Рабочая программа по ИЗО 4 класс на 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №377 Кировского района Санкт-Петербурга
пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт-Петербург, 198303 тел.: (812)-753-71-50 факс: (812)-757-37-77
http://www.kirov.spb.ru/sc/377/; email: [email protected]
РЕКОМЕНДОВАНА
к использованию
педагогическим советом
ГБОУ СОШ №377 Кировского района
Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СОШ №377 Кировского района
Санкт-Петербурга
/И.Д.Захарченко/
протокол №1 от
пр №1-3 от .2014
«Рабочая программа
по ИЗО для 4 класса
на 2014-2015 учебный год
учитель Кулабухова Ольга Витальевна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского«Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2014.
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2014.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
В процессе обучения изобразительному искусству в начальной школе реализуются
следующие цели и задачи:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, ком¬позиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Название темы урока
Колво
часов
Тип урока
Практическая работа
Домашнее задание
Дата
план
факт.
Тема года: «Каждый народ - художник».
1 четверть. Тема: «Искусство твоего народа».
1
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».
(компоновка)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа)
Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями.
Стр. 6-9, 11-17, стр 18., задание
2
«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы». (цветовое решение)
1
Закрепление знаний
Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете.
Найти и принести репродукции древних русских городов.
Стр.11-17
3, 4,5
Проект «Деревня – деревянный мир».
(инд. конструирование)
3
Изучение и первичное закрепление
знаний
Конструирование из бумаги избы .Презентация.
(индивидуальная работа)
Найти изображения памятников русской старины.
Стр.20-26, 27-31
6
«Образ древних русских городов».
(создание ансамбля)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация.
Найти изображения женских образов в произведениях искусства.
7
«Образ русского человека».
(женский образ)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин.
Найти изображения мужских образов в произведениях искусства.
Стр 35-36, задание №2 , стр39.
8
«Образ русского человека».
(мужской образ)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).
Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде. Стр.35-36, повторить. Ответить на вопросы
7
«Воспевание труда в искусстве».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая).
8
«Народные праздники»
(предварительный рисунок, компоновка)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа).
Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти.
9
«Народные праздники».
(обобщение темы четверти)
1
Закрепление знаний
Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти.
10
«Древнерусский город-крепость».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение древнерусского города- крепости
Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов.
Стр.40-41, задание на стр. 42
11-12
«Древние соборы».
2
Изучение и первичное закрепление
знаний
Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни
Стр.54-55
13,14, 15
«Города русской земли. Золотое кольцо России».
3
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение древнерусского города
Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов.
Стр.56-57, 60-70
16
Узорочье теремов.
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение интерьера палаты
Стр.71-75, задание на стр. 76, вопросы стр.77
17
Япония- страна восходящего солнца. Образ японских построек.
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение японских построек
Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Японии.
Стр. 80-87
18
Отношение к красоте природы в японской культуре.
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение природы через детали, характерные для японских художников ( ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор)
Стр. 88,задание 1 на стр.90-91, ответить на вопросы, стр .91
19
«Изображение японок в национальной одежде».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы.
Стр.90, задание 2.
20
Искусство народов гор и степей.
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение жизни в степи и красоту пустых пространств. ( цветом выразить особенности природы степи)
С.92-101, вопросы и задания.
21
Образ художественной культуры средней Азии.
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение древнего среднеазиатского города
С.108-109, вопросы и задания
20-21
«Образ художественной культуры Древней Греции». Древнегреческая архитектура. Проект.
3
Изучение и первичное закрепление
знаний
Объемное моделирование из бумаги. Изображение греческого храма.
Склеивание макетов
Стр.110-123 вопросы и задания
22
«Образ художественной культуры Древней Греции».
(панно)
2
Закрепление
знаний
Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней».
Принести литературный, изобразительный материал по культуре средневековой Европы
23
«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика)
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов.
Стр.126-131
24
«Одежда и предметы быта горожан средневековья».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Зарисовки по представлению.
Стр.132. вопросы и задания , стр.134-135
25
«Праздник цехов ремесленников на городской площади».
(панно)
1
Закрепление
знаний
Работа над созданием коллективного панно
Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами).
26
«Завершение работы над панно».
1
Закрепление
знаний
Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний.
Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ.
27
«Все народы воспевают материнство».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Работа на тему «Мама».
Найти репродукции, стихи о материнстве.
Выполнить мамин портрет с натуры.стр.139141, задание на стр.142, №1,2
28
«Все народы воспевают мудрость старости».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.).
Нарисовать с натуры дедушку или бабушку.
Стр.144-145, задание на стр.146
29
«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево ит. д.).
Написать маленький рассказ о своем рисунке
Стр.148-149,задание на стр.150, № 1-3
30
«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников.
31
«Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг».
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Создание эскиза памятника герою.
Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе.
32
33
«Все народы скорбят о павших за справедливость
и воспевают их подвиг».
Юность и надежда.
1
1
Изучение и первичное закрепление
знаний
Изучение и первичное закрепление
знаний
Выполнение проекта памятника в объеме.
Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях
Стр .152-153
Стр.154-155
34
Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы…» Искусствоведческая викторина.
1
Закрепление знаний
Подготовка выставки класса за начальную школу.
Литература и средства обучения: Литература.
Для учителя:
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель Е.И.Коротеева – Волгоград: Учитель, 2014.
Рабочая тетрадь по изобразительному искусству 4 класс «Твоя мастерская», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014
Для учащихся:
Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2014г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ