Урок для 7 класса по теме: «Культура Московского царства в XVII веке»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1569 «Созвездие»














Учитель: Матюхина Анастасия Игоревна

Предмет: История

Класс: 7

Тема: «Культура Московского царства в XVII веке».


























Москва, 2011.


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XVII века.


Задачи урока:

- развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;

- выявить характерные черты русской культуры XVII века;

- сформировать умение логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, делать выводы;

- продолжить формирование умений работать с материалами: текстом учебника, документами, иллюстрациями, схемами, таблицами;

- воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, толерантность.


Вывод, к которому должны прийти учащиеся в конце урока: Русская культура XVII века характеризуется появлением светских элементов.


Методы и форма: проблемно-исследовательский метод с применением групповой формы работы.


Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVIXVIII вв. Учебник для 7 класса; дополнительные тексты из сочинений В.О.Ключевского («Курс русской истории»), Н. Карамзина («Записка о древней и новой России»), П.Н.Милюкова («Очерки по истории русской культуры»); репродукции и фотографии памятников архитектуры и произведений живописи XIV - XVII вв., доска, компьютер.


Пояснительная записка.

Урок-исследование по теме «Культура Московского царства в XVII веке» проводится в 7 классе. Выбор проблемно-исследовательского метода с применением групповой работы обусловлен возможностью учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и разделять их по способностям, возможностям и интересам. При формировании групп используется гетерогенный подход и присутствует ролевое распределение. Данная форма работы подходит для 7 класса, так как учитывает специфику поставленных задач и особенности класса: наличие учащихся, интересующихся предметом и выходящих за рамки учебника при подготовке к урокам.











Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.


Ребята! Мы с вами заканчиваем изучение такого периода в истории нашей страны, как XVII век. Мы узнали с вами многое, но еще не говорили о культуре Московского царства. Что включает в себя понятие культура?

Ответы детей.

На доске – репродукции парсуны Симона Ушакова, иконы XIV века, изображения Успенского собора, церкви Покрова в Филях

Посмотрите, пожалуйста, на доску! Что вы видите? Правильно, это изображения различных исторических памятников. А видите ли вы какую-то закономерность или общую черту? Или можете провести какую-то классификацию?

Предложения детей.

Итак, мы можем классифицировать все эти исторические памятники по двум периодам: XIVXVI века и XVII век. Давайте попробуем это сделать, аргументируя свой выбор.

Но для того, чтобы узнать правильно ли мы классифицировали эти иллюстрации, мы должны выбрать критерий, по которому будем эту классификацию проводить. Временной критерий. XIV-XVI вв. и XVI в.

О культуре XIV-XVI вв. мы что-нибудь знаем?

Ответы детей.

А о культуре «бунташного» века? Что бы вы хотели узнать?

Дети записывают свои вопросы на бумажных знаках вопроса и вывешивают их на доску.

Сегодня нам предстоит узнать, чем же характеризовалась культура этого периода в истории нашей страны?

И главный вопрос нашего урока:

Что являлось отличительной чертой культуры XVII века?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам провести исследование в малых группах.


  1. Работа в малых группах. Исследование.


Каждая группа получает рабочий лист с заданием. В течение 30 минут учащиеся работают с материалом: текстом учебника, дополнительными текстами, таблицами, схемами, обсуждают задания и оформляют рабочий лист.


Группа № 1. Развитие образования и науки в Московском царстве XVII века. Материалы: учебник § 10, с.75-78, тексты «Мнение иностранца об образовании в Московском государстве» и «Карамзин о западном влиянии», таблица «Школы и образование в России XVII века».

Группа № 2. Русская живопись XVII века. Материалы: учебник § 10, с.82-84, тексты «Симон Ушаков» и «Парсуна», иллюстрации.

Группа № 3. Русская архитектура XVII века. Материалы: учебник § 10, с.80-82, текст «О русском барокко», иллюстрации в учебнике и энциклопедиях.

Группа № 4. Русская литература и театр в XVII веке. Материалы: учебник § 10, с.79-80, 84; текст «Русский театр при Алексее Михайловиче» и сюжет «Повести о Шемякином суде».

Группа № 5. Быт представителей разных сословий Московского государства в XVII в. Материалы: учебник § 11, с.85-90, документы с.90-92, тексты «Влияние западной культуры в Московском государстве в середине XVII в.», «Нравы москвитян XVII в.», «Отношения к иностранцам».


  1. Обмен информацией.


Группы знакомят друг друга со своими находками, размещают свои рабочие листы на доске. По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу на доске, выделяя свою область изучения и те отличительные черты, которые ей присущи.


  1. Обобщение. Подведение итогов.


Мы познакомились с различными сферами культурной жизни и бытом жителей Московского царства XVII века. Что объединяет все эти сферы? Какая характерная черта русской культуры данного периода?

После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:

-творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;

XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости культуры от церкви;

XVII веке в русской культуре активно развивались светские элементы.


Давайте попробуем обобщить все эти характерные черты в одну.


Вывод: Русская культура XVII века характеризуется появлением светских мотивов.


А теперь мы вернемся к историческим памятникам, изображенным на иллюстрациях и проверим, правильно ли мы классифицировали их? Только теперь мы будем строить нашу аргументацию, основываясь на изученном материале. Ответы детей.


  1. Домашнее задание.


Внимательно изучить § 10-11, выписать в тетрадь примеры памятников архитектуры, живописи, литературы XVII века.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ