рабочая программа по истории, базовый уровень, 11 класс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
г. Шахты Ростовской области
(МБОУ СОШ №49)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по истории, базовый уровень, 11 класс
Составитель Балакина Евгения Евгеньевна
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по истории, 11 класс, базовый уровень, составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32, на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по истории среднего (полного) общего образования (базовый уровень), опираясь на обязательный минимум содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по федеральному базисному учебному плану – 68 часов. Преподавание ведется следующим образом: всеобщая история – 28 часов, история России – 40 часа, куда синхронно включены 10 часов регионального компонента, в соответствии с темами уроков. Преподавание всеобщей истории и истории России ведется параллельно.
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления или сложившихся культурных, религиозных, этносоциальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определить собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы и исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определить собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В программе предусмотрены вводные и повторительно- обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в том числе региональной, и всеобщей истории. Оценки за письменные работы выставляются в журнал с согласия ученика.
При составлении данной рабочей программы использованы следующие нормативные акты и учебно-методические документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования на базовом уровне, история.
- Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
- Примерные программы по истории среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев, Дрофа, 2008
- Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до начала XXI века: программа для общеобразовательных учреждений: 10-11 классы: базовый уровень / И.Л.Андреев, В.А.Клоков. - М.: Дрофа, 2009. - 47 с.
- Всемирная история: XX – начало XXI века, Н.В. Загладин, М., учебник, Русское слово, 2011,
- История России XX – начало XXI в, А.Ф.Киселев, В.П. Попов, учебник, М., Дрофа,2008.
- Требования к уровню подготовки учащихся;
- Устав МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области
- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 49
Содержание учебного предмета курса:
Всеобщая история, 28 часов
Раздел 1: Мир в конце XIX – первая половина XX вв – 13 часов
- Становление индустриального общества. Ведущие государства мира в конце XIX – первая половина XX вв
Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX – первая половина XX вв
Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.
- Международные отношения 1900-1914 гг. Первая мировая война. Послевоенная система договоров.
Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.
- Социально-экономическое развитие государств и образование национальных государств в Европе.
Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.
- Основные социально-политические и экономические процессы послевоенного развития Западной Европы и США.
Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.
- Общественно- политический выбор стран Европы и США в 1930-е годы.
Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.
- Авторитарные режимы стран в Восточной Европе
Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика. Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.
- Особенности развития государств Азии, Африки, Латинской Америки между мировыми войнами
Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.
- Международные отношения в 1920-30-е годы. Вторая мировая война
Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.
Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях. Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.
- Наука и культура в первой половине XX вв
Тенденции духовной жизни. Изобразительное искусство. Архитектура. Художественная литература. Музыкальная жизнь, театр, кино.
Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений, тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир, революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений, стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос, цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства, вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.
Раздел 2: Мир во второй половине XX- начало XXI века – 13 часов.
- Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.
- Международные отношения на разных этапах «холодной войны» и после ее окончания.
Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».
- Социально- политическое и экономическое развитие стран Запада во второй половине XX вв
Первый этап (1946 г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.
- Крупнейшие западные страны, Япония и США во второй половине XX вв
Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.
- Интеграция развитых стран и ее последствия.
Ступени интеграции в Западной Европе. Итоги европейской интеграции. Интеграционные процессы в Северной Америке.
- Положение в странах Восточной Европы после окончания второй мировой войны.
Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.
- Восточная Европа в 1980-90-х годах
Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.
- Страны Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX- начало XXI века
Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций. Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в: Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.
- Технологии новой эпохи. Информационное общество: основные черты
Автоматизация и роботизация производство. Индустрия производства знаний. Конкуренция в научно-технической сфере.
- Социальные процессы в информационном обществе.
Служащие и «революция управляющих. Средний класс. Новые маргинальные слои. Буржуазия: современный облик.
- Этносоциальные и поликонфессиальные проблемы в современном мире.
Модернизация, миграции населения, этносоциальные отношения. Иммиграционная политика и трудовые миграции. Этносоциальные проблемы и опыт их решения. - Особенности духовной жизни современного общества.
Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт, военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо», фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция, апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм, информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.
Итоговое повторение – 2 часа
История России, 40 часов.
Раздел 1: Россия в начале XX века – 6 часов.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1908— 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай И. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения, «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л, Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б, Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Основные понятия: промышленный подъем, монополия, картели, синдикаты, тресты, концерны, инвестиция, община, отработочная система, монополистический капитализм, финансовая олигархия, Антанта, эсеры, эсдеки, конституционалисты, легальный марксизм.
Раздел 2: Революция и гражданская война в России-3 часа.
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов, Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране,
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой
Российской революции.
Основные понятия: субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство, умеренные социалисты, кризисы правительства. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. Начало «культурной революции», ее сущность. Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение. Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д, Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И, Деникин и др.). Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Основные понятия: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров, наркоматы, Учредительное собрание, однопартийная система, рабочий контроль, национализация, продовольственная диктатура, «культурная революция», сепаратный мир, Гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка.
Раздел 3: СССР на пути социалистического строительства – 6 часов.
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к мшу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы нэпа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-с гг. Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. 11олитика Коминтерна.
Основные понятия: нэп, продналог, командные высоты в экономике, кризис сбыта, кулачество, индустриализация, партийная оппозиция, сменовеховство, унитарное государство, автономия, федеративное государство, мирное сосуществование, пролетарский интернационализм, Коминтерн,
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Основные понятия: модернизация, пятилетка, раскулачивание, колхоз, коллективизация, репрессии, ГУЛАГ, режим личной власти, социалистический реализм, «государственный социализм».
Раздел 4: Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны – 7 часов.
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и её союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной — осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра. Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии.
Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы воины. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Основные понятия: блицкриг, стратегическая оборона, коренной перелом, капитуляция, оккупационный режим, эвакуация, слаженное военное хозяйство, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, капитуляция.
Раздел 5: Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам – 4 часа.
Постановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. 11ромышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического' лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30— 50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты. Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг. Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Раздел 6: СССР: от сверхдержавы к распаду – 6 часов.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965— 1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народнохозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины. Социальная политика: цели, противоречия, результаты. Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арен;' новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).Концепция нового политического мышления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития, «доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
Раздел 7: На пути к демократической России – 3 часа.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре — октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг. Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль.
Раздел 8: Россия на пороге третьего тысячилетия – 3 часа.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Новый курс Президента России. Современная Россия.
Основные понятия: президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
Итоговое повторение – 2 часа.
дата по плану
дата по факту
№
п/п
Тема урока
основные виды учебной деятельности
виды контроля
Мир в конце XIX-первой половине XX века – 13 часов
1
Становление индустриального общества. Ведущие государства мира в конце XIX- нач. XX в.
Индивидуальная: составление конспекта, участие в беседе,
выполнение разноуровневых
индивидуальных заданий
выборочное оценивание
ответы на вопросы
2
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже веков.
Индивидуальная: участие в беседе.
Групповая: анализ документов.
выборочное оценивание
самоконтроль
3
Международные отношения 1900-1914 г.г. Первая мировая война.
Индивидуальная: работа в таблице.
Групповая мини-проект по теме.
оценивание работы в тетради
самоконтроль
4
Социально-экономическое развитие государств и образование национальных государств в Европе.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
Индивидуальная: составление опорного конспекта.
выборочное оценивание
ответы на вопросы
5
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития Западной Европы и США.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
Индивидуальная: составление таблицы.
выборочное оценивание
оценивание работы в тетради
6
Общие черты эволюции стран Восточной Европы.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы
Индивидуальная: составление таблицы
выборочное оценивание
оценивание работы в тетради
7
Общественно-политический выбор стран Европы и США в 30-е годы.
Групповая: анализ документов,
составление конспекта
оценивание работы в тетради
8
Авторитарные режимы Восточной Европы.
Групповая: анализ документов,
составление конспекта
оценивание работы в тетради
9
Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
Групповая: работа с учебником,
составление таблицы.
оценивание работы в тетради
10
Международные отношения в 1920-30-е годы.
Групповая: анализ документов,
составление мини-проекта по теме.
оценивание мини-проекта
взаимоконтроль
11
Вторая мировая война.
Групповая: анализ документов, работа с учебником, составление таблицы.
оценивание работы в тетради
12
Наука и культура в первой половине XX века.
Групповая: разработка и презентация проектов по теме
оценивание проектов
взаимоконтроль
13
Обобщение «Мир в первой половине XX века».
Индивидуальная: работа по карточкам (КИМ № 1)
оценивание контрольной работы
Мир во второй половине XX- нач. XXI века.-13 часов.
14
Послевоенное мировое урегулирование. Начало «холодной войны».
Фронтальная: обсуждение основных вопросов темы
выборочное оценивание
15
Международные отношения на разных этапах «холодной войны» и после ее окончания.
Индивидуальная: составление таблицы по основным этапам «холодной войны»
оценивание работы в тетради
16
Социально-экономическое и политическое развитие стран Запада во второй половине XX века.
Фронтальная: обсуждение основных вопросов темы.
Индивидуальная: участие в дискуссии.
выборочное оценивание
17
Крупнейшие западные страны, Япония и США во второй половине XX века.
Индивидуальная: составление таблицы
оценивание работы в тетради
18
Интеграция развитых стран и ее последствия.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
выборочное оценивание
19
Положение в странах Восточной Европы после окончания II мировой войны.
Индивидуальная: составление таблицы
оценивание работы в тетради
20
Восточная Европа в 1980-90-х годах.
Фронтальная: обсуждении вопросов темы.
выборочное оценивание
21
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века
Индивидуальная: составление таблицы
оценивание работы в тетради
22
Технологии новой эпохи. Информационное общество: основные черты.
Групповая: разработка и презентация проектов по теме
оценивание проектов
взаимоконтроль
23
Социальные процессы в информационном обществе.
Фронтальная: обсуждение вопросов урока
выборочное оценивание
24
Этносоциальные и поликонфессиональные проблемы в современном мире.
Групповая: разработка и презентация проектов по теме
оценивание проектов
взаимоконтроль
25
Особенности духовной жизни современного общества.
Групповая: разработка и презентация проектов по теме
оценивание проектов
взаимоконтроль
26
Обобщение «Мир во второй половине XX века - начало XXI века».
Индивидуальная: работа по карточкам (КИМ №»)
оценивание контрольной работы
Итоговое повторение - 2часа
27
Повторение: «Яркие страницы мировой истории XX - начало XXI века».
Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока
выборочное оценивание
28
Повторение: «Яркие страницы мировой истории XX – начало XXI века».
Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока
выборочное оценивание
Дата по плану
дата по факту
№
п/п
Тема урока
основные виды учебной деятельности
формы и виды контроля
Россия в начале XX века – 6 часов.
1
Россия в мировой истории XX века.
Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока
выборочное оценивание
2
Экономическое развитие страны.
Р.К. Донская земля на рубеже веков.
Участие в обсуждении вопросов урока
Работа в группах: анализ статистического материала, документов.
выборочное оценивание
взаимоконтроль
3
Общественно-политическая жизнь. Р.К. Донские казаки в период первой русской революции.
Работа в группах: составление таблицы по основным политическим силам начала века, составления опорного конспекта по революции.
оценивание работы в тетради
4
Внешняя политика России.
Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока, в дискуссии.
выборочное оценивание
5
Россия в I мировой войне. Р.К. Донские казаки на фронтах I мировой войны.
Индивидуальное заполнение хронологической таблицы, подготовка сообщений по теме.
оценивание таблицы
оценивание сообщений
6
Духовная жизнь общества.
Разработка и презентация проектов по теме
оценивание проекта
Революция и Гражданская война в России.- 3 часа
7
Крушение монархии. В горниле революции.
Индивидуальная: участие в обсуждении вопросов урока.
Работа в парах: анализ документов
выборочное оценивание
8
Становление большевистской диктатуры. Р.К. Революция на Дону.
Индивидуальная: составление конспекта, участие в беседе, анализ документов
выборочное оценивание
9
Гражданская война и военная интервенция. Р.К. Гражданская война на Дону.
Участие в обсуждении вопросов урока, анализ документов, составление конспекта
оценивание работы в тетради
СССР на пути социалистического строительства – 5 часов
10
Образование СССР и международное положение Советской страны.
Участие в обсуждении ключевых вопросов урока, составление конспекта
выборочное оценивание
11
Новая экономическая политика. Р.К. Дон в 1920-е годы.
Работа в группах: составление сравнительной таблицы
оценивание работы в тетради
12
Строительство социализма в отдельно взятой стране.
Работа в группах: работа с понятийным аппаратом
понятийный диктант
13
Сталинская «революция сверху» в деревне. Р.К. Коллективизация на Дону.
Работа в группах: анализ статистического материала, документов
выборочное оценивание
устный опрос
14
Советская идеология и культура. Религия и Советская Россия.
Работа в группах: разработка и презентация проектов.
оценивание проектов
15
Обобщение: «Становление Советской власти»
тест (КИМ № 1)
оценивание теста
Советский Союз накануне и в годы Великой Отечественной войны.- 7 часов
16
СССР в предвоенном мире.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
Работа в парах: анализ документов
выборочное оценивание
17
Начальный этап войны. Р.К. Дон в годы войны.
Индивидуальное заполнение хронологической таблицы, подготовка сообщений по теме, работа по карте.
выборочное оценивание
18
Коренной перелом.
Индивидуальное заполнение хронологической таблицы, подготовка сообщений по теме, работа по карте.
выборочное оценивание
19
Советские победы в 1944-1945 годах.
Индивидуальное заполнение хронологической таблицы по теме, работа по карте.
выборочное оценивание
проверка работы в таблице
20
Союзнические отношения и советская дипломатия.
Анализ документов, подготовка сообщений
выборочное оценивание
21
Экономика, тыл и культура в годы войны. Роль религии в годы войны.
Разработка и презентация проектов по теме.
оценивание проектов
22
Обобщение: «СССР в годы войны».
Тест (КИМ № 2)
оценка теста
Советская сверхдержава – от сталинизма к реформам - 4часа
23
Рождение сверхдержавы и «холодная война».
Участие в дискуссии, подготовка сообщений.
выборочное оценивание
24
Идеология, образование, наука в послевоенные годы.
Разработка и презентация проектов по теме
оценивание проектов
25
Реформы и реформаторы.
Работа в группах: систематизация учебного материала в виде схем и таблицы.
оценивание работы в тетради
26
Внешняя политика Советского Союза в годы реформ.
Работа в группах составление схем.
выборочное оценивание
СССР: от сверхдержавы к распаду – 6 часов.
27
Время консерваторов. Р.К. Ростовская область: тенденции и противоречия.
Составление конспекта, участие в беседе.
оценивание конспектов, выборочное оценивание
28
Внешнеполитический курс СССР.
Работа в группах: анализ учебного материала.
взаимоконтроль
29
Накануне перемен.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
Индивидуальная: участие в дискуссии
выборочное оценивание
30
Начало перестройки.
Работа в группах: составление таблицы
выборочное оценивание
31
Реформы М.С. Горбачева. Р.К. Дон в перестроечный период. Власть и церковь в годы перестройки.
Работа в группах: составление таблицы, подготовка сообщений.
оценивание сообщений
оценивание работы в таблице
32
Распад СССР.
Фронтальная: обсуждение вопросов темы.
Индивидуальная: участие в дискуссии
выборочное оценивание
33
Обобщение: «Советский Союз: от сверхдержавы к распаду».
Тест (КИМ №3 )
оценивание теста
На пути к демократической России – 3 часа
34
Трудный путь к демократии.
Экономические реформы и их социальные последствия.
Работа в группах: анализ документов
Участие в дискуссии, анализ дополнительных источников
взаимоконтроль
выборочное оценивание
35
Внешнеполитический курс России.
Участие в дискуссии, анализ дополнительных источников.
выборочное оценивание
36
Российская культура. Духовное возрождение России.
Разработка и презентация проектов по теме.
оценивание проектов
Россия на пороге третьего тысячелетия – 2 часа.
37
Новый курс президента В.В. Путина.
Участие в обсуждении вопросов урока, участие в дискуссии.
выборочное оценивание
38
Современная Россия.
Р.К. Ростов –на – Дону – центр ЮФО.
Разработка и презентация проектов по теме.
оценивание проекта
39
Итоговый урок: «Россия: взлеты и падения»
Разработка и презентация проектов по теме.
оценивание проекта
40
Повторение: «Яркие страницы истории»
Участие в обсуждении вопросов урока, участие в дискуссии.
выборочное оценивание
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Примерные программы по истории среднего (полного) общего образования (базовый уровень), Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев, Дрофа, 2008
- Всемирная история: XX – начало XXI века, Н.В. Загладин, М., Русское слово, 2011,
- История России XX – начало XXI в, А.Ф.Киселев, В.П. Попов, М., Дрофа,2008.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, Котова О.А., Листова Т.Е.,
ФИПИ, АСТ, Апрель, Москва
- Методическое пособие к учебнику А.Ф. Киселева, В.П. Попова «История России XX- начало XXI века» М., Дрофа, 2008
- Отечественная история в схемах и таблицах, В.В. Кирилов, М., 2011
- Всеобщая история в таблицах и схемах, С.К. Алиев, М., Лист 2009
- Карты в соответствии с темами уроков
http://www.rusimper.narod.ru/about.html
http://www.som.fio.rusubject.asp?id=10000189
http://school-collection.edu.ru
КИМ №1 (всеобщая история)
Тема: «Мир в I половине XX века».
Вариант – 1
1 Три императора, сыгравшие главную роль в том, чтобы выстрелы в Сараево стали сигналами войны:
а) Николай II, б) Вильгельм II , в) Франц Фердинанд, г) Франц Иосиф.
2 В Первой мировой войне принимали участие:
а) 23 страны, б) 28 стран, в) 35 стран, г) 38 стран.
3 Морская блокада противников Антанты установлена в
а) 1914г б) 1915г, в) 1916г, г) после вступление в войну США.
4 В 1915 г позиционная война идет на
а) Западном фронте, б) Восточном фронте в) обоих фронтах, г) нигде.
5 В Четверной союз не входила
а) Турция, б) Болгария, в) Италия, г) Австро-Венгрия.
6 Оцените значение создания Лиги Наций.
7 Почему именно Германия и Италия стали родиной фашизма?
8 Какие факты позволяют утверждать, что успехи агрессоров во Второй мировой войне были временными.
Вариант – 2
1 Германские колонии были захвачены Великобританией:
а) в 1914 г, б) в 1915 г, в) после вступления в войну США, г) после Компьенского
перемирия
2 План Шлиффена был принят к действию командованием:
а) Германии, б) Франции в) Австро-Венгрии, г) Бельгии.
3 В Антанту не входила:
а) Румыния, б) Болгария, в) Италия, г) Франция.
4 Перестройка экономики в воюющих странах в максимальной мере характеризует:
а) введение трудовой повинности, б) введение карточного распределения
в) жесткое государственное регулирование экономики
г) мобилизации и реквизиции.
5 Мир в Брест-Литовске подписали
а) Австро-Венгрия, б) Германия, в) Германия, г) Россия.
6 Назовите основные задачи Лиги Наций.
7 Историческое значение Народного Фронта во Франции.
8 Определите особенности ведения союзниками военных действий против Германии во Второй мировой войне.
КИМ № 2 (всеобщая история)
Тема: «Мир во II половине XX – начало XXI века».
Вариант – 1
1 Роль СССР в развязывании «холодной войны».
2 Перечислите основные кризисы «холодной войны».
3 Объясните значение терминов: маккартизм, расовая сегрегация, рейганомика.
4 Проблема «северных территорий» подразумевает
а) территориальные претензии СССР к Японии
б) территориальные претензии Японии к СССР
в) стремление этих государств к созданию свободной экономической зоны.
5 Назовите типы культуры второй половины века и охарактеризуйте любой тип.
6 Охарактеризовать поликонфессианальные проблемы современного мира.
Вариант – 2
1 Роль США в развязывании «холодной войны».
2 Перечислите основные кризисы «холодной войны».
3 Объясните значение терминов: охота на ведьм, справедливый курс, политика новых рубежей.
4 Статус Алжира до предоставления ему независимости
а) колония, б) протекторат, в) заморский департамент.
5 Перечислите глобальные проблемы человечества и охарактеризуйте одну.
6 Охарактеризовать этносоциальные проблемы современного мира.
КИМ № 1 (история России)
Тема: «Становление советской власти».
Вариант – 1.
1. Осенью 1917 г в России начался процесс
1) ликвидации Советов 2) большевизации Советов
3) прихода в Советы кадетов 4) слияние Советов с земскими органами
2. Непосредственным руководителем Октябрьского вооруженного восстания был
1) В.И. Ленин, 2) И.В. Сталин, 3) Л.Д. Троцкий, 4) Ф.Э. Дзержинский.
3. После победы Октябрьского вооруженного восстания
1) все министры Временного правительства были арестованы,
2) министры Временного правительства, за исключением А.Ф. Керенского, были арестованы,
3) все без исключения министры Временного правительства сумели бежать,
4) ) министры Временного правительства, за исключением А.Ф. Керенского, согласились сотрудничать с новой властью.
4. В «Декрете о власти» провозглашалось, что власть переходит к
1) партии большевиков, 2)Совету народных комиссаров,
3) Советам солдатских, рабочих и крестьянских депутатов,
4) Учредительному собранию.
5. В «Декрете о земле» отсутствовало положение о (об)
1) ликвидация помещичьего землевладения, 2) создании колхозов,
3) распределении земли между крестьянами на уравнительной основе,
4) отмене частной собственности на землю.
6. К первым мероприятиям Советской власти относится
1) национализация крупнейших промышленных предприятий и банков,
2) начало мирных переговоров с Германией,
3) введение продразверстки, 4) НЭП
7. Победу на выборах в Учредительное собрание одержали
1) кадеты, 2) эсеры, 3) большевики, 4) меньшевики.
8. Первая советская Конституция была принята
1) ноябрь 1917г., 2) март 1918г., 3) июль 1918г., 4) январь 1919г.
9. Главный карательный орган получил название
1) СНК, 2) ВЧК, 3) РВС, 4) ВСНХ.
10. По условиям Брестского мира Россия
1) не понесла территориальных потерь, 2) потеряла только Финляндию,
3) потеряла только Польшу, 4) потеряла Финляндию, Польшу, Украину, Белоруссию.
Вариант – 2.
1. Советы как форма власти были созданы
1) май 1905г., 2) март 1917г., 3) июнь 1917г., 4) октябрь 1917г.
2. Решение о переходе власти к Советам было принято
1) Демократическим совещанием, 2) I съездом Советов,
3) II съездом Советов, 4) Учредительным собранием.
3. Первым председателем Совета народных комиссаров был избран
1) Л. Каменев, 2) В. Ленин, 3) Л. Троцкий, 4) И. Сталин.
4. 7 декабря 1917 г для борьбы с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией создан(-а)
1) Совет труда и обороны, 2) Совет народного хозяйства,
3) народная милиция, 4) Всероссийская чрезвычайная комиссия.
5. Декрет о мире предусматривал
1) заключение сепаратного мира с Германией, 2) пересмотр договора с Англией,
3) заключение перемирия, 4) заключение сепаратного мира с Австрией.
6. Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания был принят
1) 01.09.1917г., 2) 25.10.1917г., 3) 07.01.1918г., 4) 23.02.1918г.
7. В качестве одной из самых важнейших задач Советского государства в Конституции РСФСР 1918 г провозглашалось(-ась)
1) сохранение рабочего класса, 2) защита интересов крестьянства,
3) развитие капитализма, 4) строительство социализма.
8. Укажите событие, произошедшее позже других
1) установление Советской власти, 2) Брестский мир,
3) разгон Учредительного Собрания, 4) национализация банков.
9. На переговорах с Германией Троцкий отстаивал формулу
1) война до победного конца 2) мир любой ценой, 3) ни войны, ни мира,
4) превратить войну империалистическую в войну гражданскую.
10. К первым мероприятиям Советской власти не относятся
1) запрет оппозиционных газет, 2) принятие 2Декларации прав народов»,
3) проведение выборов Патриарха, 4) отделение церкви от государства.
КИМ № 2 (история России).
Тема: «СССР в годы войны».
Вариант – 1.
1. Гитлеровский план молниеносной войны против СССР назывался
1) «Тайфун», 2) «Барбаросса», 3) «Ост», 4) «Цитадель».
2. К 1941г не относится
1) Смоленское сражение, 2) Ельнинский контрудар,
3) битва за Москву, 4) Керченская операция.
3. К осени 1941г не был захвачен немецкими войсками
1) Киев, 2) Минск, 3) Ленинград, 4) Таллин.
4. Контрнаступление советских войск под Москвой началось
1) 7 ноября 1941г., 2) 5-6 декабря 1941г., 3) 20 декабря 1941г., 4) 1 января 1942г.
5. Основной задачей, которую решало германское командование в 1942г, был захват
1) Москвы, 2) Ленинграда, 3) оружейных заводов Тулы, 4) Северный Кавказ.
6. Итогом Сталинградской битвы был(-а)
1) капитуляция 6-й немецкой армии, 2) успешный прорыв армии Паулюса,
3) деблокада армии Паулюса, 4) отход Красной армии за Волгу.
7. Основные бронетанковые силы вермахта были разгромлены в ходе
1) Смоленского сражения, 2) Сталинградской битвы,
3) Курской битвы. 4) битвы за Днепр.
8. Успешная операция советских войск по разгрому группы «Центр» в 1944г получила название
1) «Кутузов», 2) «Суворов», 3) «Ермолов», 4) «Багратион».
9. В результате Висло-Одерской операции советские войска оказались в 60 км от
1) границ рейха, 2) Балтийского побережья, 3) г. Берлин, 4) р. Эльба.
10. Прага была освобождена от фашистский захватчиков
1) 30 апреля 1945г., 2) 2 мая 1945г., 3) 8 мая 1945г., 4) 9 мая 1945.
Вариант – 2.
1. Гитлеровский план захвата Москвы назывался
1) «Уран», 2) «Тайфун», 3) «Цитадель», 4. «Ост».
2. Одним из основных событий 1941г было(-а)
1) Смоленское сражение, 2) оборона Севастополя,
3) Керченская операция, 4) Сталинградская битва.
3. К ноябрю 1941г вермахт и его союзники
1) окончательно сломили сопротивление советских войск под Сталинградом,
2) полностью блокировали Ленинград, 3) полностью окружили Москву,
4) начали наступление на Северный Кавказ.
4. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось
1) июнь 1942г., 2) ноябрь 1942г., 3) февраль 1943г., 4) июль 1943г.
5 Захват нефтеносных районов Кавказа немецким командованием планировалось
1) 1941г., 2) 1942г., 3) 1943г., 4) 1944г.
6. Окруженная в районе Сталинграда 6-я немецкая армия
1) была полностью уничтожена, 2) сдалась в плен во главе с командованием
3) осуществила прорыв, 4) была деблокирована танковой группой.
7. К результатам Курской битвы не относится
1) завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны,
2) переход стратегической инициативы к командованию Советской армии,
3) общее отступление советских войск,
4) разгром основных бронетанковых войск вермахта.
8. Операция советских войск, приведшая к переходу Румынии и Болгарии на сторону коалиции, называлась
1) Орловско-Белгородской, 2) Ясско-Кишеневской,
3) Померанской, 4) Висло-Одерской.
9. В ходе Берлинской операции советские войска преодолели сильно укрепленные
1) Арденнские горы, 2) Альпийские предгорья,
3) Зееловские высоты, 4) Тюрингские горы.
10. Капитуляция фашистской Германии произошла
1) 30 апреля 1945 г., 2) 8 мая 1945г., 3) 9 мая 1945г., 4) 2 сентября 1945г.
КИМ № 3 (история России)
Тема: «Советский Союз: от сверхдержавы к распаду».
Вариант – 1.
1. Политика перестройки проводилась под руководством
1) Ю.В. Андропова, 2) К.У. Черненко, 3) М.С. Горбачева, 4) Б.Н. Ельцина.
2. К мероприятиям по реформированию экономики не относится
1) Закон о государственном предприятии
2) Закон о кооперации,
3) Закон об индивидуальной трудовой деятельности
4) Закон о нетрудовых доходах.
3. Конверсией называется
1) передача государственных предприятий в частные руки,
2) перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции,
3) передача государственных и колхозных земель в руки фермеров,
4) продажа земель иностранным собственникам.
4. В1989г на альтернативной основе произошли выборы народных депутатов
1) I съезда народных депутатов, 2)II съезда народных депутатов,
3) III съезда народных депутатов, 4)IVсъезда народных депутатов.
5. Волна шахтерских забастовок прокатилась в СССР в
1) 1987г., 2) 1988г., 3) 1989г., 4) 1991г.
6. Поворотным пунктом в развитии отношений со странами Запада стали встречи в Рейкьявике с
1) Д. Мейджером, 2) Р. Рейганом, 3) Ж. Шираком, 4) Г. Колем.
7. В сфере международных отношений М.С. Горбачев выдвинул концепцию
1) восстановление политики разрядки, 2) мирного сосуществования,
3) взаимного ненападения, 4) нового политического мышления.
8. Борьбу против ГКЧП 19-21 августа возглавило
1) руководство Верховного Совета СССР, 2) Министерство обороны СССР,
3) МВД СССР, 4) руководство РСФСР.
9. После провала августовского 1991г путча
1) укрепилось положение союзных властей,
2) начался процесс консолидации союзных республик вокруг обновленного центра,
3) начался процесс ускоренного распада СССР,
4) начался процесс дезинтеграции СССР.
10. Первоначально в состав СНГ вошли
1) Белоруссия, Россия, Казахстан, 2) Белоруссия, Россия, Украина,
3) Россия, Украина, Таджикистан, 4) Россия, Казахстан, Армения.
Вариант – 2.
1. В 1985г советским руководством была провозглашена политика
1) перестройки, 2) ускорения, 3) гласности, 4) модернизации.
2. Законом 1987г «О государственном предприятии» предусматривался(-лось)
1) переход предприятий на самоокупаемость, 3) отказ от госзаказа,
2) непосредственное управление министерств предприятиями,
4) контроль министерств за фондом заработной платы.
3. Цель перестройки –
1) построение развитого социализма, 2) возврат к сталинской модели социализма.
3) совершенствование социализма, 4) отказ от социализма.
4. Призыв М.С. Горбачева создать в СССР правовое государство прозвучал на
1) Апрельском пленуме ЦК КПСС, 2)XXVII съезде КПСС,
3) XIX Всесоюзной партконференции, 4) I съезде народных депутатов СССР.
5. «Новое политическое мышление» предполагало приоритет ценностей
1) классовых, 2) государственных, 3) национальных, 4) общечеловеческих.
6. Укажите событие, произошедшее раньше других
1) создание СНГ, 2) введение поста Президента СССР,
3) принятие закона «О кооперации», 4) авария на Чернобыльской АЭС.
7. В политической жизни СССР конца 1980-х гг знаковым стало противостояние М. Горбачева и
1) Е. Лигачев, 2) В. Крючков, 3) Б. Ельцин, 4) А. Яковлев.
8. Программа «500 дней» разработана
1) Н. Рыжковым и Л. Абалкиным, 2) С. Шаталиным и Г. Явлинским,
3) В. Павловым, 4) М. Горбачевым.
9. К результатам экономического развития СССР в период «перестройки» не относится
1) сокращение аграрного производства, 2) сокращение промышленного производства,
3) рост дефицита бюджета, 4) сокращение государственного долга.
10. Договор о создании СНГ 8 декабря 1991г был подписан руководителями России, Белоруссии и
1) Казахстана, 2) Украины, 3) Армении, 4) Молдавии.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ