Урок православной культуры «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси
Урок православной культуры. «Слово о полку Игореве» - древнейший исторический документ Руси
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Слово – повесть (эпическое повествование об истинном событии)
Вопросы
Как перевести слово «повесть»?
Что такое эпос, эпическое повествование?
Словарная работа - индивидуальное задание по карточкам.
- Подобрать эпитеты из текста к словам:
Боян – вещий, Мстислав – храбрый, сокол – сизый, полки – храбрые, солнце – светлое, Дон – синий, Великий, идол – Тмутораканский, тучи – черные, шлем – золотой, стрелы – каленые, Святослав – грозный, великий, киевский.
Объяснить значение выражений: растекаться мыслью по древу, копья поют (битва продолжается), вступить в золотое стремя (начать воевать), желание отведать Дону Великого, мечом крамолу ковать (раздоры), бросился Див на землю (предсказание поражения), веселье по ковылю развеять (украсть радость).
Копья звенят (поют)
Князья своими ссорами начали наводить поганых на землю Русскую (крамолами)
А Игорева храброго войска не поднять! (не воскресить)
Что же сотворили вы моей седой голове! (серебряной седине)
Осыпали меня золотом из пустых колчанов поганых (крупным жемчугом)
Вступайте же, господа, в стальное стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую (золотое)
Стреляй же, господин, Кончака, храброго половчанина, за землю Русскую (поганого)
3.Работа над фрагментом текста
Слово учителя. С новой силой возникает тема поражения Игоря. Мысленно перенесясь в центр Руси – к Святославу в Киев, автор «Слова…» оценивает поражение Игоря на этот раз с точки зрения внешнего международного положения Руси.
Беседа по вопросам:
С каким обрядом связано упоминание об исчезнувшем князьке?
Какой смысл имеет в этом контексте синее море?
Кому, судя по этому сну, грозит горе – самому Святославу лично или нет?
Как обозначена масштабность горя, его вселенский размах? (горе грозит и ему, и всему государству русскому: полетели к синему морю – на юг, опасность грозит с юга).
Какое истолкование сну дают бояре?
4. Работа с текстом
Узнав о поражении Игоря, Святослав (двоюродный дядя Игоря и Всеволода) его произносит. Как только Игорь был пленен, половцы двинулись в глубь России – Переяславль. Был ранен князь Владимир Переяславский, который мужественно сражался на вылазке впереди всех. Этот поход был для него последним. Когда Святослав узнает о поражении князя Игоря и Всеволода, а также об открытии пути половцам на землю русскую, он и произносит «золотое слово», с горем смешанное. Слушаем «золотое слово». (Читает учитель или заранее подготовленный ученик).
- Объясните смысл выражения «золотое слово».
5.Работа с таблицей
Игорь и Всеволод, родные братья
новгород-северский, курский
Рано начали себе славы искать.
Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены.
Святослав, двоюродный брат Игоря и Всеволода
киевский
Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное…
Ярослав
черниговский
Богатый и обильный воинами, кликом полки побеждает (собрал войско после вторжения половцев, но в бой не вступал, не спешил на помощь)
Владимир
переяславский
Владимир под ранами (Кончак после победы над Игорем осадил Переяславль, князь Владимир еле вырвался с поля боя, раненный тремя копьями, обращался к князьям с просьбой «Помозите мне», по летописным источникам)
Всеволод Большое гнездо, внук Владимира Мономаха, потомок Ярослава М.
ростово-суздальский
Великий князь Всеволод!
Можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить! (автор говорит о нем восторженно, вдохновенно)
Рюрик и Давид, правнуки Владимира Мономаха
смоленские
Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры…
(потерпевшие от половцев)
Вступайте ж, господа, в золотое стремя за обиду сего времени, за землю Русскую
Осмомысл Ярослав
галицкий
Стреляешь с отчего престола Салтанов за землями (самое торжественное обращение к нему)
Роман и Мстислав, праправнук Мономаха, потомок Ярослава Мудрого
волынские
Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря…
Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.
Ингварь и Всеволод
второстепенные князья небольшого луцкого княжества
Не худого гнезда соколы!
Изяслав, внук Всеслава
полоцкий
Погиб Изяслав, прибил славу деда Всеслава, был прибит литовскими мечами, потому что не было с ним его братьев Брячислава и Всеволода
Все князья - внуки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого. Две ветви князей, постоянно враждовавших между собой.
Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
- Как выглядит в « слове» древнерусская история?
Как прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
Видно, что автор точно знает обстоятельства похода. Голоса героев сливаются с симфоническим оркестром – мотив родины.
Автор не воспевает русских князей, как Боян, за храбрость. Он соединяет здесь плач и славу: горький упрек в безрассудстве и восхищение мужеством защитников русской земли; одобрение героизма, жажды воли – и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей. Упрек князьям, жаждущим славы, а не единства русской земли.
6. Наблюдение. Повторяются ли здесь все основные мифологемы, уже встречавшиеся в других текстах?
«Два солнца померкли» (Об Игоре и его брате); «тьма свет закрыла»; по Русской земле простерлись половцы, «точно выводок гепардов» (гепард – хищное млекопитающееся из породы кошачьих, прирученное для охоты); «див бросился на землю» (Див – в славянской мифологии сказочное существо, которое внезапно появляется на пути войска и выкликивает пророчества: то страшные, то благоприятные. Диву была ведома судьба тех, кто обречен на близкую смерть).
Анализируются художественные средства, использованные автором в данном фрагменте:
гиперболы («подпер горы Венгерские своими железными полками», «можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вылить»);
сравнения («храбрая дружина рыкает, как туры», «скакнул от них лютым зверем»);
эпитеты («смутный сон», «золотое слово», «червленые щиты», «буйный Святославич»);
метафоры («горе ум полонило», «тьма свет покрыла», «изронил жемчужную душу из храброго тела»);
перифраз («сын Глебов», «поганый раб», «земля Половецкая», «внуки Всеслава») и т. д.
7. Итог урока
Что нового узнали?
8. Домашнее задание
Читать произведение, отвечать на вопросы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ