Урок изобразительного искусства в 3 классе «Таратушки, таратушки – очень славные игрушки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85 г. Тайшета
Урок изобразительного искусства в 3 классе
«Таратушки, таратушки –
очень славные игрушки»
Автор: Семёнова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
«Таратушки, таратушки – очень славные игрушки»
Семёнова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Ввод в урок
Тема урока изобразительного искусства «Таратушки, таратушки – очень славные игрушки».
Цель урока: познакомить детей с историей возникновения игрушек, народным промыслом, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушку; научить детей отличать дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки от других; чувствовать и определять красоту линий формы, цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей; воспитывать аккуратность и последовательность.
Урок планирую провести в форме фронтально-индивидуальной и самостоятельной работы.
Урок будет состоять из следующих этапов:
Оргмомент. Психологическая поддержка
Беседа
Выступление подготовленных учащихся по видам росписи игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская)
Рассматривание образцов росписи
Знакомство со способом росписи «тычками»
Самостоятельная работа учащихся
Индивидуальная помощь
Выставка-просмотр полученных работ
Итог урока
Рефлексия урока
Уборка рабочих мест
Изобразительное искусство
Тема:
Цель:
Оборудование:
I
II
III
IV
V
VI
VII
Таратушки, таратушки – очень славные игрушки
Познакомить детей с историей возникновения игрушек, народным промыслом, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушку; научить отличать дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки от других; чувствовать и определять красоту линий формы, цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей; воспитывать аккуратность и последовательность.
Картинки с изображением народных игрушек Дымкова, Каргополья, Филимонова, клеенки, краски, кисти для рисования, ватные палочки-тычки, банка для воды, альбом для рисования, салфетки.
Ход урока
Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Четко смело говорим.
И тихонечко сидим.
Работа над темой урока. 1) Беседа
Прочитайте тему нашего урока: «Таратушки, таратушки – очень славные игрушки»
Да, сегодня мы поговорим об игрушках.
С рождением ребенка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались игрушки-потехи, которые могли привлечь внимание, унять ребенка, помочь первым движениям. Это всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.
Во все времена очень популярны были куклы. Раньше они назывались живулями. Классическая кукла конца XIX в. Была тряпичная, свернутая из тряпок с пришитыми руками и нарисованными лицом. Затем стали делать кукол из папье-маше – смеси рваной бумаги и клея. Куколделали несколько типов: с мастичными лицами спеленатые куклы-«пеленашки», куклы-«горбачи» - большеголовые с крохотными ручками. Глаза куклам-«горбачам» вставляли стеклянные, выписывали их из-за границы. Были куклы стройные, под названием «талии». Их делали двух видов: целиком из папье-маше или головки из папье-маше, а туловище тряпичное. Эти куклы были особенно красивы. Самые дешевые куклы – «скелетки» одевались «на клею»: костюм клеили прямо на куклу и он уже не снимался с нее. Это были первые шарнированные подвижные куклы. Таких кукол называли «ходульки».
- Ребята, а кто знает, какими куклами играли ваши бабушки?
(пупсами, неваляшками)
- Назовите современных кукол, пришедших к нам из других стран
(Барби, Кен)
Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках-таратушках.
Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела.
Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, сказочного существа Полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилиц», «водоносок», «птичниц», «барынь», «ковалеров».
Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, передающей самое характерное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру (сувениры), которую охотно используют для украшения современного интерьера и на Родине, и далеко за ее пределами.
Заслуженной славой пользуются глиняные игрушки, выполненные в деревне Дымково (Вятская область), в Филимоново (Тульская область), в Каргополье (Архангельская область).
В глубокой древности игрушки (деревянные, глиняные, лоскутные, соломенные) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали от всякого зла. Их дарили на праздники и хранили в доме.
Физкультпауза
Таратушки, таратушки – в гости к нам пришли игрушки
Яркие козлики
Расписные гуси
Резвые лошадки
И конечно барыни - важные барыни
Таратушки, тара-ту.
Филимоновская игрушка
Фигуры с вытянутыми пропорциями.
Игрушки почти всегда со свистом. Силуэт легкий, устремленный ввысь.
Любимые ее цвета – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого. Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полоски.
Птицы-свистульки.
Птица – древний символ тепла и весны. Такие игрушки участвовали во многих весенних обрядах и делались со свистком. Своим громким свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость
Каргопольская игрушка
Пропорции каргопольской игрушки противоположны филимоновским – игрушки приземисты, тяжеловесны и немного неуклюжи, забавны. Любимым персонажем всегда был конь – Полкан – чудо с головой и туловищем человека, а телом коня. Полкан – родственник древнему божеству Плихану (или Полехану), которому поклонялись наши предки – славяне. В честь него в начале лета близ городов и сел устраивался веселый праздник с ярмаркой, игрищами.
На груди у Полкана-богатыря обязательно нарисован древний символ Солнца – крест или круг.
Роспись этой игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
Дымковская игрушка
Самая знаменитая среди глиняных игрушек - Дымковская игрушка. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, множество оборочек, воланов, они ярко окрашены. Эту игрушку нельзя спутать с другими благодаря ее колориту. Это, прежде всего, белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
2) Дымковскую роспись выполняют кистью и печаткой («тычком») (ватной палочкой)
Тычком рисуют точки-горошки и круги различного диаметра, для каждой краски берется отдельный тычок.
Кисть прикладывают к поверхности игрушки полностью (например, для проведения волнистых линий разной толщины) или кончиком для рисования цветка.
3) последовательность работы:
а) выбор игрушки
б) самостоятельная роспись игрушек
в) индивидуальная помощь.
Выставка - просмотр полученных работ
Итог урока.
- Что нового для себя узнали?
Рефлексия урока
У кого во время урока ухудшилось настроение. А у кого улучшилось настроение?
Уборка рабочих мест
Самоанализ урока
Сегодняшний урок изобразительного искусства – это урок знакомства с росписью глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской.
Считаю, что урок соответствовал принципам обучения. Материал был доступным, научным.
Урок соответствовал психофизическим особенностям младших школьников.
Дидактический материал, используемый на уроке, соответствовал теме урока и способствовал реализации целей, поставленных мною.
Этапы урока логически увязаны. Они развивали интерес учащихся к народному промыслу, истории, воспитывали аккуратность и последовательность.
Обучение я проводила методом беседы, частично-поисковым, аналитико-синтетическим. Старалась создать комфортные условия каждому ребенку.
Дети работали с интересом, с достаточно высокой активностью. Урок был обучающим, вооружал детей умениями учиться и способствовал решению учебной задачи. Считаю, что урок достиг своих целей.
Список литературы
1. http://filimonofskay-igrushka.ru/
2. http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=kargopol
3. Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов - Москва: Белый город, 2004. – 47с.
4. Пономарев Е. Я познаю мир: История ремесел / Е. Пономарев, Т. Пономарева– М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 200 – 416 с.: ил.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ