Технологическая карта урока истории в 5 классе "Древняя мудрость. Изобретения китайцев"

Черепнина Ольга Александровна

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

учитель истории и обществознания

Тема урока

Древняя мудрость. Изобретения китайцев

Цель

Формирование яркого представления о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации.

Задачи

  1. рассмотреть философию конфуцианства, показать изобретения и открытия китайцев, акцентируя внимание на их роль в современном мире;

  2. развивать логическое мышление, связную речь, умение работать с картой и текстом учебника, с вещественными источниками;

  3. научить выявлять гуманистические, нравственные ценности конфуцианства;

  4. способствовать развитию интереса к предмету и познавательных умений.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в различных источниках.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе; определять цель, проблему в учебной и жизненно-практической деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: положительное отношение к познавательной деятельности.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, проекционный экран.

Презентация «Учение Конфуция».

Атлас для истории Древнего мира. Вещественные источники: компас, чай, иглы, лекарства, кусочки шелковой ткани, кокон шелковичного червя, бумага, кисть, черная тушь. Раздаточный материал.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы занятия

Дли-тель-ность этапа

Задачи

Методы и приемы

работы

Формы

организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Этап мотива-ции



2 мин

Сформулировать тему урока

Мотивационная беседа


Фронтальная

-Какую страну мы начали изучать на прошлом уроке?

Дают ответ - Китай.

Познавательные: понимать информацию, представ-ленную в изобразительной, модельной форме;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.

-Перед Вами предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какая связь у этих предметов с Китаем?

Делают предположения.


-Назовите тему нового урока, глядя на карту и предметы, которые находятся перед вами.

Формулируют тему.


-Тема сформулирована – это «Древняя мудрость. Изобретения китайцев»

Записывают число, тему в тетрадь.


Этап актуали-зации знаний

3 мин

Сформулировать проблему

Проблемный диалог

Фронтальная. Индивидуальная.

-Откройте атлас на с. 10. Какие цивилизации мы с вами изучили до Китая?

Работа с картой. Египет, Вавилон, Междуречье, Персия, Индия.

Познавательные: устанав-ливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения, выводы;

регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; коммуникативные: высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.


-Что можете сказать о его местоположении по отношению к другим цивилизациям?

Китай удален от них и расположен на краю

-По карте определите географическое положение этих государств по отношению к Китаю?

Китай расположен в низменности и окружен горами.

Фиксирует на доске: 1 -й факт: удалённость Китая от других цивилизаций.

-Описывая своё государство, древние китайцы называли его «срединным», единственно цивилизованной страной, а всех остальных считали некультурными варварами.

Записывают в тетрадь 1-й факт.


Фиксирует на доске: 2-й факт: китайцы считали себя единственно цивилизованным народом.

-Сравните факты, в чём противоречие?

Записывают в тетрадь 2-й факт.

Китайцы считали себя единственно цивилизованным народом, хотя вокруг них существовали другие цивилизации.

-Какой возникает вопрос?


Формулируют проблему:

Почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной?

Этап выявле-ния затруднений

5 мин




Сформулировать предположения, версии решения проблемы



Проблемный диалог


Фронтальная. Индивидуальная работа с картой.

-Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?

-Что ещё могло отличать китайцев от других цивилизаций?

-Откройте атлас на с. 10 и проанализируйте географические особенности Китая.

Фиксирует на доске первую версию:

Изолированность Китая.

-Предположите, почему древние китайцы называли себя единственно цивилизованной страной?

Обучающиеся предлагают версии.

Работая с картой, ученики отмечают, что территория Китая изолирована от других цивилизаций труднопроходимыми горами. Это могло создать представление о том, что их государство находится в середине мира.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

регулятивные: формулиро-вать затруднения и осуществлять коррекцию самостоятельно;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Фиксирует на доске вторую версию:

Необычность верований и представлений о мире, о человеке.

Их верования и представления о мире

Фиксирует на доске третью версию:

Уникальность изобретений и достижений китайцев.


Многие достижения, открытия были известны только китайцам

-Что нам надо вспомнить, чтобы проверить версии?


Надо разобраться в верованиях и достижениях этого народа. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

-Что нам надо узнать, чтобы проверить версии?

Фиксирует на доске.

Надо узнать:

1.Мировоззрение (взгляды на мир) китайцев.

2.Письменность

3.Изобретения китайцев

Записывают в тетрадь

Этап объясне-ния (добыва-ния) нового знания

12 мин

Рассмотреть философию конфуцианства, выявить гуманистические, нравственные ценности конфуцианства, изучить изобретения и открытия китайцев, акцентируя внимание на их роль в современ-ном мире

Работа с текстом.

Групповая.

Индивидуальная.

1.Мировоззрение (взгляды на мир) китайцев.

Подводит к выводу о том, что Конфуций подарил миру учение, в котором предлагал способы регулирования государства и воспитания человека. В первую очередь Конфуций советовал каждому человеку следовать определённым нормам поведения.

Это такие нормы, как человеколюбие, исполнение долга, преданность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, объявляя, что «вся Поднебесная - одна семья». Так же, как в семье, здесь должны царить сыновняя почтительность и преданность по отношению к правителю, а тот в свою очередь обязан проявлять отеческую заботу, справедливость, выражать благодарность и милость к своим «сыновьям». Конфуций утверждал, что каждый должен находиться на своём месте и неукоснительно выполнять все правила и предписания, соответствую

Работают с текстом учебника и раздаточным материалом.

Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников; регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.







щие его положению в обществе: в этом залог порядка в стране. Конфуций впервые в истории потребовал соблюдения этих правил не потому, что так повелел правитель страны, а потому, что так требует долг каждого человека. Конфуций обращался к личности человека, к его внутреннему миру.


знатный.

Верховный правитель обладал неограниченной властью, общество было поделено на уровни, у каждого свои права, обязанности и возможности.

Нормы поведения в семье, отношение к людям старшего поколения, отношения людей друг к другу. Впервые в истории цивилизаций Конфуций перенёс правила поведения в семье на правила поведения в государстве, наведя таким образом порядок в обществе.

Записывают понятие «конфуцианство» стр.123


Читают текст учебника с. 123-124.

На какие нравственные вопросы давало ответы учение Конфуция?

Государство должно быть единым, правитель в государстве от Бога, богачом мог быть только

Физкультминутка (Приложение 1)

Выполняют упражнения по музыку.






2. Письменность

В какой стране, кроме Китая, использовали иероглифы? Чем отличались иероглифы этих стран?

- Как вы думаете, в чём неудобство иероглифического письма?


Работа с раздаточным материалом и текстом учебника.



3.Изобретения китайцев

-Оцените уровень развития науки, искусства Древнего Китая.

-Какие достижения нам уже встречались у других народов?

-Какие открытия, сделанные китайцами, нам встречаются впервые?


Работа с раздаточным материалом по группам.

-Отметьте на «векторе времени» основные достижения древних китайцев и определите, когда они взошли на ступень цивилизации.

- Объясните, почему вы так считаете.


На «векторе времени» хронологически отмечают достижения древних китайцев. Делают вывод, что древние китайцы взошли на ступень цивилизации во II тыс. до н.э., так как именно в это время у них появляются города и государства.

Закреп-ление

2 мин

Развивать логическое мышление, связную речь.

Беседа

Фронтальная.

-Почему многие открытия, сделанные китайским народом, не стали достоянием других народов?

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?


Географическая удалённость и длительная изоляция Китая от других цивилизаций стали одной из причин того, что многие изобретения и научные открытия, сделанные китайскими учёными, не стали достоянием других народов.

Познавательные: делать обобщения, выводы.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой

8 мин

Развивать умение работать с текстом

Самостоятельная работа.

Индивидуальная.

-Выполнение заданий с раздаточного материала. Самооценка.

Выполняют задания с раздаточного материала в тетради.

Познавательные:

выполнять учебно-позна-вательные действия;

регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; коммуникативные: способность к самооценке.

Рефлек-сия. Включе-ние нового в систему знаний.

5 мин

Развивать логическое мышление, связную речь, умение выполнять учебно-познавательные задания

Устный опрос.

Самостоятельная работа.


Индивидуальная.

-Итак, в ходе урока были высказаны и доказаны версии того, почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной. Обобщите всё сказанное и сделайте вывод.


-Выполните задания из рубрики «Применяем знания» (с. 119).


Предполагаемый вывод по проблеме:

Географическая удалённость и длительная изоляция Китая, а также уникальные достижения в культуре, религии и искусстве, объясняют, почему древние китайцы считали свою страну «срединной» и единственно цивилизованной.

Высказывают свои мнения.


Познавательные: делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия;

регулятивные: осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания.

-Составьте синквейн.

Составляют и записывают синквейн.

Несколько ребят озвучивают свой стих.

Домаш-нее задание

3 мин




Запишите домашнее задание.

§ 25, с.123-129, в. 1-3 (устно).

Напишите в тетрадях китайский иероглиф «Счастье».

Оценки за урок.

Записывают задания в дневник.



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ