Рабочая программа по истории для 6 класса (углубленный уровень)
Рабочая программа по истории
6 класс
(углубленный уровень)
Подготовила: Лекомцева Мария Николаевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ с УИОП №4 г. Кирово-Чепецка
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Программа рассчитана на 102 часа, 34 часа по истории Средних веков и 68 часов по истории России.
Рабочая программа включает пояснительную записку и основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль над качеством знаний.
Рабочая программа составлена на основании:
Программа для углубленного изучения истории для 5-11 классов в школе № 46 г. Кирова с углубленным изучением отдельных предметов ( прошла экспертизу 5 октября 2004). Авторы Веселкова Е.Б., Милкова Л.А. и др.
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). - М.: Просвещение, 2006.
Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 .
Программы В.А. Ведюшкина по истории Средних веков // Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. – М.:Просвещение, 2007.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
знать основные этапы и ключевые события истории и выдающихся деятелей всеобщей истории и истории России в данный период;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной истории и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематическое планирование
(подчеркнуты темы, формулировка которых соответствует Государственному стандарту основного общего образования)
Введение в историю Средних веков(1)
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI – XI века) (5 ч)
Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя (1)
Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства(1)
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность (1)
Западная Европа в IX – XI веках (1)
Культура Западной Европы в раннее Средневековье (1)
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI в (3 ч)
Византийская империя (1)
Культура Византии (1)
Образование славянских государств (1)
Раздел 3. Арабы в VI – IX веках (2 ч)
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Арабские завоевания (1)
Культура стран халифата (1)
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет. (1)
Крестьянская община (1)
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
Средневековый город (1)
Горожане и их образ жизни (1)
Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII века. Крестовые походы (2 ч)
Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси. (1)
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов(1)
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 ч)
Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. (1)
Сословно-представительные монархии. (1)
Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война(1)
Крестьянские восстания. (1)
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии (1)
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове (1)
Раздел 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч)
Усиление власти князей в Германии(1)
Расцвет итальянских городов (1)
Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч)
Гуситское движение(1)
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Османская империя (1)
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч)
Образование и философия. Средневековая литература и искусство. (1)
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения (1)
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья(1)
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии(1)
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка (1)
Повторение по теме «Средние века» (2 ч)
Введение в курс «История России» (1 ч.)
Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.)
Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария..
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14 ч.)
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.
Рюриковичи- первые русские князья.
Владимир I. Крещение Руси.
Ярослав Мудрый. «Русская Правда».
Культура и быт Древней Руси.
Раздел 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (16ч.)
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Политическая раздробленность Руси.
Владимиро-Суздальское княжество.
Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда.
Экспансия с Запада. Александр Невский.
Русь и Орда.
Великое княжество Литовское.
Культура русских земель.
Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)
Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита.
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.
Роль церкви в общественной жизни Руси. Церковь и государство.
Культура и быт в XIV-начале XVI в.
Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (16 ч.)
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.
Опричнина.
Культура и быт в XVI в.
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История Средних веков с древнейших времен до конца XVI в.»
(6 класс)
№
Наименование раздела, темы урока
Содержание
изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО
Кол-во часов
Тип урока
Информационное сопровождение
Дата
план
факт
1.
Введение в курс «Истрия Средних веков».
Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества.
Источники знаний по истории Средних веков.
1
Урок изучения нового материала
Учебник
С. 6-11
Раздел 1. Становление Средневековой Европы (VI – XI века) (5 ч)
2.
Великое переселение народов. Древние германцы и Римская империя
Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев
1
Урок изучения нового материала
Учебник
§ 1
3.
Королевство франков. Христианизация Европы и образование двух ветвей государства
Изменения в управлении и суде у франков. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Образование власти светской и духовной. Законы франков. Военная реформа Карла Мартелла.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 2
4.
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность
Карл Великий. Держава Каролингов. Распад каролингской империи. Формирование феодальной лестницы.
1
Урок формирования знаний
Учебник
§ 3
5.
Западная Европа в IX – XI веках
Образование государств во Франции, Германии, Италии, Англии. Королевская власть в о Франции. Священная Римская империя. Норманны: общественный строй, завоевания
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 4
6.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
Представление средневекового человека об окружающем мире. Каролингское Возрождение. Система образования в период Раннего Средневековья. Книжное дело.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 5
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI – XI в (3 ч)
7.
Византийская империя
Византийская империя в IV – XI вв. Территория, хозяйство, управление. Византийские императоры: Юстиниан. Кодификация законов. Власть императоров и церковь. Внешняя политика Византии, отношение с соседями, вторжение славян и арабов.
1
Урок изучения нового материала.
Учебник
§ 6
8.
Культура Византии
Развитие образования, научные знания, архитектура, живопись, культурные связи Византии
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 7
9.
Образование славянских государств
Расселение славян. Занятия, образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморская держава и создатели славянской письменности. Образование Чехии и Польши.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 8
Раздел 3. Арабы в VI – IX веках (2 ч)
10.
Племена Аравийского полуострова.
Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Возникновение ислама. Арабские завоевания
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 9
11.
Культура стран халифата
Образование, наука, литература и искусство Арабского халифата. Значение культуры халифата
1
Урок формирования знаний
Учебник
§ 10
Раздел 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
12.
Феодализм. Сословный строй в западной Европе. Вассалитет.
Складывание феодальных отношений в странах Европы. Земля и служба. Жизнь и быт феодалов. Ритуальная присяга. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские регалии.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 11
13.
Крестьянская община
Феодальные отношения. Формирование феодальной вотчины. Натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 12
Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
14.
Средневековый город
Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Городское самоуправление. Города – республики. Возникновение ремесленных цехов. Расширение торговли.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 13
15.
Горожане и их образ жизни
Социальная дифференциация горожан. Образ жизни горожан. Устройство города. Торговля и ярмарки.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 14
Раздел 6. Католическая церковь в XI – XIII века. Крестовые походы (2 ч)
16.
Власть духовная и светская. Католическая церковь. Ереси.
Разделение церквей. Германские императоры и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики. Ересь. Борьба церкви с еретиками.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 15
17.
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов
Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. Последствия крестовых походов для народов Ближнего Востока и Западной Европы
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 16
Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (6 ч)
18.
Экономическое развитие Западной Европы.
Экономическое и социальное развитие европейских государств. Экономические и социальныепричины объединения государств. Усиление королевской власти в странах Западной Европы Образование централизованных государств.
1
Урок формирования знаний
записи в тетради
19
Сословно-представительные монархии.
Сословно-представительные монархии во Франции и Англии. Генеральные Штаты. Великая Хартия Вольностей. Английский Парламент.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 17-18
20.
Кризис европейского средневекового общества. Столетняя война
Столетняя война: причины, повод и ход. Жанна Д,Арк. Последствия Столетней войны.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 19
21.
Крестьянские восстания.
Причины крестьянских восстаний. Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера в Англии.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 20
22.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии
Завершение объединения Франции. Крепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 21
23.
Реконкиста и образование государств на Пиренейском полуострове
Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV – XV вв. Раскол католической церкви.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 22
Раздел 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч)
24
Усиление власти князей в Германии
Причины раздробленности Германии. Сепаратизм германских князей. Упадок власти императоров в ХV веке.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 23
25.
Расцвет итальянских городов
.
Городские республики в Италии. Борьба гвельфов и гибеллинов. Правление Медичи во Флоренции.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 24
Раздел 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч)
26.
Гуситское движение
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Вороженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Ян Жижка. Последствия гуситского движения.
1
Урок изучения нового материала
Учебник
§ 25
27.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова.
Балканские страны перед завоеванием. Завование сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 26
Раздел 10. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч)
28.
Образование и философия. Средневековая литература и искусство.
. Образование: школа и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
1
Урок формирования знаний
Учебник
§ 27-28
29.
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения
Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатания
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 29-30
30.
Духовный мир европейского средневекового человека.
Представление средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Культурное наследие Средневековья
1
Комбинированный урок
Учебник
С. 208-209, 228-230.
Раздел 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
31.
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии
Китай в IV-VIIв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. особенности социального и государственного строя Китая. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая значимость.
Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский султанат. Появление европейских колонизаторов на юге индии. Империя Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы. Особенности экономического и политического развития Японии, культура Японии.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 31-32
32.
Государства и народы доколумбовой Америки. Африка
Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки.
Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Рабы, воины и правители Африки.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 33-34
.
33-34
Повторительно-обобщающий урок по курсу
«История Средних веков».
2
Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний
35
Введение в курс «История России»
История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. Хронологическими рамками истории России в 6 классе. Значение исторических вспомогательных дисциплин
1
Раздел 1. Восточные славяне (4 ч.)
36-37
Заселение территории нашей страны.
Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи..Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья
2
Урок изучения нового материала
Учебник § 1 Картина «Славянский поселок»
38-39
Восточные славяне.
Восточные Славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
2
Комбинированный урок
Учебник § 2
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в. (14ч.)
40-41
Образование Древнерусского государства.
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Два центра славянской государственности – Новгород и Киев. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.
2
Урок изучения нового материала
Учебник § 3 Карта «Древнерусское государство
в IX – XI вв.».
42
Норманская теория: суть и ее критика
Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян.
1
Комбинированный урок
записи, сообщения
43-44
Рюриковичи- первые русские князья
Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия
2
Комбинированный урок
Учебник § 4 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.».
45-46
Владимир I. Крещение Руси.
Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Сосуществование христианства и язычества.
2
Комбинированный урок
Учебник § 5 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.».
47-49
Ярослав Мудрый. «Русская Правда».
Русь в конце Х – первой половине ХII веков. Внутренняя и внешняя политика князей. Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие городов, ремесел и торговли. «Русская правда».
3
Комбинированный урок
Учебник § 6 Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.».
50-51
Культура и быт Древней Руси
Древнерусская культура, былинный эпос, распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города – центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.
Историческое и культурное наследие Древней Руси
2
Комбинированный урок
Учебник
§ 7-8 Презентация
52-53
Русь в IX – первой половине XII в.
2
Урок повторения и обобщения
Раздел 3. Русь во второй половине XII – XIII в. (16 ч.)
54-55
Княжеские усобицы.
Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. «Устав», «Поучение детям». . Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси
2
Урок изучения нового материала
Учебник
§ 9 п. 1-3
Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.». Картина «Народное восстание в Киеве в 1113г.»
56-57
Политическая раздробленность Руси.
Политическая раздробленность Руси; экономические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.
2
Комбинированный урок
Учебник
§ 9 п. 4-5
Карта «Русские княжества
в XII–нач.XIIIв.»
58
Владимиро-Суздальское княжество.
Географическое положение, хозяйство, политический строй, культурное развитие Владимиро-Суздальское княжества.
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 10-11 п.1-4
Карта «Русские княжества
в XII–нач.XIIIв.»
59
Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика.
Географическая положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества и. Новгородской боярской республики
1
Комбинированный урок
Учебник
§ 10-11 п. 5-8
Карта «Русские княжества
в XII–нач.XIIIв.
60-61
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Золотая Орда.
2
Комбинированный
Учебник
§ 12
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»
62-63
Экспансия с Запада. Александр Невский
Отношение Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада; Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. Их значение. Александр Невский – политик и военачальник.
2
Комбинированный
Учебник
§ 13
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
64-65
Русь и Орда.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
2
Комбинированный
Учебник
§ 14
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
66
Великое княжество Литовское.
Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские
в XI – XIII вв.
1
Комбинированный
Учебник
§ 15
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
67-68
Культура русских земель.
Особенности культуры в XII – XIII в. Накопление научных знаний. Литература. «Слово о полку Игореве». Зодчество. Архитектурные ансамбли. Живопись. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
2
Комбинированный
Учебник
§ 16
69
Русь во второй половине XII – XIII в.
1
Урок повторения и обощения
Раздел 4. Образование единого Русского государства (15 ч.)
70-71
Начало объединения русских земель. Иван Калита.
Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Формы землевладения и хозяйства.
2
Урок изучения нового материала
Учебник
§ 17
Карта «Образование русского централизо-ванного государства».
72-73
Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский
Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша
2
Комбинированный
Учебник
§ 18
Картина «Утро на Куликовом поле».
74-75
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
Московское княжество и его политика. Василий I, Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей
2
Комбинированный
Учебник
§ 19
Карта «Образование русского централизован. государства».
76-77
Свержение золотоордынского ига. Иван III.
Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды. Иван III.Образование единого русского государства. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
2
Комбинированный
Учебник
§ 20
Карта «Образование русского централизован. государства».
78-79
Становление органов власти Российского государства.
Становление самодержавия. Органы государственного управления. Судебник 1497 г. Местничество.
2
Комбинированный
Учебник
§ 21
80-81
Роль церкви в общественной жизни Руси.
Церковь в Русском государстве. Становление русской автокефальной церкви.
Роль церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Иосифляне и нестяжатели. Теория «Москва – Третий Рим».
2
Комбинированный
Учебник
§ 22
82-83
Культура и быт в XIV-начале XVI в.
Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт различных слоев населения.
2
Комбинированный
Учебник
§ 26-28 (выборочно)
84
Образование единого Русского государства
1
Урок повторения и обобщения
Раздел 5. Московское государство в середине – конце XVI в. (18 ч.)
85
Цивилизационные особенности развития России в начале XVI веке.
Условия развития страны в середине XVI в. Территория, население, характер экономики
1
Урок изучения нового материала
записи, Учебник
§ 23
86-87
Иван IV Грозный. Установление царской власти.
Становление самодержавной власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
2
Комбинированный урок
Учебник
§ 23
Картина
«Иван Грозный»
88-90
Расширение территории государства.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война.
3
Комбинированный
Учебник
§ 24
Карта.
91-93
Опричнина.
Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV в представлениях современников и потомков.
3
Комбинированный
Учебник
§ 25
Карта.
94-96
Культура и быт в XVI в.
Развитие культуры
в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.
3
Комбинированный
Учебник
§ 26-28
Репродукция «Троица», художник А.Рублев
97-98
Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок)
2
Урок повторения и обобщения
99-100
Повторительно-обобщающий уроки по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
2
Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний
101-102
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы
2
Урок контроля
Ресурсное обеспечение:
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. – М.: Просвещение, 2010
История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / .В.А. Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2009.
Атлас и контурные карты по истории Средних веков. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Крючкова Е.А. История средних веков. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010
Энциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. Для общеобразоват. Учреждений А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Просвещение, 2010.
Атлас и контурные карты по истории России. 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ