Урок для 10 класса на тему «Этапы развития исторического знания»
Урок для 10 класса на тему «Этапы развития исторического знания»
Тип урока: урок ознакомления учащихся с новым материалом
Цели урока:
Раскрыть особенности познания истории общества в дописьменную эпоху;
Объяснить значение мифологии в объяснении происхождения мира и человека;
Охарактеризовать особенности исторических воззрений философов античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Воспитание интереса к изучению исторического прошлого.
Развивать мышление, память, речь учащихся, умение анализировать и делать выводы.
Оборудование урока: Учебник для 10 класса «Всемирная история» Н.В.Загладин, презентация «Этапы развития исторического знания», комплект карт
Основные структурные элементы урока
Содержание и приемы работы преподавателя
Содержание и приемы работы с учащимися
I. Организационная часть (2 минуты)
сообщение темы, целей, задач урока и мотивации учебной деятельности;
II. Проверка имеющихся представлений учащихся об источниках исторического знания (4мин.)
Вопросы учащимся:
- Что изучает наука история
- Каким образом люди получили информацию о прошлом
- Знаете ли вы историков древности и современности?
- Что такое исторический источник?
- Перечислите виды исторических источников?
- Перечислите периоды мировой истории.
Актуализация знаний полученных раннее
III. Переход к изучению нового материала (5 мин.)
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
(повторение периодизации - см. презентация стр. )
Работа с содержанием презентации – записываем хронологию и основное содержание каждого периода
IV. Изучение нового материала
( 20 минут)
У истоков исторической науки.
Познание окружающего мира заключается не только в приобретении знаний о естественных законах существования, но и в поиске и воссоздании истории человечества. Этот вопрос всегда интересовал людей и порождал аналитиков и исследователей, которых мы называем философами и историками (см. презентация стр.)
Самые древние знания передавались устно. С появлением письменности события стали записываться. Большое влияние оказывали на древних историков господствующие религиозные воззрения (см. презентация стр.)
Историческая наука античного мира.
Первым историком признано считать Геродота
(см. презентация стр. )
В то время четкого разграничения наук еще не было и описание прошлого включало в себя сведения из разных областей жизни, сопровождалось философскими рассуждениями, не было четкого различия между реальными фактами и фантазиями авторов (см. презентация стр. )
Историческая наука в Средние века и Новое время
В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказала религия. Грамотой владели, в основном, служители церкви
(см. презентация стр. )
С изобретением книгопечатания (XV век) начинается новый этап в развитии исторической науки (см. презентация стр.)
В XVI - XVII веках выстраивается стройная, но не бесспорная картина всемирной истории ( см. презентация стр.)
Складываются критерии научности исторический знаний – от историка требовался объективный анализ исторических фактов, подтвержденный документами (см. презентация стр.)
В XVII – XVIII вв. интерес к прошлому значительно возрос:
- эпоха Великих географических открытий открыла новые страны и континенты, что пробудило интерес к другим народам и их истории
- наступило время значительных перемен, а история должна была определить причины этих изменений
- складывающаяся идеология государств, требовала исторического обоснования своего права на власть
( см. презентация стр.)
Эпоха Просвещения благотворно сказалась на развитие исторического знания. В XIX веке выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Окончательно закрепился научный подход изучения истории:
- принцип историзма
- принцип объективности (см. презентация стр.)
Историческая наука в XX веке
В XX веке наблюдалось динамичное развитие исторической науки. Кроме истории Европы стала активно изучаться жизнь стран и народов других континентов, специализация историков становиться все более узкой (см. презентация стр.
Многообразию подходов к изучению истории способствовало развитие общественных наук (политология, социология, экономика) (см. презентация стр.)
Утверждение в России демократических порядков развернуло процесс переосмысления прошлого (см. презентация стр.)
V. Закрепление и систематизация полученных знаний
(8 минут)
1. Перечислите этапы истории человечества
2. Назовите историков древности
3. В чем особенности освещения событий древности?
4. Какие особенности изучения истории в период Средневековья?
5. Какие особенности изучения истории в период Нового времени?
6. Какие особенности изучения истории в период Новейшей истории?
7. Какие изменения в освещении родной истории произошли в России в период демократических перемен?
8.Насколько, на ваш взгляд, объективна современная историческая наука?
Подведение итогов урока (3 минуты)
Корректировка первичных знаний учащихся, выставление оценок активным участникам закрепляющего задания. Итоговое слово учителя:
Современное видение истории чрезвычайно разнообразно, часто тенденциозно. Большое количество фактического материала порождает многообразие точек зрения. Современные историки продолжают расширять горизонты исторического знания.
Домашнее задание
(3 минуты)
П.1, выучить, подготовиться к тестированию, подготовить сообщения, либо мини-презентации о философах прошлого(по желанию) – Аврелий Август, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, Гегель, К.Маркс, Вебер.
Список литературы:
Учебник для 10 класса «Всемирная история» Н.В.Загладин
Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории 5 – 11 кл. М., 2006.
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ