Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс базовый уровень по УМК А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании методсовета. Заместитель директора по УР Директор МБОУ «СОШ № 10
протокол №___ МБОУ «СОШ №10 п.Каменский» п. Каменский»
от «____»__________20___г ______________/______________/ _______________/_____________/
«____»_______________20____г «____»______________20____г
Рабочая программа
по истории Древнего мира
5 класс
базовый уровень
по УМК А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой.
Коршуновой Ларисы Александровны
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол №____ от «____»_____20____г
2014 -2015 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по учебнику: Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2009.
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»1 каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Требования к результатам изучения истории во ФГОС содержат шесть пунктов. В приведенной ниже таблице показано, как они отображаются в линиях развития предмета. Часть пунктов 3,5 требований ФГОС присутствуют в каждой линии, так как все они деятельностные и практико- ориентированные (обозначены пунктирными стрелками).
Линии развития
личности средствами предмета
«История» в ОС «Школа 2100»
Соот-ветствие
Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
По
1-2-я. Овладение
исторической картиной
мира: умение объяснять
современный мир, связывая
исторические факты и
понятия в целостную
картину
3-я. Формирование
открытого исторического
мышления: умение видеть
развитие общественных
процессов (определять
причины и прогнозировать
следствия)
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4-я. Нравственное
самоопределение
личности: умение
оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на
выращенную человечеством
систему нравственных
ценностей
5-я. Гражданско-
патриотическое
самоопределение
личности: умение, опираясь
на опыт предков,
определить свою
мировоззренческую,
гражданскую позицию,
толерантно
взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или
другой выбор.
II Общая характеристика учебного предмета «История Древнего мира»
Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир.
Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия.
В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».
В соответствии с требованиями ФГОС программа реализует деятельностный подход, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную деятельность.
Реализации этой идеи служит основная отличительная особенность методического аппарата наших учебников, почти полный отказ от традиционных репродуктивных вопросов к параграфу («Перескажи…», «Назови…» и т.д.) и замена их творческими продуктивными заданиями
III Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.
Предметные результаты (цели предмета)
1-2-я линии развития (ЛР) – Овладение исторической картиной мира
3-я ЛР – Формирование открытого исторического мышления
(тексты и задания)
4-я ЛР – Нравственное самоопределение личности
5-я ЛР – Гражданско-патриотическое самоопределение личности
(тексты и задания)
Предметная методика
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Функциональная грамотность
- Технология проблемного диалога (структура параграфов)
- Технология оценивания (правило самооценивания)
- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
- Задания по групповой работе
Личностные результаты
Комплексные, компетентностные задания в УМК:
- Задания по проектам (на предметном материале)
- Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
Формулировки
личностных результатов
во ФГОС
Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Через задания 4-й и 5-й линии развития (подробнее см. пункт 1.3.) и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения истории с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии (см. пункт 3.2), обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Через систему историко-обществоведческих понятий (см. пункт 2.2) и задания 1-2-й и 3-й линий развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической картины мира (см. пункт 1.3).
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Через оценочно-толерантные задания 4-5-й линий развития (см. пункт 1.3) и тексты, содержащие описание противоречивых исторических явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых исторических явлений.
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.
+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.
+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Формулировки
метапредметных результатов
во ФГОС
Реализация в программе и учебниках по истории ОС «Школа 2100»
РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учеб.действия
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2)
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2)
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1)
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
8) смысловое чтение;
Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции
Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:
1–2-я линия развития. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
Группировать (не по хронологии)
Сравнивать
3-я линия развития. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
4-я линия развития. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
5 КЛАСС ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 68 ЧАСОВ
Цели обучения
Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание
Введение в историю
История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство.Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.
Раздел I. Жизнь первобытных людей .Первобытные собиратели и охотники.
Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.
Первобытные земледельцы и скотоводы.Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности. Счёт лет в истории. Лента времени.
Повторительно-обобщающий урок. Раздел II. Древний Восток.Древний Египет.Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта. Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.
Повторительно-обобщающий урок.
Передняя Азия в древности.Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».
Повторительно-обобщающий урок.
Индия и Китай в древности.Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология. Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел III. Древняя Греция.
Древнейшая Греция.Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен.Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.Поэма Гомера «Одиссея».Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии.Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье. Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.
Повторительно-обобщающий урок. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов.Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.
Повторительно-обобщающий урок. Македонские завоевания в IV веке до н.э.Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Древний Рим.Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.Повторительно-обобщающий урок.
Гражданские войны в Риме.Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.
Могущество и гибель Римской империи.Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империиВзаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.Повторительно-обобщающий урок.
Тематическое планирование.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
1
1
Путешествие в страну История.
А.А. Вигасин, Г,И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира»М., Просвещение 2009
Презентация
Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность, находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его.
Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы;определять понятия. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, работать по плану, сверясьс целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, подтверждая фактами.
Творческая исследовательская работа « Если бы я был археологом» ( определение темы и цели)
2
1
Введение в историю Древнего мира.
Карта мира.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с.( Образовательная система « Школа 2100
Творческая исследовательская работа ( определение темы и цели)
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
3
1
Раздел 1.Жизнь первобытных людей Древнейшие люди.
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007
Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях;
анализировать( делить текст на части) и обобщать, делать выводы;.
Регулятивные УУД:определять цель, проблему;
выдвигать версии, планировать учебную деятельность,
работать по плану;
находить и исправлять ошибки,
оценивать степени достижения цели.
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов.
Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Работа с терминами
4
1
Родовые общины охотников и собирателей.
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»… Презентация
Работа с картой
Творч. зад.
« Один день из жизни родовой общины»
5
1
Возникновение искусства и религиозных верований.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История
Работа с текстом учебника
6
1
Возникновение земледелия и скотоводства.
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987
Решение творческих задач.
7
1
Появление неравенства и знати
Работа с атласами
8
1
Счет лет в истории
Лента времени Презентация
Решение творч. задач
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
9
1
Повторительно- обобщающий урок « Общий взгляд на первобытный мир»
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение ( в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
Корректировать своё мнение под воздействием контр аргументов.
Личностные УУД: осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Индивидуаль-ные сообщения
10
1
Древний Восток. Цивилизация Древнего Египта.Государство на берегах Нила.
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987
Презентация
Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях; классифицировать ( группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить в учебнике, др. источниках и использовать ИКТ достоверную информацию, необходимую для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; Представлять информацию в разных формах ( рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы)
Работа с картой
Работа с историческими источниками.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
11
1
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира.М,,1989.
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) ; различать в речи другого мнения, доказательства, факты. гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззр. позиции; выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.
Работа с текстом учебника
12
1
Жизнь египетского вельможи
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007
Работа с историческими источниками
13
1
Военные походы фараонов
Атлас по истории Древнего мира
Работа с атласами
14
1
Религия древних египтян
Презентация
Работа с терминами
15
1
Культура Древнего Египта.
Презентация
Творческое задание.
16
1
Письменность и знания древних египтян
Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000
Работа с историческими источниками
17
1
Урок контроля по теме « Цивилизация Древнего Египта
Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.
Исторический диктант
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
18
1
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье.
Карта Западная Азия в древности.
Презентация « Где распологалась Месопатамия»
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени дотижения цели.
Работа с картой
19
1
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф.Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории древнего мира.М.,1987
Работа с историческими источниками
20
1
Финикийские мореплаватели
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»…
Творческое задание.
21
1
Библейские сказания.
Библия для детей. Баку, 1991.
Работа с текстом учебника
22
1
Царство Давида и Соломона.
Библия для детей. Баку, 1991.
Работа с терминами.
23
1
Ассирийская держава.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира.Книга для учителя .М.,2000
Работа с историческими источниками
24
1
Персидская держава «Царя царей».
Презентация.
Работа с терминами
25
1
Контрольно- обобщающий урок « Общий взгляд на Древний Восток
Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
26
1
Индия и Китай в древности.
Природа и люди Древней Индии.
Контурные карты, атлас по истории Древнего мира.
Презентация.
Познавательные УУД: анализировать ( в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели
Работа с атласами
27
1
Индийские касты.
Презентация
Работа с терминами
28
1
Китайский мудрец Конфуций.
Всё обо всех. Том 2.М. 1996.
Работа с историческими источниками
29
1
Первый властелин единого Китая.
Всё обо всех. Том 2.М. 1996.
Работа с текстом учебника.
30
1
Контрольно - обобщающий урок
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5-го кл.основной школы.-М.: Баласс, 2010г.288с
Проблемные задания
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
31
1
Древняя Греция. Греки и критяне.
Немировский А.И ....История Древнего мира. Греция и Рим. Пособие для учащ. М., Дрофа, Т.1.1996
Познавательные УУД:сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;устанавливать причинно следственные связи, анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах , добровольно ограничивать себя ради пользы других ;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него. Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого,( в т. ч. вестидиалог с автором текста).Регулятивные УУД:определять цель,проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе ииндивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) ,используя ИКТ;
Начало работы над проектом
32
1
Микены и Троя.
Энциклопедический словарь юного историка. М. 1994
Работа над проектом
33
1
Поэмы Гомера «Илиада» и « Одиссея».
Немировский А.И ....История Древнего мира. Греция и Рим.
Работа с историческими источниками
34
1
Религия древних греков.
Работа с терминами
35
1
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001
Работа над проектом
36
1
Зарождение демократии в Афинах.
Работа с понятиями и терминами
37
1
Древняя Спарта.
Презентация
Работа над проектом
38
1
Основание греческих колоний.
Контурные карты, атлас по истории
Работа с картой
39
1
Олимпийские игры в древности.
Презентация
Работа над проектом
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
40
1
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.М.2001
Познавательные УУД: сравнивать объектыопределённымкритериям;устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия; Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России ,объяснять взаимные интересы, , ценности,обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других ;
Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого, , выраженную в явном и НЕ явном видРегулятивныеУУД:определять цель, , проблему деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) используя ИКТ; работать п плану,
создание текстов с рисунками
41
1
Нашествие персидских войск на Элладу.
Карта Древняя Греция
Работа с историческими источниками
42
1
Возвышение Афин в 5 в. до н.э .В гаванях афинского порта Пирей.
Карта Древняя Греция
Работа с картой
43
1
В городе богини Афины.
Презентация
Создание текста доклада
44
1
Культура Древней Греции.
Саяпин В.Н., Стручалина Р.А. История мировой и отечественной культуры. Культура античности. Саратов.200
Работа над проектом
45
1
Афинская демократия при Перикле.
Работа с понятиями
46
1
Контрольно - обобщающий урок .
Проектные работы учащихся
Защита проекта
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
47
1
Македонские завоевания в 4 в. до н.э .Города Эллады подчиняются Македонии.
Карта Древняя Греция
Познавательные УУД:
– устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне;
– анализировать ( ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до
казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные
рассуждения – на простом и сложном уровне;
– пользоваться смысловым чтением –самостоятельно вычитывать фактуаль
ную, подтекстовую, концептуальную информацию;
– находить ( ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную
информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Коммуникативные УУД:
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, , уметь взглянуть на си
туацию с позиции другого;
– организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения)
Работа с картой и атласами
48
1
Походы Александра Македонского на Восток.
Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000
поиск допол. информации
49
1
В древней Александрии Египетской.
Энциклопедия для детей.Том 1., м. Аванта+,2000
Создание текста доклада
50
1
Контрольно- обобщающий урок
Контурные карты, атлас по истории
Творческие задания
51
1
Древний Рим. Древнейший Рим.
Презентация
52
1
Завоевание Римом Италии.
Презентация
Работа с картой, понятиями
53
1
Устройство Римской республики.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.:
создание текстов с рисунками
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
54
1
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном (218- 201 г.г. до н. э.
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007
Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать
собственные мировоззренческие позиции;
– выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб
лемы) , и отвечать за свой выбор .
Регулятивные УУД:
– определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практичес
кой ( в т. ч. в своих проектах) ;
– выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе и индивиду
ально;
– планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) ,
используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.
поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы
55
1
Установление господства Рима во всёмСредиземноморье во 2 в. до н.э.
Немировский А.И ..История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М.,Дрофа1996
поиск дополнительной информации в Интернете
56
1
Рабство в Древнем Риме.
Чизолм Д. Древняя Греция.Энциклопедияшкольников.М.2001
создание текстов с рисунками
57
1
Контрольно- обобщающий урок
поиск допол. информации
58
1
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.
Атлас по истории Древнего мира
Работа с истор. источниками
59
1
Восстание Спартака.
Контурные карты, атлас по истории
Поиск информ
60
1
Единовластие Цезаря.
Презентация
Поиск информ
61
1
Установление империи в Риме.
созданиетексто
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
62
1
Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи в первые века нашей эры.
Немировский А.И .История Древнего мира. Греция и Рим.Пособие для учащ.М., Дрофа, Т.2.1996 Презентация
Познавательные УУД: устанавливать причинно следственные связи,анализировать (( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные
рассуждения,пользоваться смысловым чтение самостоятельно вычитывать информацию;находить ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную
информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.Коммуникативные УУД:преодолевать конфликты ,договариваться с людьми, организовывать работу в паре, , группе ( самостоятельно определять цели , роли,задавать вопросы, вырабатывать решения)
Работа с атласами
63
1
В Риме при императоре Нероне.
Презентация
Работа с историческими источниками
64
1
Первые христиане и их учение.
Презентация
Работа с текстом учебника
65
1
Жизнь в Римской империи
Римская империя при Диолектиане и Константине.
Маркс Э.Римляне,М.,1997.
Арасланова О.В., СоловьёвК.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007
Работа с историческими источниками
№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема раздела. Тема урока
Информационно- методическое обеспечение
Характеристика деятельности обучающихся
Вид контроля достижений
66
1
Взятие Рима готами.
Презентация
Личностные УУД:осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, , вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проб
лемы) , и отвечать за свой выбор .
Регулятивные УУД:определять цель, , проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) выдвигать версии , выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект) ,используя ИКТ; работать по плану, , сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. смостоятельно , используя ИКТ;оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.
Работа с историческими источниками
67
1
Семь чудес света.
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО,2007
Презентация
Создание текста доклада
68
1
Контрольно – обобщающий урок. «Общий взгляд на историю Древнего мира»
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов А.В…Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5кл-М.: Баласс, 2010г.288с
Творческие работы учащихся
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
--Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи Окружающий мир, 3-4 классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде. Литература, 5 класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, приемы понимания текста, создания его интерпретации (переносимые с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных)Естествознание, 5 класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерности развития жизни и появление человека на Земле.
VIII Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «История»
5 класс: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»
Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
- поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
- фотографирование макро- и микроскопических объектов (например, памятников истории и культуры);
– статистическая обработка данных исторических исследований (колличественный анализ событий, отдельных фактов и т.п.);
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках истории широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72–141.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ