Сценарий урока по истории «Государство на берегах Нила»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 г. Инты»
г. Инта Республика Коми
Сценарий урока по истории
«Государство на берегах Нила»
Составитель: учитель истории и обществознания
МОУ «Лицей № 1 г. Инты»
Хлановская Маргарита Валдимаровна
Дом. адрес: Коммунистическая 8 кв. 3 (6-14-72)
e-mail – pavyshka@mail.ru
Адрес общеобразовательного учреждения: Мира 52
Урок № 1. Государство на берегах Нила
Цель урока:
Изучить географическое расположение и природные условия Древнего Египта;
Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, документом, текстом учебника.
Оборудование:
Карта «Древний Египет»;
Документ «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» (на каждую парту)
Компьютер с проектором;
Презентации к теме «Древний Египет» (11 слайдов)
Ход урока
1) Вступление в урок (- класс приветствует преподавателя стоя;
- учитель приветствует учащихся)
2) Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового блока из курса «история Древнего мира» - «Древний Египет» - запись на доске.
Тема сегодняшнего урока: «Государство на берегах Нила» (слайд № 1)
План урока:
Географическое расположение Египта
Природные условия
Возникновение единого Египта (слайд № 2)
Прослушав материал урока, вы в конце урока должны будете ответить на вопрос: «как называлось государство, которое возникло на берегу Нила?» (слайд № 3)
Итак, первый вопрос нашего урока? (географическое расположение Египта) (слайд № 4)
На данный вопрос мы с вами ответим, опираясь на документ, который у вас лежит на столах. (См. Приложение № 1)
Кто является автором этого документа? (Диодор Сицилийский)
Идет работа с документом. Учащиеся читают вслух, про себя или жужжащим чтением (на усмотрение учителя). Затем идут ответы на вопросы к документу. (слайд № 5)
После работы с документом, учитель еще раз рассказывает о географическом положении Египта, показывая по карте. (Если есть время на уроке можно закрепить первый вопрос урока, через работу в парах, т.е. учащиеся друг другу рассказывают в пол голоса географическое расположение Египта).
А каковы же природные условия Египта? (слайд № 6)
На территории Египта Возникло около 40 государств. (слайд № 7). Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война, о чем сохранились специальные свидетельства. посмотрите на египетский рельеф, стр. 35 учебника Вигасина. Примерно за 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. (слайд № 8)
Вывод: (слайд № 9)
Итоги: Закрепление материала урока (слайд № 10)
Основной вопрос урока (слайд № 11)
Рефлексия:
Поставить оценки наиболее активным учащимся.
Дать домашнее задание (§ 6, карта, термины, даты)
Приложение № 1
Документ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…
32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Вопросы к документу: (по мере ответа учащихся открываются строки слайда № 5)
Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет)
Где находится Египет? (в северо-восточной части Африки)
Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней)
Чем защищена восточная часть страны? (рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами»)
Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным)
О какой реке идет речь в документе? (о р. Нил)
Где берет свое начало река Нил? (в центральной Африке)
Куда впадает Нил? (в Средиземное море)
Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (начинается разлив Нила)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ