ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Времена викингов" 6 класс



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Времена викингов

ФИО (полностью)

Голуб Инна Вахтанговна

Место работы

МБОУ СОШ №1 г. Энгельса

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

Всеобщая история

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Времена викингов. Урок № 5

Базовый учебник

Учебник «Всеобщая история», авторы Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова. 6 класс



8. Цель урока: На основании фактов сформировать представление об особенностях развития северных германских народов. Закрепить умение использовать при решении познавательных задач определения: цивилизация, государство.

9. Задачи:

- Проследить взаимосвязь между развитием северных народов и складыванием общеевропейской цивилизации. Дать возможность оценить поступки и действия викингов с позиций человека XXI века; осознать преимущества мирного сотрудничества народов в разное время.



- развивать умения работать с картой и текстом учебника, давать оценку историческим явлениям;

- развивать интерес к Всеобщей истории; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

10. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

13. План урока:

I. Проблема урока: Почему государства у скандинавских народов сложились значительно позже?

II. Поиск решения проблемы:

1. «Люди Севера»

Примерный вывод по проблеме: cеверные германцы делали первые шаги к цивилизации.

2. «Боже, избавь нас от неистовства норманнов!»

Примерный вывод по проблеме: «эпоха викингов» принесла раздробленной Европе разорение, гибель людей, страх.

3. Европа после «эпохи викингов»

Примерный вывод по проблеме: в эпоху борьбы европейцев с викингами-норманнами сложились границы западно-христианского мира, а сами «северные люди» поднялись на ступень цивилизации.







14. Структура и ход урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

Время (в мин.)


I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Корабли викингов несколько столетий наводили ужас на Европу. «Люди севера» приносили с собой грабежи, насилие, угоны в рабство людей. Об этом пишут многие средневековые хроники. Их внешний вид, жестокость, внезапные набеги заставляли содрогаться даже много повидавших европейцев. Слайд 1

Используются карта на с. 33 или карта слайда к § 3 на с. 48. (Слайд 2)


Сравните сведения исторической карты. 1 2


Какую информацию мы можем найти на карте слайда и в тексте на с. 62? 1 2


В чём противоречие между этими фактами?

Какую проблему урока мы будем решать? (Слайд 3)




Учащиеся выполняют задание со с. 56.









У германских племён – франков, бургундов, вандалов и готов – государство сложилось в V веке. А у германских племён, живших на севере Европы, государство появляется только к X–XI векам.


Почему государства у скандинавских народов сложились лишь с окончанием «эпохи викингов»?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).



Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

5 мин.

























2 мин.



II. Версии.

Какие у вас будут предположения решения проблемы? Что могло повлиять на более медленное развитие народов северной Европы? 2

Предлагают свои версии, принимается любая. 2


III. Актуализация знаний.

Чтобы решить возникшую проблему, мы должны вспомнить, что такое Великое переселение народов. Какое влияние оно оказало на развитие человечества? 2 3




Кроме этого, нам понадобятся понятия. (Слайд 4) Выполните задание, которое вы видите на слайде. 3 2

Чтобы найти решение проблемы урока, нам надо вспомнить, что такое государство и цивилизация. (РТ, с. 18, задание 1) (Слайд 5) 3




Ученики отвечают на вопрос. Великое переселение народов массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Варвары разрушили Римскую империю. В Европе стала постепенно складываться новая цивилизация.





Ученики выполняют задание слайда.

Государство – организация управления обществом, людьми, которые проживают на какой-то определённой территории (в границах государства). В каждом государстве существуют аппарат управления, то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ,

независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.



5-7 мин.


IV. Планирование деятельности.


Слайд 6

Чтобы ответить на главный вопрос

урока, что нам надо сделать? 2 3



Прочитать параграф 4, найти факты, которые помогут объяснить причины этого.

Предлагают версии. 2 3



2 мин.







V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. «Люди Севера».

Слайд 7

Прочитайте 1-й пункт параграфа 4. Чем можно объяснить тягу скандинавов к морским путешествиям? 1


Слайд 8

С помощью текста п. 1 докажите, что в VIIIIX веках в племенах Скандинавии начинают появляться признаки цивилизации. 1 2

Ответ обсудите в парах. 1





Как можно ответить на основной вопрос урока? 4


2. Европа после «эпохи викингов».

Слайд 9

Итак, викинги отправлялись в дальние странствия… Работая с картой на с. 53, слайд, определи, на каких территориях существовала опасность набегов норманнов. 1


При наличии времени необходимо указать, что чаще других набегам подвергались Британские острова (можно попросить указать причины этого).

При наличии времени можно дать дополнительную информацию о короле Англии Альфреде Великом (скрытый слайд 10). Или на предшествующем уроке попросить подготовить сообщение об этом правителе.


Слайд 11

Определите последствия набегов викингов для них самих и жителей других земель. 4 5






Жестокость норманнов действительно поражала современников. Но есть и положительные черты в деятельности норманнов. Определите их. 5


Сделайте вывод о причинах позднего создания государств в Скандинавии. 4


3. Европа после «эпохи викингов».

Слайд 12

Эпоха дальних мореплаваний закончилась. Появились новые проблемы. С какими трудностями столкнулись викинги на новых землях и у себя дома? Прочитай текст п. 3 и ответь на этот вопрос. 1 2 4


Обсудите в парах, какое решение перечисленных проблем было найдено северными народами. 1




Ученики должны указать особенности территории Скандинавии.




Северные германцы в VIIIIX веках только начали продвигаться по пути цивилизации. У них появляются конунги (военные вожди), которые создают большие союзы, завоёвывая соседей.



Могут указать, что большую роль в медленном развитии сыграли тяжёлые условия жизни в Скандинавии.



Ученики по карте должны назвать государства, подвергавшиеся нападениям.















Ученики должны указать, что главными последствиями были гибель людей и разорение хозяйства. Для самих норманнов могут указать, что норманны столкнулись с новыми способами управления, идеями, религией.

В качестве положительных последствий могут быть указаны открытие Исландии, Гренландии, Северной Америки.











20-25 мин.


VI. Выражение решения проблемы.



Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (Слайд 13) 2


Предлагают различные версии.


2 мин.


VII. Применение нового знания.


Если бы ты – человек XXI века – оказался на месте викинга-норманна, за какие действия соплеменников ты бы испытывал угрызения совести?

2 3 1

С помощью интернет-ресурсов сделай в программе для презентаций (например, PowerPoint) анимированную карту «Путешествия норманнов по Атлантике и рекам Восточной Европы».




Выполняют задание.




2 мин.
















VIII. Домашнее задание.


Ваша задача дома – повторить изученные

определения (феод, сеньор, вассал, барщина, оброк, натуральное хозяйство, феодальные отношения, сословия, феодальная раздробленность), их знание поможет вам

успешно справиться с проверочной работой. Также прочитайте дома § 4 и ответьте на вопросы к §.




2 мин.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ