Плюсы и минусы внутренней политики Петра I, 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа № 6

пгт Анна, Воронежской области









Конспект урока по истории
в 7 классе



«Плюсы и минусы

внутренней политики Петра I»



подготовила

учитель истории

Гурова Людмила Николаевна















Анна


Тема: «Плюсы и минусы внутренней политики Петра I».


О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин.



Задачи урока:

1.Помочь ученикам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России.

2. Обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.


План урока: 1. Проверка знаний.

2. Цена перестройки.

3. Восстание К. Булавина.

4. Итоги внутренней политики Петра 1.

5. Домашнее задание. Ответы на проблемные вопросы.


Ход урока.

Проверка домашнего задания:

  1. Исторический диктант.

    • крепостные крестьяне, принадлежащие заводу;

    • политика покровительства отечественной промышленности;

    • черносошные крестьяне (гос.), отрабатывающие подати на мануфактуре;

    • законодательный, распорядительный и судебный орган в России в первой четверти 18 века;

    • документ, который определял систему чинов и порядок продвижения на государственной службе;

    • государственный орган, руководящий деятельностью церкви;

    • предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремест. технике;

    • налог, введенный Петром 1 и занимавший все прежние гос налоги;

    • представитель податного сословия, служащий в армии пожизненно в исполнении воинской повинности.


  1. Изобразить схему управления российским государством в первой четверти 18 века. Расскажите о структуре центральных органов власти.


  1. Для чего были нужны экономические реформы? В чем они состояли?


  1. Охарактеризуйте сословные изменения в стране, при ответе используйте таблицу «Структура населения России в первой четверти 18 века».


Податное население.

5,6 млн. душ мужского пола, в том числе 5,4 млн. на селе.

В том числе:

крепостные;

свободное городское насел;

работные люди



3,2 млн. человек

170 тыс. человек

30 тыс. человек

Дворянство

15 тыс. человек, 3 тыс. фамилий, 380 тыс. дворов (владели).

Высшее дворянство

500 фамилий

Объяснение учителя. Преобразовательная деятельность Петра I коснулась всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, создания регулярной армии и флота, произошли изменения в быту и культуре.

Вопрос классу.

Соответствовала ли хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на уроке?

Экономические реформы – реформы управления – военная реформа – преобразования в области культуры.

Вывод: преобразования проводились параллельно, одновременно.


Объяснение учителя. Приводить преобразования одновременно необыкновенно трудно. Это требовало больших усилий материальных затрат. Начиная, с 1704 года Петр вводит бесчисленное количество налогов: мельничных, погребной, пчелиной, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, подушных, трубные с печей, с продажи съестного и т. д. В конце царствования многие из мелочных налогов были упразднены, а их место заняла подушная подать.

В бюджете 1724 года подушная подать приносила 53% всех доходов.

Еще показательная деталь: военные расходы занимали в государственном бюджете страны от 66 до 75% в разное время, что сказывалось на развитии остальных отраслей экономики, на жизни простых людей.


Вопрос классу.

Как отразились преобразования Петра 1 на жизни простых людей?


Задания по группам (3гр.)


Задание для первой группы.

Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что метр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра?

Были ли правы крестьяне, осуждающие эту политику?


Задание для второй группы.

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что ему мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».

Объясните смысл этого высказывания.

Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

Задание для третьей группы.

«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными!»

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра?

Докажите, что для его появления были основания.



Объяснение учителя. Стремительная реформаторская деятельность Петра 1 по превращению России в мощную европейскую державу, тяжким бременем ложилась на плечи народа.

Уже после первого Азовского похода крестьяне, тысячами сгонявшиеся на строительство флота в Воронеж, открывались от своего хозяйства, страдали от непосильного труда. Они недовольно роптали.

Ещё большее народное страдание влекло за собой строительство Петербурга. Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой смертности среди крестьян и посадских, возводивших петровский «парадиз», будущую столицу Российской империи. Не случайно в последствии стали говорить, что Петербург построен «на костях».

Длительная война требовала создания многочисленной армии. Только за двадцать лет было призвано 400 тысяч рекрутов ( при мужском населении в пять- шесть миллионов человек). В армию уходили самые работоспособные крестьяне. К тому же на снаряжение рекрута его односельчане должны были истратить не менее двадцати рублей- сумму по тем временам не малую.

Спасаясь от непосильных поборов ( налоги увеличивались в два раза ), многие бросали хозяйство, скрывались в лесах, разбойничали, а то и перебирались на окраину, надеясь укрыться от помещиков и сборщиков подати.

Подворная перепись 1710 года показала значительную убыль населения. Особенно массовым было бегство на Дон и в Поволжье.

В петровское время нередко происходили мятежи: Астраханское восстание 1705 года, восстание под руководством К. Булавина 1707- 1708 годы.


На слайде. Причины народного недовольства:

  1. Принудительная мобилизация крестьян и работных людей на строительные работы.

  2. Введение рекрутских наборов.

  3. Высокие налоги.

  4. Новые указы о сыске и возвращении беглых крестьян.

Однако надо иметь в виду, что данные выступления были направлены не лично против Петра и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их проведения.


Вопрос классу: Каковы итоги внутренней политики Петра 1?


Среди историков есть разные точки зрения на оценку последствий петровских реформ:

  • Они пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав и заложили основу для её дальнейшего успешного развитии.

  • Деятельность Петра 1 совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.

И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.


Домашнее задание: Ответить на вопрос, написать эссе.

1) Петр 1 – великий реформатор или великий тиран?

2) Что сделал Петр 1 для российской истории: открыл окно в Европу или загнал нашу страну в европейский угол?

3) Реформы Петра1- прогресс в истории России или откат назад?











































Список использованной литературы.

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVIXVIII век.7 класс. Москва «Просвещение», 2008г.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVIXVIII век.7 класс. Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение», 2008г.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. (пособие для 6-9 классов), Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г.

  4. Электронное приложение к учебнику История России. Конец XVIXVIII век.: учебник для 7 класса/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Москва, «Просвещение», 2009г





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ