Схема конспекта урока «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) ___Дуюнова Татьяна Николаевна________________________________________________________________
Предмет___история______________________Класс__________________10______________________________________________________
Тема урока__«Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»_____________________________________
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциями уровню владения учебным материалом)
1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
«Знание своего прошлого – это потребность мыслящего ума, каждый из нас должен стать немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестным гражданином»
Вступительное слово учителя: «Ребята, вы стали учениками 10 класса, мы приступили к изучению 2 концентра. истории, вы повзрослели и наши уроки, я уверена, будут более качественными, новизна обучения в том, что это более высокий уровень вашей самостоятельности, осознанного изучения исторических документов, работа с различными историческими источниками, наконец, умение сформировать и отстоять свое мнение. Вместе с тем, мне хочется пожелать вам быть терпимыми и уважительными к иному взгляду и мнению своих одноклассников. У вас не только различные мнения по данному вопросу, мне хочется чтобы вы в ваших выступлениях опирались на исторические понятия, прослеживали причинно-следственные связи, делали выводы. На прошлом уроке мы с вами выяснили те изменения, которые произошли в жизни славян к 9 веку и сегодня нам предстоит, продолжить изучение процесса образования Древнерусского государства. И, правда, могли ли мы, потомки славных русичей, обойти такой принципиально важный вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля».
Тема нашего урока: «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)». Предметом нашего разговора станет проблема, которая и до сегодняшнего дня является дискуссионной. Вопрос в том, что по данному вопросу существуют различные теории образования Древнерусского государства, но мы должны обратить внимание на то, как каждая теория отражает этап развития славян к 9 в. и процесс образования Древнерусского государства. Мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя сопричастным к тем далеким событиям.и те знания которые вы получите на уроке вам пригодятся при подготовке к ЕГЭ дальнейшей учебе и наконец вы получите хорошую отметку на уроке
Мы с вами уже изучали проблемы образования государства в 7, 9 классах на уроках обществознания и я прошу вас сказать мне: «Что вам известно по вопросу образования государства?» И давайте определим, исходя из ваших знаний, что же будет целями нашей работы на уроке? Что нам предстоит сделать, чтобы работа на уроке была эффективной? Как вам применить и дополнить уже имеющиеся у вас знания? Попробуйте из названия темы определить цели и задачи урока.
Из ответов учащихся с помощью учителя определяются цели урока:
Выяснить, что образование Древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества, определить предпосылки и причины образования государства.
Знать различные точки зрения на образование первого восточнославянского государства.
И теперь, определив цель урока, мы можем определить задачи, которые помогут нам достичь цели:
Определить предпосылки и причины образования государства.
Познакомиться с теориями возникновения государства на Руси, проанализировать, сравнить и аргументировать их.
Сформировать собственное отношение к каждой из них.
Если мы разрешим эти задачи, то сможем решить проблему урока.
Цель нашего урока будет реализовываться в ходе нашего урока – исследования, этапами которого являются:
Предпосылки образования государства на Руси.
Проблема образования Древнерусского государства в историографии.
Использование источниковой базы в ходе исследования проблемы.
Ваше отношение к проблеме образования Древнерусского государства.
Выводы по данному вопросу.
Теперь, когда мы определили цели и задачи нашей работы, ее основные этапы, давайте подумаем: «Какими методами и формами работы мы сможем достичь результата нашей работы?»
Работа в группах, с историческими документами, анализ проделанной работы, формирование выводов по проблеме.
Овладение новыми способами действий, вытекающих из поставленных перед нами задач.
Самоконтроль и самооценка в ходе работы.
Помнить, что работа в группе очень ответственна, т.к. результат зависит от участия каждого.
Цели учителя:
Учащиеся должны личностно воспринять цели и задачи урока, формы работы.
Задачи учителя:
Формировать мировоззрение о тесной связи образования древнерусского государства с внутренними предпосылками.
Показать актуальность знаний по теме.
Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе комплекса исторических источников, учить работе с дополнительной литературой, прививать учащимся объективность в исследовании, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Этот вопрос не может быть решен только на уроке, материал для изучения объемный, поэтому большая работа была проведена вне школы. Ребята разделились на группы по уровню возможностей, изучали и анализировали исторические источники, фрагменты трудов историков, т.е. ребята сформировали свою собственную документальную базу, которую будут использовать в течение урока.
Тип урока: урок – исследование с использованием технологии проектной деятельности, ИКТ, тестовой методики для контроля знаний.
Оборудование: интерактивная карта «Древнерусское государство», проектор, ноутбук, тест по теме «Образование Древнерусского государства» электронная презентация
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
На данном уроке не предусмотрен традиционный опрос учащихся по заданному на дом материалу.
В данном случае целями учителя будут: выявление стартовой базы для рассмотрения темы урока.
Для этого применяется тестирование по историческим понятиям, которые необходимо использовать на уроке: государство, причины и предпосылки образования государства.
Подведение итогов тестирования. Если кто-то не знает, с помощью электронного словаря ликвидирует пробелы.
Методы совместной деятельности с учащимися: диалог, самостоятельная работа учащихся со справочной, учебной и научно-популярной литературой.
3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Цель учителя на данном этапе урока:
Учебная цель: выяснить, что образование древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества.
Объединить исследование групп в одно целое, скоординировать работу, научить проводить исследование и презентовать свою работу.
Формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, хорошо обдумывать принимаемые решения.
Цель учащихся:
Получить результат исследовательской деятельности в виде осмысленно-понятой проблемы, формировать выводы по теме, опираясь на источниковую базу.
Приобрести навыки самостоятельной работы в информационных полях, умения ставить и решать задачи.
Изучение нового материала строится по плану:
Ученик. Короткое сообщение о Несторе сопровождается показом слайдов.
Проблема образования Древнерусского государства в историографии.
Выступления учащихся из группы, исследующих норманнскую теорию, с опорой на презентацию. Аргументирование выводов.
Выступления группы учащихся, исследующих антинорманнскую теорию. Работа с презентацией, со слайдом «Предпосылки образования Древнерусского государства».
Выступления учащихся, исследующих центристскую теорию.
В доказательной базе учащихся работа с фрагментами летописи Нестора, фрагментами трудов русских историков: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.В. Ломоносова, С.А. Гедеонова. Обращают внимание на предпосылки образования древнерусского государства, особенности образования государства. Выступая в защиту той или иной теории, учащиеся приходят к выводу о значимости каждой и высказывают свое мнение.
Выводы по исследованию проблемы записываются в тетради:
а) Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано большинство членов общества.
б) Государство не может быть навязано обществу, не может быть принесено извне, его зарождение всегда является результатом внутреннего развития.
В ходе данного этапа урока учащиеся работают, используя памятки по методике исследования. Учитель по ходу ответов задает вопросы:
Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?
Какие инструменты и методы используешь?
Какие суждения можешь высказать по поводу темы исследования?
Какие можешь сделать выводы из того, что известно по теме?
Учитель в ходе работы оказывает индивидуальную помощь, психологическую поддержку как индивидуально, так и группе, работающей по доказательству определенной теории. Зная интеллектуальный потенциал каждого ученика, обращаюсь к ребятам, когда выступающая группа испытывает затруднения.
Ученик Аникеев Д. не только изложил суть антинорманнской теории, но и открыл в Интернете форум по этому вопросу и оставил свои суждения по вопросу. Учитель обратил на это внимание ребят и похвалил десятиклассника.
В процессе обсуждения темы учитель стимулирует учеников похвалой, обращает внимание на практическую значимость работы, ребята самообразовываются, саморазвиваются, самовыражаются, учатся вести спор, доказывают свою точку зрения.
4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяя, ет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цель учителя:
Выявить индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности учащихся на уроке.
Сформировать у учащихся личностно-значимые для ребенка знания, умение ставить цели на перспективу.
Выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующие функции.
Обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.
Цель ученика:
Рефлексивно осознавать полученные результаты своей деятельности, осуществлять их корректировку.
Умение извлекать необходимую информацию в ходе урока, оценивать ее.
Итог урока, рефлексия:
Пред вами тест, который позволит проверить качество усвоения урока.
Ребята, как вы думаете, в чем заключается смысл нашего исследования, может быть, его актуальность?
Что вы приобрели в процессе подготовки и на уроке?
«Предмет истории то в прошедшем, что не проходит, как наследство, как урок, как вечный закон» (В.О. Ключевский)
Можно ли эти слова применить к нашему сегодняшнему разговору? Является ли проблема образования Древнерусского государства и теории, возникшие по этому вопросу, наследством, уроком для нас?
Формы и методы: тестирование, побуждающий диалог с учащимися.
Критерии:
Правильность излагаемого материала;
Умение формулировать свою точку зрения;
Способность делового общения;
Способность интуитивно и аналитически мыслить;
Знать причины и предпосылки образования древнерусского государства.
Если кто-то из учеников не понял материал урока, учитель просит его остаться позже занятий.
5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель учителя:
Организовать разноуровневое домашнее задание в соответствии с потребностями и мотивами учения учащихся, требующее осмысления, объяснения, доказательства образования древнерусского государства.
Проверить уровень усвоения учебного материала учениками, способность старшеклассников критически относиться к данной проблеме, высказывать собственное отношение к данной проблеме.
Цель учащихся:
Закрепить полученные знания: знать предпосылки и причины образования древнерусского государства, сущность теорий, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Домашнее задание:
Творческое домашнее задание группе № 1: Составить презентацию «Галерея первых русских князей»
Составить общую схему по теориям образования государства, знать сущность теорий.
Выполнить тесты по историческим понятиям.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ