Схема конспекта урока «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»


Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог (ФИО) ___Дуюнова Татьяна Николаевна________________________________________________________________

Предмет___история______________________Класс__________________10______________________________________________________

Тема урока__«Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)»_____________________________________



Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциями уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)



«Знание своего прошлого – это потребность мыслящего ума, каждый из нас должен стать немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестным гражданином»

Вступительное слово учителя: «Ребята, вы стали учениками 10 класса, мы приступили к изучению 2 концентра. истории, вы повзрослели и наши уроки, я уверена, будут более качественными, новизна обучения в том, что это более высокий уровень вашей самостоятельности, осознанного изучения исторических документов, работа с различными историческими источниками, наконец, умение сформировать и отстоять свое мнение. Вместе с тем, мне хочется пожелать вам быть терпимыми и уважительными к иному взгляду и мнению своих одноклассников. У вас не только различные мнения по данному вопросу, мне хочется чтобы вы в ваших выступлениях опирались на исторические понятия, прослеживали причинно-следственные связи, делали выводы. На прошлом уроке мы с вами выяснили те изменения, которые произошли в жизни славян к 9 веку и сегодня нам предстоит, продолжить изучение процесса образования Древнерусского государства. И, правда, могли ли мы, потомки славных русичей, обойти такой принципиально важный вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля».

Тема нашего урока: «Образование Древнерусского государства (в свете теорий по данному вопросу)». Предметом нашего разговора станет проблема, которая и до сегодняшнего дня является дискуссионной. Вопрос в том, что по данному вопросу существуют различные теории образования Древнерусского государства, но мы должны обратить внимание на то, как каждая теория отражает этап развития славян к 9 в. и процесс образования Древнерусского государства. Мне хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя сопричастным к тем далеким событиям.и те знания которые вы получите на уроке вам пригодятся при подготовке к ЕГЭ дальнейшей учебе и наконец вы получите хорошую отметку на уроке

Мы с вами уже изучали проблемы образования государства в 7, 9 классах на уроках обществознания и я прошу вас сказать мне: «Что вам известно по вопросу образования государства?» И давайте определим, исходя из ваших знаний, что же будет целями нашей работы на уроке? Что нам предстоит сделать, чтобы работа на уроке была эффективной? Как вам применить и дополнить уже имеющиеся у вас знания? Попробуйте из названия темы определить цели и задачи урока.

Из ответов учащихся с помощью учителя определяются цели урока:

  1. Выяснить, что образование Древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества, определить предпосылки и причины образования государства.

  2. Знать различные точки зрения на образование первого восточнославянского государства.

И теперь, определив цель урока, мы можем определить задачи, которые помогут нам достичь цели:

  1. Определить предпосылки и причины образования государства.

  2. Познакомиться с теориями возникновения государства на Руси, проанализировать, сравнить и аргументировать их.

  3. Сформировать собственное отношение к каждой из них.

Если мы разрешим эти задачи, то сможем решить проблему урока.

Цель нашего урока будет реализовываться в ходе нашего урока – исследования, этапами которого являются:

  1. Предпосылки образования государства на Руси.

  2. Проблема образования Древнерусского государства в историографии.

  3. Использование источниковой базы в ходе исследования проблемы.

  4. Ваше отношение к проблеме образования Древнерусского государства.

Выводы по данному вопросу.

Теперь, когда мы определили цели и задачи нашей работы, ее основные этапы, давайте подумаем: «Какими методами и формами работы мы сможем достичь результата нашей работы?»

  1. Работа в группах, с историческими документами, анализ проделанной работы, формирование выводов по проблеме.

  2. Овладение новыми способами действий, вытекающих из поставленных перед нами задач.

  3. Самоконтроль и самооценка в ходе работы.

  4. Помнить, что работа в группе очень ответственна, т.к. результат зависит от участия каждого.

Цели учителя:

  1. Учащиеся должны личностно воспринять цели и задачи урока, формы работы.

Задачи учителя:

  1. Формировать мировоззрение о тесной связи образования древнерусского государства с внутренними предпосылками.

  2. Показать актуальность знаний по теме.

  3. Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе комплекса исторических источников, учить работе с дополнительной литературой, прививать учащимся объективность в исследовании, учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.

  4. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Этот вопрос не может быть решен только на уроке, материал для изучения объемный, поэтому большая работа была проведена вне школы. Ребята разделились на группы по уровню возможностей, изучали и анализировали исторические источники, фрагменты трудов историков, т.е. ребята сформировали свою собственную документальную базу, которую будут использовать в течение урока.

Тип урока: урок – исследование с использованием технологии проектной деятельности, ИКТ, тестовой методики для контроля знаний.

Оборудование: интерактивная карта «Древнерусское государство», проектор, ноутбук, тест по теме «Образование Древнерусского государства» электронная презентация


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


На данном уроке не предусмотрен традиционный опрос учащихся по заданному на дом материалу.

В данном случае целями учителя будут: выявление стартовой базы для рассмотрения темы урока.

Для этого применяется тестирование по историческим понятиям, которые необходимо использовать на уроке: государство, причины и предпосылки образования государства.

Подведение итогов тестирования. Если кто-то не знает, с помощью электронного словаря ликвидирует пробелы.

Методы совместной деятельности с учащимися: диалог, самостоятельная работа учащихся со справочной, учебной и научно-популярной литературой.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель учителя на данном этапе урока:

  1. Учебная цель: выяснить, что образование древнерусского государства является результатом закономерных и объективных процессов внутри общества.

  2. Объединить исследование групп в одно целое, скоординировать работу, научить проводить исследование и презентовать свою работу.

  3. Формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, хорошо обдумывать принимаемые решения.

Цель учащихся:

  1. Получить результат исследовательской деятельности в виде осмысленно-понятой проблемы, формировать выводы по теме, опираясь на источниковую базу.

  2. Приобрести навыки самостоятельной работы в информационных полях, умения ставить и решать задачи.

Изучение нового материала строится по плану:

  1. Ученик. Короткое сообщение о Несторе сопровождается показом слайдов.

  2. Проблема образования Древнерусского государства в историографии.

  • Выступления учащихся из группы, исследующих норманнскую теорию, с опорой на презентацию. Аргументирование выводов.

  • Выступления группы учащихся, исследующих антинорманнскую теорию. Работа с презентацией, со слайдом «Предпосылки образования Древнерусского государства».

  • Выступления учащихся, исследующих центристскую теорию.

В доказательной базе учащихся работа с фрагментами летописи Нестора, фрагментами трудов русских историков: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.В. Ломоносова, С.А. Гедеонова. Обращают внимание на предпосылки образования древнерусского государства, особенности образования государства. Выступая в защиту той или иной теории, учащиеся приходят к выводу о значимости каждой и высказывают свое мнение.

Выводы по исследованию проблемы записываются в тетради:

а) Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано большинство членов общества.

б) Государство не может быть навязано обществу, не может быть принесено извне, его зарождение всегда является результатом внутреннего развития.

В ходе данного этапа урока учащиеся работают, используя памятки по методике исследования. Учитель по ходу ответов задает вопросы:

  1. Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?

  2. Какие инструменты и методы используешь?

  3. Какие суждения можешь высказать по поводу темы исследования?

  4. Какие можешь сделать выводы из того, что известно по теме?

Учитель в ходе работы оказывает индивидуальную помощь, психологическую поддержку как индивидуально, так и группе, работающей по доказательству определенной теории. Зная интеллектуальный потенциал каждого ученика, обращаюсь к ребятам, когда выступающая группа испытывает затруднения.

Ученик Аникеев Д. не только изложил суть антинорманнской теории, но и открыл в Интернете форум по этому вопросу и оставил свои суждения по вопросу. Учитель обратил на это внимание ребят и похвалил десятиклассника.

В процессе обсуждения темы учитель стимулирует учеников похвалой, обращает внимание на практическую значимость работы, ребята самообразовываются, саморазвиваются, самовыражаются, учатся вести спор, доказывают свою точку зрения.



4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяя, ет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель учителя:

  1. Выявить индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности учащихся на уроке.

  2. Сформировать у учащихся личностно-значимые для ребенка знания, умение ставить цели на перспективу.

  3. Выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующие функции.

  4. Обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.

Цель ученика:

  1. Рефлексивно осознавать полученные результаты своей деятельности, осуществлять их корректировку.

  2. Умение извлекать необходимую информацию в ходе урока, оценивать ее.

Итог урока, рефлексия:

  1. Пред вами тест, который позволит проверить качество усвоения урока.

  2. Ребята, как вы думаете, в чем заключается смысл нашего исследования, может быть, его актуальность?

  3. Что вы приобрели в процессе подготовки и на уроке?

  4. «Предмет истории то в прошедшем, что не проходит, как наследство, как урок, как вечный закон» (В.О. Ключевский)

Можно ли эти слова применить к нашему сегодняшнему разговору? Является ли проблема образования Древнерусского государства и теории, возникшие по этому вопросу, наследством, уроком для нас?

Формы и методы: тестирование, побуждающий диалог с учащимися.

Критерии:

  • Правильность излагаемого материала;

  • Умение формулировать свою точку зрения;

  • Способность делового общения;

  • Способность интуитивно и аналитически мыслить;

  • Знать причины и предпосылки образования древнерусского государства.

Если кто-то из учеников не понял материал урока, учитель просит его остаться позже занятий.



5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель учителя:

  1. Организовать разноуровневое домашнее задание в соответствии с потребностями и мотивами учения учащихся, требующее осмысления, объяснения, доказательства образования древнерусского государства.

  2. Проверить уровень усвоения учебного материала учениками, способность старшеклассников критически относиться к данной проблеме, высказывать собственное отношение к данной проблеме.

Цель учащихся:

  1. Закрепить полученные знания: знать предпосылки и причины образования древнерусского государства, сущность теорий, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.


Домашнее задание:

  1. Творческое домашнее задание группе № 1: Составить презентацию «Галерея первых русских князей»

  2. Составить общую схему по теориям образования государства, знать сущность теорий.

  3. Выполнить тесты по историческим понятиям.










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ