Рабочая программа по истории по ФГОС 5 класс (базовый уровень)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
УТВЕРЖДЕНА
ПРИКАЗОМ
№67 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета (курса) «История»
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель
Пузикова Е.Б., учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г
Общая характеристика учебного курса.
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- эволюция и механизмы смены власти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- становление религиозных учений и мировоззренческих систем;
- научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику:
а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;
б) их потребностей, интересов, мотивов действий;
в) восприятия мира, ценностей.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты обучения и усвоения содержания курса.
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов (2 часа в неделю).
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
Формы организации учебной деятельности:
-практикумы;
-сюжетноролевые игры;
- беседы;
- лабораторные работы;
- дискуссии;
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций;
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки;
- викторины;
- урок-экскурсия в прошлое;
- комбинированные уроки;
Печатные пособия.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
5. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
6. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
7. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М.: Просвещение - 2007.
8. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.
9. Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
10. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. – М, Творческий центр «Сфера», 2003.
11. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
12. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005
Технические средства обучения.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран
Интернет – ресурсы.
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
я учеhttp://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
С СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № ___ от «___» ________ 20___ г. Руководитель РМО _____________ /__________________/ подпись расшифровка подписи
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
Календарно- тематический план
по истории Древнего мира
на 2014 – 2015 учебный год
Номера уроков
по порядку
№ урока
в разделе, теме
Тема урока
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректирова-нные сроки изучения учебного материала
Основные виды деятельности обучающихся
Тема 1. Первобытное общество (7 ч)
1
1
Вводный урок по теме: «Предмет всеобщая история»
01.09 – 05.09
П.: Раскрывать значение терминов история, исторический источник.
К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
2
2
Древнейшие люди
01.09 – 05.09
П.: Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.
К.: определять значение и роль общины в жизни человека
3
3
Первобытные охотники и собиратели
08.09 – 12.09
П.: Исследовать на ист.карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община»
Р.: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя
4
4
Возникновение искусства и религиозных верований
08.09 – 12.09
П.: Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.
К.: Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
Л.: Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий
5
5
Возникновение земледелия и скотоводства
15.09 – 19.09
П.: Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Р.: Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем
6
6
Появление неравенства и знати
15.09 – 19.09
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
П.: Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Р.: Определять условия, делать выводы
7
7
Повторно-обобщающий урок по теме: «Первобытное общество»
22.09 – 26.09
П.: Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
Л.: Уметь доказать свою позицию ( отличие мировоззрения первобытного человека от современного)
Тема 2. Древний Египет (9 ч)
8
1
Чет лет в истории
22.09 – 26.09
П.: Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.
Р.: Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.
9
2
Местоположение и природные условия Древнего Египта
29.09 – 03.10
П.: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории
10
3
Быт земледельцев и ремесленников
29.09 – 03.10
К.: Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
Л.: Оценивать достижения культуры.
Р.: Составить кроссворд
11
4
Жизнь египетского вельможи
06.10 – 10.10
П.: Основные категории населения, их положение. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе.
Р.: Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы.
К.: Работать в малых группах по определенному заданию.
12
5
Военные походы фараонов
06.10 – 10.10
П.: Причины, цели, направления военных походов, дату самых крупных военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
13
6
Религия древних египтян
13.10 – 17.10
П.: Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц. Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий.
К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
14
7
Искусство Древнего Египта
13.10 – 17.10
П.: Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды.
К.: Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями)
15
8
Письменность и знания древних египтян
20.10 – 24.10
П.: Определение понятий иероглиф. Р.: Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. Л.: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
16
9
Повторно-обобщающий урок по теме:
« Древний Египет»
20.10 – 24.10
К.: составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Р.: анализировать достижения в земледелии.
Л.: Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Дать этическую оценку.
Тема 3. Древний Восток (12 ч)
17
1
Древнее Двуречье
27.10 – 31.10
П.: Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.
Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
18
2
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
27.10 – 31.10
П.: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.
Р.: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
19
3
Финикийские мореплаватели
10.11 – 14.11
П.: основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
К.: Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.
20
4
Древние евреи
10.11 – 14.11
П.: Назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.
Л.: Формирование понимания культурного многообразия мира.
Объяснять, почему Библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней
Р.: Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
21
5
Древнееврейское царство и его правители
17.11 – 21.11
П.: Решать развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.
Л.: Уметь формулировать оценку поступка ( Самсона, Давида.)
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
22
6
Ассирийская держава
17.11 – 21.11
П.: Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.
23
7
Образование Персидской державы
24.11 – 28.11
П.: Основные даты истории создания Персидской державы.
К.: Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.
24
8
Природа и люди Древней Индии
24.11 – 28.11
П.: Географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия – Буддизм. Л.: Формировать отношение к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.
Р.: Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
25
9
Индийские касты
01.12 – 05.12
Р.: Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.
П.: Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы – хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.
К.: Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».
26
10
Чему учил китайский мудрец Конфуций
01.12 – 05.12
П.: Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии.
Л.: Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.
27
11
Первый властелин единого Китая
08.12 – 12.12
П.: Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации.
Р.: Составлять кроссворды по тематике урока.
28
12
Повторно-обобщающий урок по теме: « Древний Восток».
08.12 – 12.12
П.: Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма.
Р.: Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.
Тема 4. Древняя Греция (21ч)
29
1
Греки и критяне
15.12 – 19.12
П.: Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры.
К.: Инсценировка мифа о Дедале и Икаре.
Л.: выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа.
30
2
Микены и Троя
15.12 – 19.12
П.: Выявлять отличия между микенской и критской культурами.
К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
31
3
Поэма Гомера «Илиада»
22.12 – 26.12
П.: личность Гомера, основное содержание поэм. Работать с первоисточниками, обобщать и делать выводы, определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать образы основных героев «Илиады».
32
4
Поэма Гомера «Одиссея»
22.12 – 26.12
К.: В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.
П.: Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
Р.: Читать текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.
Л.: Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.
33
5
Религия древних греков
12.01 – 16.01
П.: Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
Л.: Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.
Р.: Выполнять задания по техникам диалогов: « лесенка», «микрофон», «вертушка».
34
6
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
12.01 – 16.01
П.: Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом.
Р.: Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Работа с новыми терминами ( вставить пропущенные буквы).
35
7
Зарождение демократии в Афинах
19.01 – 23.01
П.: Знать определение понятий реформы, демократия, хронологию проведения реформ Солона, их значение. Р.: Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
36
8
Древняя Спарта
19.01 – 23.01
П.: Географическое положение образ жизни спартанцев. Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.
Л.: Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.
Р.: Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы.
37
9
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
26.01 – 30.01
П.: Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.
Комментировать наряд грека.
Л.: Принятие ценностей группы или сообщества.
38
10
Олимпийские игры в древности
26.01 – 30.01
П.: Знать хронологию первых Олимпийских игр.
Составлять развернутый план одной части параграфа.
Л.: Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.
Р.: Соотносить известное с неизвестным об играх.
39
11
Победа греков над персами в Марафонской битве
02.02 – 06.02
П.: Причины греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение.
К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.
Л.: Рассказывать о подвиге юноше, сообщившем грекам о победе в Марафоне, дать свою оценку его поступку.
40
12
Нашествие персидских войск на Элладу
02.02 – 06.02
П.: Причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.
К.: Инсценировать события одного из сражений.
Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ : – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.
41
13
В гаванях афинского порта Пирей
09.02 – 13.02
П.: Сравнивать военную и торговые гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. К.: Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.
Р.: Получать дополнительную информацию на основе иллюстраций к тексту.
42
14
В городе богини Афины
09.02 – 13.02
П.: Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Л.: Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
Р.: Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.
К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока).
43
15
В афинских школах и гимнасиях
16.02 – 20.02
П.: Особенности образования в Древней Греции. Сравнивать, обобщать и делать выводы.
К.: Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
44
16
В театре Диониса
16.02 – 20.02
П.: Историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.
Л.: Оценивать роль современного театра для общества.
45
17
Афинская демократия при Перикле
23.02 – 27.02
П.: Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах.
Р.: Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.
46
18
Города Эллады подчиняются Македонии
23.02 – 27.02
П.: Причины поражения греков в борьбе с Македонией, даты основных сражений.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.
Р.: Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».
47
19
Поход Александра Македонского на Восток
02.03 – 06.03
П.: Хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского. Уметь составлять схему походов А. Македонского.
Уметь составлять оценочную характеристику гос. деятеля.
Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
48
20
В Александрии Египетской
02.03 – 06.03
П.: Причины и хронологию распада державы Александра Македонского. Показать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
К.: Рассказывать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.
49
21
Повторно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция»
09.03 – 13.03
П.: Основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Р.: Уметь отделять известное от неизвестного.
Тема 5. Древний Рим (21ч)
50
1
Древнейший Рим
09.03 – 13.03
П.: Анализировать карту. Географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. Делать сравнение, использовать информацию для получения знаний из различных источников.
Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
51
2
Завоевание Римом Италии
16.03 – 20.03
П.: Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.
Р.: Соотносить возникновение крылатых слов с событиями в истории Рима.
52
3
Устройство Римской республики
16.03 – 20.03
П.: Основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
53
4
Карфаген – преграда на пути к Сицилии
30.03 – 03.04
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Характеризовать и оценивать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
54
5
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье
30.03 – 03.04
П.: Причины, хронологию основных событий, итоги войны, работать с опорной схемой, обобщать и делать выводы.
Л.: Описание по рисунку триумф. Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Др. Риме.
55
6
Рабство в Древнем Риме
06.04 – 10.04
П.: Определение понятия рабство, положение рабов. определять причинно-следственные связи.
К.: Умение работать в малых группах, сост. рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ.
56
7
Земельный закон братьев Гракхов
06.04 – 10.04
П.: Причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.
Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.
57
8
Восстание Спартака
13.04 – 17.04
П.: Причины, основные события, их хронологию, итоги восстания, лидер восстания.
Л.: Формировать уважение прав и свобод человека.
К.: Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
58
9
Единовластие Цезаря
13.04 – 17.04
П.: Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.
Л.: Анализировать поступки и действия Ю.Цезаря.
59
10
Установление империи
20.04 – 24.04
П.: Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Л.: Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
Р.: Объяснять причины завершение гражданских войн в Риме.
60
11
Соседи Римской империи
20.04 – 24.04
П.: Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Р.: Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.
К.: Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
61
12
Рим при императоре Нероне
27.04 – 01.05
П.: Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.
Л.: Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
62
13
Первые христиане и их учение
27.04 – 01.05
П.: Определение понятия христианство, условия появления христианского учения.
Л.: Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Причины их актуальности .
63
14
Расцвет Римской империи во II веке
04.05 – 08.05
П.: Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.
Рассказывать о достижении империи во 2 в.
Р.: Умение составлять предложения с новыми словами.
64
15
Вечный город и его жители
04.05 – 08.05
П.: Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».
К.: Инсценировать виртуальную экскурсию (презентация) и составить рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.
65
16
Римская империя при Константине
11.05 – 15.05
П.: Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.
Р.: Комментировать последствия утверждения христианства гос. религией.
К.: Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации.
66
17
Взятие Рима варварами
11.05 – 15.05
П.: Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об ист. деятелях и их поступках.
Л.: Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей.
Р.: Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю
67
18
Повторно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим»
18.05 – 22.05
П.: Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
К.: Решать кроссворды, проблемные задания.
68
19
Повторно-обобщающий урок по теме: «Древний мир»
18.05 – 22.05
Л.: Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
К.: Решать кроссворды, проблемные задания.
69
20
Вклад народов древности в мировую культуру.
25.05 – 29.05
К.: Творческие задания
70
21
Резерв
25.05 – 29.05
Итого
часов
В том числе:
уроков повторения
контрольных работ
практических (лабораторных) работ
уроков развития речи
по программе
70
6
выполнено
СОГЛАСОВАНО на заседании РМО протокол № ___ от «___» ________ 20___ г. Руководитель РМО _____________ /__________________/ подпись расшифровка подписи
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ