Конспект урока ИЗО для 5 класса "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"
Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Манина Светлана Леонидовна, учитель музыки, Глушкова Татьяна Михайловна, учитель ИЗО
Предмет: музыка, ИЗО
Класс: 5 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Вид урока: интегрированный
Тема
Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве.
Цели
Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.
Образовательный аспект:
-Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена.
-Совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений.
Развивающий аспект:
-Научить вычленять интонации-символы мужественной борьбы и победы в главных темах симфонии № 5 Бетховена.
-Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.
Воспитательный аспект:
-Пробудить интерес к поиску интонаций, передающих образы борьбы и победы, в музыкальных произведениях, звучащих на уроке.
- Формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве и выражать личное понимание музыки в живописной работе.
УУД
ЛичностныеУУД: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия музыки симфонии Бетховена;
планирование собственных действий в процессе художественной деятельности.
Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке и ИЗО в устных высказываниях;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией
Познавательные УУД: представление о содержании, форме, музыкальном языке симфонии Бетховена в связи с произведениями изобразительного искусства
Планируемые результаты
Предметные:
-понимание интонационно-образной природы музыки симфонии Бетховена, средств художественной выразительности, используемых композитором для создания образов борьбы и победы;
-освоение знаний о Бетховене, его симфонии, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала в музыкально-творческой деятельности и живописной работе;
-обогащение опыта слушания музыки
Личностные:
-развитие музыкально-эстетического чувства
-совершенствование художественного вкуса
-овладение навыками работы с художественными материалами в процессе творческой работы
Метапредметные:
-анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
-проявление творческой инициативы и самостоятельности в музыкально-творческой деятельности и при создании проекта герба
-применение полученных знаний о музыке и ИЗО для создания творческой работы
Основные понятия
Симфония, симфонический оркестр, партитура, интонация, герб, геральдика.
Межпредметные связи
Музыка, изобразительное искусство, история.
Ресурсы:
Музыкальный материал:
-Бетховен. Симфония № 5, 1 часть
-Бетховен. Симфония № 5, 4 часть
-Бетховен. Симфония № 5, 2 часть
-Никитин. Песня о маленьком трубаче.
Зрительный ряд:
- Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»
- Лисипп «Геракл, борющийся со львом»
-Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»
- П. Корин «Александр Невский»
-Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Материалы:
-Цветная бумага, клей, ножницы.
Мультимедиапрезентация
Формы урока
фронтальная, индивидуальная, парная
Технология
Игровая, ИКТ
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Завязка
Этапы:
1.Оргмомент и мотивация
Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
2.Целеполагание
Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока
Входят в класс под музыку, исполняют музыкальное приветствие.
Воспринимают стихотворение.
Отвечают на вопросы учителя.
Уточняют тему и цель урока.
Организует вход детей под музыку и музыкальное приветствие.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Создает эмоциональный настрой на деятельность на уроке.
Предлагает уточнить тему и цель урока.
Исполнить музыкальное приветствие.
Ответить на вопросы учителя.
Личностные: осознание цели учебной деятельности, проявление интереса к учебной деятельности, познанию, творчеству, формирование способности к целеполаганию;
Регулятивные: постановка учебной задачи;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Экспозиция
Этапы:
1.Распевнаие
Цели:-подготовить певческий аппарат к работе на уроке
2.Актуализация
Цели:- повторить необходимую терминологию, актуализировать знания учащихся о произведениях ИЗО
Участвуют в распевании.
Участвуют в игре «Терминологическое лото»
Выступают с сообщениями по произведениям изобразительного искусства, получают эмоциональный настрой на восприятие музыки Бетховена.
Организует распевание учащихся.
Организует игру «Терминологическое лото»
Организует выступления учащихся с показом мультимедиапрезентации.
Исполнить упражнения для распевания.
Выполнить задание игры в парах.
Выступить в роли искусствоведов, рассказав о произведении ИЗО.
Свободно исполнять распевание в диапазоне квинты.
Знать музыкальную терминологию.
Коммуникативные: умение работать индивидуально и в паре Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Личностные: формирование нравственно-этических основ личности
III. Разработка
Цели:-актуализация знаний о музыке Бетховена, развитие умения импровизировать мелодию на текст, дирижировать в характере музыки, передавать в устном высказывании своё мнение о музыке.
Придумывают интонацию на текст, слушают музыку, дирижируют, делают выбор средств выразительности и тембров инструментов симфонического оркестра, делают вывод о взаимосвязи произведений музыки и ИЗО.
Организует восприятие 1 и 4 частей симфонии № 5 Бетховена.
Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи музыки и ИЗО.
Учебные задания:
-придумать интонацию на текст, описать средства музыкальной выразительности;
-прослушать 1 часть симфонии, определить инструменты симфонического оркестра, исполняющие темы, охарактеризовать музыкальный образ;
-предположить образное содержание финала симфонии;
-прослушать финал, передать в дирижёрском жесте характер звучания музыки;
-найти взаимосвязь произведений ИЗО и музыки Бетховена.
Применять выразительные средства в творческой исполнительской деятельности.
Воспринимать музыку 1 и 4 частей симфонии Бетховена, определять средства выразительности и музыкальный образ.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей
Личностные: формирование нравственно-этических основ личности
IV. Кульминация
Цель:- развитие умения решать проблемную ситуацию, передавать в устном высказывании своё мнение о музыке.
Решают проблемную ситуацию
Выдвигает проблему.
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Чтение текста учебника, поиск ответа на вопрос учителя.
Прием «музыкальная палитра»: подобрать определенный цвет к различным вариантам темы 2 части, выбрав из цветных карточек, выбрать окончательный вариант темы
Слушание 2 части, соотнесение своего выбора со звучанием музыки, определение образного содержания.
Физкультминутка: игра «Дирижёр и солист»
Анализировать музыкальную интонацию, находить ассоциативные связи между музыкальной интонацией и цветом.
Выделять особенности музыкального языка Бетховена.
Воспринимать музыку 2 части симфонии, определять средства выразительности и музыкальный образ.
Познавательные: умение использовать нотный текст для решения проблемы, умение сравнивать музыкальные интонации, произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать своё мнение
Регулятивные:-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, сравнивать полученные
результаты с ожидаемыми
результатами;
V. Развязка
Цель:
- применение знаний в практической деятельности
.
Выполняют творческое задание
Организует самостоятельную творческую работу учащихся
Творческое задание: создать проект герба в технике аппликация.
Реализовывать творческий потенциал при выполнении творческой работы.
Применять технику аппликации для создания проекта герба.
Регулятивные: умение планировать сою деятельность; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Личностные: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов
VII. Финал
Цели:- осознание обучающимися степени овладения знаниями, умениями, способами деятельности
Дают оценку результатам творческой деятельности, отвечают на вопросы учителя, делают вывод по теме урока и теме четверти, исполняют песню.
Организует выставку работ, оценочные высказывания обучающих, обобщение материала, исполнение песни.
Выставка работ.
Комментарии учащихся и учителя.
Исполнение песни Никитина.
.
Высказывать мнение о достоинствах творческих работ.
Исполнять песню Никитина под сопровождение фортепиано.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
VIII.Последействие
Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Предлагает д/з на выбор, объясняет цель домашней работы
Высказать свое мнение об уроке.
Сделать выбор д/з.
Проявлять интерес к музыке Бетховена и произведениям ИЗО.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ