Технологическая карта урока с использованием ЭОР и ЦОР на тему: «Первые русские князья» 6 класс
Технологическая карта урока с использованием ЭОР и ЦОР
на тему: «Первые русские князья»
6 класс, история
ФИО (полностью)
Маркова Ирина Михайловна
Место работы
ГБОУ СОШ № 2000
Должность
Заместитель директора по УВР, учитель истории
Предмет
История и обществознание
Класс
6 класс
Тема и номер урока в теме
Первые русские князья № 6
Базовый учебник
Учебник: Данилов А.А. «История России с древнейших времен до XVI века» » М, «Просвещение» 2009
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный урок с использованием ЭОР
Цель: 1. Познакомить с деятельностью первых русских князей;
2. Выявить произошедшие изменения в Древнерусском государстве;
3. Продолжить работу по формированию навыка работы с картой и историческими источниками.
Задачи:
раскрыть особенности социально-экономического развития Руси;
продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля;
воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа.
Образовательные:
сформировать представление о внутренней и внешней политике князей
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
закрепить фактические сведения .
Развивающие:
формировать навыки работы с источниками знаний, прежде всего с ЭОР;
устанавливать причинно-следственные связи ;
знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.
Воспитательные:
развитие интереса к истории, любознательности;
выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, 1 компьютер
ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru и ресурсы с сайта www.school-collection.edu.ru
Атласы
Учебник и тетрадь
Основные термины и понятия:
Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси в 10-14 вв.
«Из варяг в греки» - торговый и военный путь из Балтийского моря в Черное, в Византию, населенную греками.
Князь – в древней Руси вождь племени, правитель государства или государственного образования (дословно, вероятно, конный воин)
Кровная месть - обычай, сложившийся при родовом строе как средство защиты рода, обязанность родственников убитого отомстить убийце или его родным
Погосты – первоначально центры общин в Древней Руси, места родовых собраний, праздников, кладбищ, после налоговой реформы княгини Ольге места сбора дани.
Полюдье – система сбора дани в Киевской Руси путем объезда князем с дружиной подвластных земель.
Уроки – конкретные размеры полюдья, штрафов, других платежей и повинностей
Работа учащихся оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов в ходе урока.
N
Этап урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
Актуализация
Демонстрация ресурса
Отвечают на вопросы учителя
?
2
Введение нового материала
Постановка проблемного вопроса
Слушают проблему, выдвинутую учителем
?
Погружение в проблему
Демонстрация ресурса
Знакомятся с презентацией из ресурса
Показывает страницы презентации
3
Анализ и обобщение
Формулировка ответов на поставленную проблему
Ученики формулируют выводы и записывают в тетрадь
Учитель выслушивает и корректирует учеников
4
Рефлексия
Закрепление полученных знаний
Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям.
5
Подведение итогов
Выставление оценок ученикам
-
Выставляет оценки
План
Образы русских князей
Изучение нового материала. По ходу объяснения заполнить таблицу. «Деятельность русских князей».
Имя
правителя
Годы
прав-
ления
Внутренняя
политика
Внешняя
политика
Рюрик
862-879г.г
Сбор дани с подвластных племен, суд
Борьба с кочевниками – печенегами, булгарами
2.Олег
882-912 г.г.
Объединение центров Руси
Борьба с кочевниками, присоединение славянских племен северян и радимичей
3. Игорь
912-945 г.г.
Подчинение славянских племен
Развитие торговых отношений
Ольга
945-957 г.г.
Введение погостов, уроков, назначение сборщиков дани.
Принятие христианства
Святослав
967-980 г.г
Подчинение вятичей, походы против хазар, в Византию
Деятельность Олега 882-912 г.г.
Первые русские князья и их завоевания (5 мин)
Роль варягов — варяжских князей Рюрика, Олега, Игоря, Святослава в создании государства Русь велика. Их главные достижения связаны с действиями по объединению разрозненных территорий под единой властью, для этого князьям необходимо часто объезжать эти земли, напоминая о себе и собирая дань.
Завоевания каждого из князей. Основные направления походов: образование и расширение границ государства Русь (завоевание Киева, присоединение восточно-славянских племен); византийское направление; восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
ФИЗПАУЗА 2. Походы Святослава (5 мин)
- Чем выделяется внешняя политика Святослава? - Знаете ли вы, куда совершил свои военные походы Святослав? 3.Взаимоотношения князя и дружины и ее структура,фрагменты «Повести временных лет».
1. «В год 6479 ([971) И отправил (Святослав) послов к царю в доростол... говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиной своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем, и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань, — того с нас и хватит». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей (воинов)к царю...» Вопросы к документу:
1. О каких событиях рассказывается в документе? С каким царем Святослав хочет заключить мир? 2. Почему князь Святослав должен был совещаться с дружиной; чтобы принять решение, заключать договор: с Византией или нег? 3. Мог ли он самостоятельно принять такое решение? 2. «В год 6463 (955). ...Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. он же... говорил так: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться.
1. Почему Святослава так беспокоило, что дружина начнет смеяться над ним, если он примет крещение? 2. Какие выводы о роли дружины в управлении государством можно сделать на основе анализа документа?
Вывод: одна из важнейших особенностей зарождавшегося древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть в нем делилась между князем и дружиной, с одной стороны, и городским вечем — с другой.
III. Закрепление. Проверка заполнения таблицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 хронолайнер курсы.pptx
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 001ryurik.zip
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Маркова И.М._хронолайнер.tlx
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ