Урок православной культуры «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси


Урок православной культуры. «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии)

Вопросы

  1. Как перевести слово «повесть»?

  2. Что такое эпос, эпическое повествование?

Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам.

- Подобрать эпитеты из текста к словам:

Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.

Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).

  • Копья звенят (поют)

  • Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)

  • А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)

  • Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)

  • Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)

  • Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)

  • Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)

3.Работа над фрагментом текста

Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.

Беседа по вопросам:

  • С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке?

  • Какой смысл имеет в этом контексте синее море?

  • Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет?

  • Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).

  • Какое истолкование сну дают бояре?

4. Работа с текстом

Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).

- Объясните смысл выражения «золотое слово».

5.Работа с таблицей

Игорь и Всеволод, родные братья

новгород-северский, курский

Рано начали себе славы искать.

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.

Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода

киевский

Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…

Ярослав

черниговский

Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)

Владимир

переяславский

Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)

Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.

ростово-суздальский

Великий князь Всеволод!

Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)

Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха

смоленские

Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…

(потерпевшие от половцев)

Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую

Осмомысл Ярослав

галицкий

Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)

Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого

волынские

Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…

Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.

Ингварь и Всеволод

второстепенные князья небольшого луцкого княжества

Не худого гнезда соколы!

Изяслав, внук Всеслава

полоцкий

Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода

Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

вложите в ножны свои мечи поврежденные,

ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

начали наводить поганых

на землю Русскую,

на богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие

от земли Половецкой!

- Как выглядит в « слове» древнерусская история?

Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.

Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.



6. Наблюдение. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?

«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).

Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте:

  • гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»);

  • сравнения («храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»);

  • эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»);

  • метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»);

  • перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.

7. Итог урока

Что нового узнали?

8. Домашнее задание

Читать произведение, отвечать на вопросы.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ