ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Тема урока "Дымковская игрушка" 5 Класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Садиева В.Г.МБОУ «Большегондырская СОШ»
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5
Тема урока
Дымковская игрушка
Тип урока
Урок-закрепление пройденного материала
Цель урока
Знакомство со способами Дымковсой игрушки
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
-представление о народном промысле;
-умение видеть форму, цвет, декор игрушки, и передавать единство этих качеств в рисунках;
- умение выполнять орнаментальные композиции на основе дымковской игрушки
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- моделирование объемной формы
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека
Решаемые учебные проблемы
Расписать дымковскую игрушку
Основные понятия, изучаемые на уроке
- отличительные особенности дымковской игрушки;
- элементы геометрического орнамента;
-цвета росписи.
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке
Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 5мин.
Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации
Чтение сказки
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, групповая
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, таблицы с элементами узоров дымковской росписи. Игра «Найди свой узор»
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 3мин.
Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы
Постановка цели
Форма организации деятельности учащихся
Фронтальная, групповая
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации с рисунками дымковских игрушек, бумага А-4, кисточки, краски, карандаши простые, ластик, раздаточный материал: карты – вставки «Дорисуй юбку» с дополнительными карточками.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Длительность этапа: 30 мин.
Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы
Выполнение заданий
Формы организации деятельности учащихся
Индивидуальная
Приемы рефлексии
Методы и приемы оценивания, самооценивания
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки
КОНТРОЛЬНЫЙ
Длительность этапа: 5мин.
Методы контроля
Форма организации контроля
фронтальный
Методы оценивания
групповое
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Длительность этапа: 2мин.
Используемые приемы рефлексии
Прием «Копилка положительных ответов»,
«Копилка отрицательных ответов», «Художник и зритель»
Тема урока: «Дымковская игрушка»
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-сказка.
Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).
Цель:
-способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства;
-закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке
Планируемые достижения:
Предметные:
-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
Метапредметные:
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-Моделирование объемной формы
Личностные:
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.
Оборудование:
Для учителя:
-оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла;
-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;
-игра «Найди свой узор».
Для учащихся:
-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;
-печатки-тычки различного диаметра;
-краски;
-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
-глиняная игрушка.
Литературный ряд:
-Стихи о дымковской игрушке;
-Сказка о Дымке;
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и т.д.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
ПЛАН УРОКА
I Подведение к цели урока.
Прочтение сказки о «Дымковской игрушке»
II.Освоение нового материала.
Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).
Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
Игра «Найди свой узор».
Физкультминутка.
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее выполненной бумажной модели или объемной (барышня, петушок, барашек и т.п.).
IV. Оценка результатов .
Выставка и оценивание работ. Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретной группе.
1. Подведение к цели урока.
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.
Цели и задачи:
для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промысла;
для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.
-Учитель. – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл? (демонстрируется крупно на доске изображение барыни)
-По месту их рождения - они из слободы Дымково.
-С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
-Почему же назвали слободу Дымково?
Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
-Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А игрушка?
-Давайте все вместе ответим, почему так их назвали?
-Правильно, слобода называлась Дымково.
Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
II. Освоение нового материала.
Закрепление изученного материала.
-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
-Какие цвета брали для росписи игрушек?
-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
-в ряд;
-в шахматном порядке;
-в клетке между линиями.
-Ребята, обратите внимание на точки:
-Между кольцами;
-на кольцах;
-по краю колец.
-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
2. Упражнение на закрепление изученного материала.
-Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).
(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)
3. Игра «Найди свой узор».
( организованное самоуправление и развитие коллективного творчества по конкретной теме)
-Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).
4. Физкультминутка.
5. Постановка художественной задачи.
-Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
-Учитель. –
-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
-Какие?
-Какие элементы росписи будете использовать?
-Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
6. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
IV . Оценка результатов.
Выставка работ.
( самооценка творческих работ, видение и оценка своего труда и труда своих товарищей, комментирование, игровой момент «Художник и зритель».)
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Всем большое спасибо.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ