Урок для 4 класса по теме: "Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир"

4 класс , I четверть, 2-3 уроки

Тема года. Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Тема четверти. Истоки родного искусства

Тема уроков. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир

Задачи урока

  • Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.

  • Развивать творческую и познавательную активность.

  • Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.

  • Познакомить с узорочьем русских построек (резьба и роспись по дереву).

  • Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).

  • Развивать умение работать в коллективе.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).

Зрительный ряд: Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.; В.Стожаров. Северная деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка. Фотографии русских деревень. Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света».

Литературный ряд: С.Есенин «Эта улица мне знакома», Н.Мрыхин «Деревня»

Музыкальный ряд: русские народные песни; Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя» (сл В. Гундарев, муз Н. Кудрин)

План урока 2

  1. Беседа о традициях русского зодчества.

  2. Знакомство с основными элементами русского жилища.

  3. Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи - восьмое чудо света».

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа учителя

Звучит песня «Деревенька моя».

Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»*


*Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске (балясина, венец, дымник, изба, конёк, крыльцо, лобовая доска, наличник, оберег, полотенце, причелины, сруб, фронтон) и предлагает найти толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ – художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.( см. «Приложение»)

Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Для закрепления знания основных частей и традиционных украшений русской избы учитель предлагает разгадать кроссворд «Русская изба»*


Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина


Постановка художественной задачи

Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.

Видеоклип «Кижи – восьмое чудо света»

Обмен впечатлениями об увиденном

Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.



*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.

Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев, а можно… Вспомните или придумайте свой образ избы»*, а на следующем уроке сделаете его объёмную модель из бумаги.

Практическое выполнение задания

Дети рисуют свои образы русской избы

Подведение итогов

Предполагаемые вопросы учащимся:

  • Какие элементы декора избы вы запомнили?

  • Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях?

  • Что помогало мастерам создавать узоры?

  • Почему Кижи называют восьмым чудом света?

  • О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

  • Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.

Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.

План урока 3

  1. Постановка художественной задачи

  2. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи макета избы.

  3. Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся.

  4. Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в младших классах с демонстрацией своей работы.


* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25


Ход урока

Организационный момент

Постановка художественной задачи

На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.

Практическое выполнение задания

Ребята в роли мастеров- плотников сами «проживают» весь процесс строительства избы. Вариантов работы над избой с точки зрения технологии создания образа может быть много.

Вариант 1. Дети делают из бумаги отдельные трубочки-брёвнышки, а затем «строят» из них стены, делают крышу, окна и декорируют. Доступная инструкция по данному варианту работы находится в рабочей тетради «Твоя мастерская».* Для работы детям предлагается объединиться в плотницкую артель по 4-6 человек, выбрать старшего, разделить обязанности. дргв 049.jpg

Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека). img089.jpg




*Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7

**Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23

Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихсяфото 002.jpg

В конце урока ребята строят из своих моделей деревеньку, придумывают ей название. Фоном может служить панно из рисунков ребят, выполненных на первом уроке ( тема: «Пейзаж родной земли»).

фото 005.jpg фото 006.jpg

Подведение итогов

Домовёнок Кузя принимает работу.

Предполагаемые вопросы учащимся:

  • Посмотрите, какие из построек получились интереснее?

  • Какие постройки украшены богаче?

  • Какую часть избы украшали наиболее пышно?

  • Как называется накладное резное украшение вокруг окна?

  • Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?

  • О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.




Приложение

Словарь

Балясина –резной столбик или доска крыльца, галереи.

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

Наличник- украшенное обрамление окна.

Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.

Фронтон- треугольник, образуемый скатами крыши.

дргв 046.jpg

Литература

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.

  2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2006.

  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.

  4. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.

  5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003.

  6. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград:Учитель,2007.

  7. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык,1990.

  8. Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.


Интернет-ресурсы

Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://www.viki.raf.ru/item/417/












Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ