим знать ответы на эти вопросы.

Учащиеся получают возможность познакомиться с новым материалом по этой теме не только на уроках истории, но и обратиться к дополнительному материалу Интернета.

Сам «император Александр III» будет определен желанием одного из учащихся (как правило, достаточно сильного) выступить в роли императора или путем жеребьевки.


Ход урока.


  1. Вводное слово учителя:


Представим, что сегодня здесь проходят съёмки новой телевизионной программы «Исторические «Акулы пера». На передачу приглашён человек интересной судьбы, сам император Александр Третий. Мы можем задать ему все интересующие нас вопросы, чтобы как можно больше узнать об этом человеке и лучше понять сущность проводимой им политики, а затем каждому написать об этом в своей газете.


2. На экране появляется историческая справка, составленная одним из организаторов конференции.


1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил его сын Александр III.

2

9 апреля 1881 года Александр III выступил с манифестом об утверждении самодержавия, означавшим переход к реакционному курсу во внутренней политике. Однако, в первой половине 80-х годов XIX века, под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ.

Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и одновременное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893 годы).

Император Александр III скончался осенью 1894 .Он похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

3.Пресс-конференция с императором России Александром Третьим:


Преследуя дидактические цели, учитель тоже готовит вопросы, и в случае паузы, он заполняет её. Если разговор уходит далеко от истории, учитель старается направить его в нужное русло.

Газета «Русские ведомости». Александр Александрович, можем мы вам задать несколько вопросов?

Скажите, каково Ваше отношение к реформе, проведённой Вашим отцом Александром Вторым?


Газета «Новое время». Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?

- Хорошо. Я люблю говорить о жене и детях.


Какие отношения складываются в Вашей семье?

- Очень хорошие. Жену свою Марию и детей я очень люблю… Миша, сын мой, большой озорник. Он меня забавляет.

Газета «Русский инвалид». Стране нужен здоровый правитель. Как у Вас со здоровьем?

-Да вроде не жалуюсь. Только вот врачи говорят, что – то у меня с почками. - Да надо ли им верить?!


Газета «Копейка».



7. Методически правильно организованная игра просит много времени для подготовки, наибольшей активности учеников в деятельности не лишь на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ролях:

  • инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

  • судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

  • тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

  • председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь её ход, держит в собственных руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с настоящей обстановкой.




8. Учащиеся тоже могут выступать в различных ролях:

  • Актеры (принимают роль в сценах, проговаривают тексты ролей);

  • Зрители (изучают дополнительную литературу, выполняют задания, принимают роль в обсуждении);

  • Специалисты (анализируют игру, каждого участника, сравнивают моделируемую ситуацию с настоящей);

  • Эксперты (анализируют процесс игры, ее результативность, выставляют оценки участникам).


9. Метод проектов во внеклассной работе по истории.

Главными направлениями внеклассной работы по истории являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;

  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;

  • развитие исторического мышления;

  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;

  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Достоинством ролевых игр является то, что они предполагают индивидуальную, парную и групповую работу.

Проектно-исследовательская работа « Как чай на Русь попал» (межпредметный групповой средней продолжительности проект).

Участники проекта: учащиеся 5-х классов

Руководители проекта: Мамаева Н.В., Соколова Т.А., Мазина Е.В., Мишина С.А.

Цель проекта: совершенствование коммуникативной и межкультурной компетенции.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными (групповыми);

По продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

Литература:

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

5. Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183.

6.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.





1

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ