Разработка классного часа для 2 класса «И победила жизнь в боях под Сталинградом»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 34

Краснооктябрьского района г. Волгограда




Разработка

классного часа для 2 класса

«И победила жизнь в боях под Сталинградом»




Учитель начальных классов

высшей категории

Галина Александровна Васильева














Волгоград 2013

Краткая аннотация.


Как показать детям, у которых только начинается осознанное восприятие жизни, когда они уже отличают плохое от хорошего, доброе от злого, страшное от красивого, что война- это страшно, это зло, террор, голод, холод и уничтожение человека? Через такие внеклассные мероприятия, не искажая фактов, через слёзы, через боль сердца, рассказать, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим - жизнями 27 миллионов человек. И они тоже причастны к нашей победе. Вечная им память!

В ходе этого классного часа мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда.

Вашему вниманию предлагается разработка внеклассного мероприятия, посвящённого 69 годовщине Сталинградской битвы.

Данная методическая разработка может быть использована учителями начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам истории нашей Родины.















Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, расширить представления учащихся о героизме солдат во время войны на примере одной из самых важных битв. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

  • воспитание нравственных качеств и чувств: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.

Оформление: На доске надпись: «Поклонимся великим тем годам». Плакаты: «Родина мать зовёт», фотографии боёв, книги о Сталинградской битве. Фотографии памятников на Мамаевом кургане: Родина мать, Скорбящая мать, Воина с гранатой. Свеча в высоком стакане.

Оборудование: магнитофон, фонограммы с песнями военных лет «Поклонимся великим тем годам», «Журавли», «На Мамаевом кургане тишина». Ножницы, цветная бумага, клей.










Ход классного часа.

На столе стоит зажжённая свеча в высоком стакане. Звучит фонограмма песни « Поклонимся великим тем годам», (Сл. Михаила Львова. Муз. Александра Пономаренко). Песня заканчивается. Пауза.

Учитель: Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик академии наук СССР сказал: «Человек должен жить в сфере добра, эта сфера в значительной степени создаётся им самим. Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Память на добро... Сегодня на уроке мы вспомним то добро, что сделали нам защитники Сталинграда. Узнаем, какой ценой было завоёвано мирное небо над нашими головами и поклонимся великим тем годам».

Тот же академик сформулировал на основе опыта жизни «Десять заповедей человечности». (Учащиеся, вставая по одному читают эти заповеди).

«Десять заповедей человечности».

1. Не убий и не начни войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворённое ими.

7. Чти природу и матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живёт всё живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

Учитель: Назовите хотя бы одну из заповедей, которую фашисты не нарушили, начав 2 мировую войну 1 сентября 1939 года напав на Польшу?

(Ответ детей)

Учитель: Да вы правы. Все эти заповеди были нарушены. Поэтому планы Гитлера были обречены на провал. Поэтому потерявших человеческий облик фашистов называли зверями. Через два года война добралась и до нашей страны. 22 июня 1941 года грянул первый выстрел в сторону нашей границы.

1 ученик: 1418 дней длилась Великая отечественная война.

2 ученик: Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, посёлков и деревень нашей Родины.

3 ученик: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

4ученик:Враг не щадил ни женщин ни детей ни стариков. Свыше 20 миллионов советских людей унесла война.

Учитель: Страна с трудом оправлялась от коварного удара. Враг быстро продвигался вперёд. Но план Барбаросса созданный гитлеровцами всё же был сорван.

Ученик: Первый крепкий орешек

Брестская Крепость на Буге. Начало её обороны 22 июня 1941, а взята она была, когда уже была в глубоком тылу врага.

Ученик: Второй крепкий орешек

Москва. Сражение под Москвой было первым, закончившись поражением фашистов, отбросило их на запад на 150-300 км. Они потеряли в нём 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тыс. машин и другой техники.

Учитель: Но переломным моментом в войне была все, же Сталинградская битва. Она полностью смешала карты врагов. После победы в этой битве уже никто не сомневался в окончательной победе. Были потом и поражения и новые победы. Но вся страна понимала, что через Сталинград страна не пройдёт, а там стратегически важная транспортная жила - Волга.

В конце лета начале осени 1942 года фашисты активно рвутся к Волге, осознавая её крайнюю важность как стратегического пункта. Свыше трёх месяцев шла героическая оборона города на великой русской реке. И вот 19 ноября 1942 началось новое контрнаступление советских войск.

2 февраля 1943 года оно завершилось полным разгромом фашистской 300-тысячной группировки. В памяти народной оно сохранилось как Сталинградская битва.

Ученик: Пусть отступать пришлось нам долго

Ценою горя и утрат

Но « нет для нас Земли за Волгой» -

Сказал впервые Сталинград!

«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –

Такой был девиз у наших солдат

И жизни своей не жалели они

Врага изгоняя с родимой земли.

Учитель: К 30-летию ВОВ на Мамаевом кургане был воздвигнут памятник-ансамбль героям битвы. Звучит песня: «На Мамаевом кургане тишина».

Ученик: Помните!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!

Учитель: В жестоком сражении люди проявили невероятный героизм. Он приводил врага в замешательство. Немцам не понятны были его причины, его корни, истоки. Подвиги наших солдат пугали врага. Читая воспоминания немецких солдат об этом сражении, встречаешь объяснения того, почему они не продвинулись за полгода боёв под Сталинградом более чем на 800 метров. Они считали, что их войска наткнулись на невидимую стену героизма советских солдат.

Давайте вспомним имена хотя бы некоторых героев этой великой битвы.

Ребята по очереди выходят и рассказывают короткие рассказы о героизме солдат. После рассказа каждый кладёт к свече цветок.

1. Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за1000». Пётр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

2. Нанайский охотник, снайпер Максим Пассар, во время Сталинградской битвы уничтожил 272 фашиста. Снайпер Николай Ильин застрелил 500 вражеских солдат.

3. Снайпер Анатолий Чехов защищал дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии он подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенёс 12 операций. Поправившись, Чехов пошёл работать на электромеханический завод. О нём создан документальный фильм «И помнит мир спасённый».

4. 24 ноября 1944 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится дом офицеров). Он повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Воронов занял со своими бойцами соседний дом. Из окна здоровой рукой он продолжал бросать гранаты на врагов. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда затих бой, вынесли раненых и погибших. Илья Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Он потерял ногу, но остался жив.

4. Территория между заводом буровой аппаратуры и Волгой называлась во время Сталинградской битвы островом Ивана Ильича Людникова. Всего 300м отделяло фашистов от Волги, но в этом месте немцы подошли к Волге совсем близко, до реки осталось всего 30 метров. Но целой ротой они не смогли одолеть сопротивление четырёх связистов: А. Н. Кузьминского, А. Н. Ветошкина, С. К. Хазария и А. С. Колоссовского, которые сделали укрытие в береговой круче, откуда могли наблюдать за передвижением врага и стрелять в него, но сами оказались недосягаемы. 40 дней они отбивали попытки немцев прорваться к Волге и держали связь с Людниковым, докладывая обстановку.

5. Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов – во время боя в районе Дар-горы 16 сентября 1942 года сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать из плена и вернуться в свой полк. Их считали погибшим и посмертно наградили орденами Отечественной воины.

Ученик. От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля.

Все пылало над Волгой-рекой.

Ученик. В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Ученик. Время придет - рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним.

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учитель. Почтим память всех героев минувшей войны минутой молчания.

После минуты молчания звучит фонограмма песни «Журавли».

Учитель: Битва на Волге унесла много жизней наших солдат. Инженер тракторного завода Сталинграда, выступил по телевидению с предложением, чтобы каждый, у кого в годы войны под Сталинградом погибли родные, близкие люди, посадил у Мамаева кургана деревце. За несколько дней на этом месте вырос парк. Поэтесса Маргарита Агашина 3 дня ходила по нему и читала таблички с надписями. Особенно её поразила табличка на берёзке, посаженной одним из рабочих завода «Красный Октябрь»: «Памяти моих четырёх братьев». Так родились стихи и песня «Растёт в Волгограде берёзка», музыку к ней написал А. Пономаренко.

Звучит фонограмма песни «растет в Волгограде березка».

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья,

За тем, чтоб нам счастливо жить,

А счастье не в забвенье!


Ученик:

Мир в каждом доме, в каждой стране!

Мир – это жизнь на планете!

Мир – это солнце на нашей Земле!

Мир – нужен взрослым и детям!



Учитель: А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»

У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

(Дети исполняют песню «Солнечный круг»

Автор текста – Л. Ошанин, композитор - А.Островский)


Литература:

С. В.Савинова «Праздники в начальной школе» издательство «Учитель»

г. Волгоград 1999 г.

Поцелуев В. А. «История России 20 столетия» – М. 1997 год;

Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003 год

Государственный музей-панорама "Сталинградская битва"

Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.

Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.). – Н-Волжское издание, 1979.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ