Чтение и развитие речи во 2-4 классе "Н.Сладков «Заяц и Белка» сказка" "По Л.Толстому «Праведный судья» сказка"
МБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида»
Чтение и развитие речи во 2 классе
тема: Н.Сладков «Заяц и Белка» сказка
Чтение и развитие речи в 4 классе
тема: По Л.Толстому «Праведный судья» сказка
Учитель начальных классов
Килина Нина Михайловна
2013г., декабрь
2 класс
Цель урока: Выработка навыка чтения и умения работы над текстом.
Задачи: формировать умение правильного, осознанного чтения, отработка умения самостоятельно составлять слова из слогов; коррекция мышления на основе различных упражнений; воспитание мотивации к учению и чтению.
4 класс
Цель урока: Способствовать выработке понимания учащихся литературного произведения.
Задачи: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать и обогащать речь учащихся (через высказывания); воспитывать интерес к предмету и стремление делать добрые дела.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование: презентация к уроку; выставка сказок; свечки (2); карточки-загадки для 2 и 4 класса; стакан с водой и тканью (доказательство); картинки-раскраски: заяц и белка для 2 класса; пословицы на карточках для 2-4 кл.; простые карандаши всем, лучики для солнышка (жёлтого и чёрного цветов).
Этапы урока:
1.Организационный.
2.Актуализация знаний.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
5.Сообщение о сказках.
6.Формирование новых знаний.
7.Физкультминутка в игровом виде
8.Продолжение работы над темой.
9.Выборочное чтение по учебнику.
10.Закрепление нового на уроке.
11.Итог урока – рефлексия по изученному материалу.
12.Домашнее задание.
13.Рефлексия деятельности учащихся.
№
Деятельность учителя
Деятель-ность
учеников
Слай-ды
1.
Организационный момент со словами:
Психологический настрой
«Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи»
- Все другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
- К какому уроку приготовились? Какое сегодня число и день недели?
Хоровое прогова-ривание
Слайд №1
Солнышко находится на слайде
2.
Актуализация знаний –
проверка внимания ребят или как приготовились к уроку.
- Ребята, что изменилось сегодня в классе?
(появилась выставка книг, сменился календарь природы, пришли гости, стоят свечки, игрушки)
-Кто любит читать и посещает нашу библиотеку?
Ответы уч-ся
Таблички на доске +
жёлтый круг (для солнышка)
3.
Сообщение темы и цели урока для 3 и 1 классов.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказок. Надо показать свои знания, умения и навыки в устных ответах и при чтении.
-Сказки бывают разные: сказки, которые сочинил народ, называются…(народные)
Сказки, которые сочиняют писатели - называются такие сказки… (авторские)
Слайд №2
Слова: сказки
народные, авторские
4.
Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
-Чтобы уметь говорить и читать правильно, для этого надо ровно и глубоко дышать. Проведём волшебное упражнение, есть свеча, с которой надо поработать. Все готовы? Слушаем внимательно упражнения: упражнение называется:
Задуй свечу! – Сначала попробуем быстро: глубокий вдох и 2 коротких быстрых выдоха
(2 раза).
А теперь сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух (2раза повторить);
- Нужна речевая зарядка:
Внимание на экран.
азки-азки-азки все любят сказки
азки-азки-азки мы читаем сказки
азки-азки-азки-разные бывают сказки
- Прочитать строчки в разном темпе: про себя, медленно, быстро – чётко проговаривая слова.
выполнение упраж-нений вместе с ученика-ми
свечи
стоят на столах
1)чтение
про себя
2)чтение
медленно
учащ-ся
3)чтение
быстро
Слайд №3
5.
Сообщение темы урока:
Задание всем – отгадайте загадки:
-Работаем по одному. Прочитайте про себя сначала, а потом вслух.
- Начинаю проверку со старших ребят!
1) Мне побегать бы по полю: я люблю
простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.
2)С этим животным
Знакомы вы с детства:
Возит кареты,
Не зная кокетства.
3)Мчится возле речки
Под седлом в уздечке! Лошадь
- В какой сказке вы читали про лошадь?
- Слушаю младших ребят:
1.Ко-мо-чек пуха,
Длин-ное ухо,
Пры-гает ловко,
Любит мор-ков-ку.
1.Зимой бе-лень-кий,
а летом се-рень-кий.
Никого не оби-жает,
а всех сам боится. Заяц
2.В дуп-ле жи-вёт
Да ореш-ки гры-зёт.
2.То ры-жая, то се-рая,
А на-зва-ньем бе-лая.
2.С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач. Белка
- Тема урока:
В 4 классе продолжаем работать над сказкой «Праведный судья»
Л.Толстой
Во 2 классе читаем сказку «Заяц и белка» Н.Сладков
Знакомство с портретами писателей.
Задание: 2 кл. собрать отгадки из слогов:
бел
ка
шадь
яц
ло
за
верб
люд
2-4 класс разгадывают загадки
Чтение по одному с места.
Ответы учащихся с объяснением.
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
6.
Формирование новых знаний:
- Задание 4 классу: Объясните, почему у сказки такое название? А дальше самостоятельно повторите произведение, для этого нужно взять карточки и выполнить словарную работу по-новому, найти и соединить одинаковые слова по смыслу.
- 2 классу внимательно послушать сказку и приготовить ответ на вопрос: о чём вели разговор Заяц и Белка?
Читает учитель.
Вопросы после чтения.
- О чём вели разговор Заяц и Белка ( про новость )
- Какую новость сообщил Заяц?
- Какую новость сообщила Белка?
- Чему надо верить? (не словам, а глазам)
- Задание младшим ребятам: прочитайте всю сказку самостоятельно, отметьте карандашом слова Зайца и Белки, буквами, а ещё непонятные слова.
- Проверяем задание по карточкам:
Праведный судья
человек, который
рубит мясо
Царь
инвалид
Плут
пожертвование
Нищий
индивидуальный
предприниматель
Калека
президент
Купец
обманщик
Милостыня
справедливый судья
Мясник
человек, который
делает масло
Масленик
бедный
Карточки индивидуальн
ые 4 классу
Ответы
детей
сам-ая работа
уч-ся
Проверка карточек.
Слайд №7
7.
Физкультминутка в игровом виде:
1.Зарядка для глаз.
- Гномики предлагают зарядку для глаз с использованием героя сказки
- Внимание на экран.
2. Минута отдыха со словами:
Белка лазить
мастерица,
Белка прыгать
не боится.
Не большой
у белки рост,
Но зато
пушистый хвост.
Слайд №8
Слайд №9
8.
Продолжение работы над темой.
-Задание 4 классу: найдите отрывки о споре царя и нищего, приготовьте чтение по ролям
- Проверяю задание у 2 класса:
какие непонятные слова встретились в сказке?
- Чьи слова имеются в разговоре? (белка и заяц)
- Кто желает читать? Чтение по ролям.
Сам-ая
работа
2 класс читает вслух – по ролям
9.
Выборочное чтение по учебнику.
- Проверяю задание у старших ребят: где находятся отрывки в произведении, укажите…
- Назовите роли или слова участников?
(автор, царь, калека, народ)+ судья= в конце сказки
- 2 классу самостоятельно составить пословицу из рассыпавшихся слов…Подумать, что обозначает эта пословица…
Чтение по ролям у 4 класса
Самост- я работа у 2 класса
10.
Закрепление нового на уроке.
- Задание 4 классу соберите пословицу из слов, которая тоже рассыпалась…
Проверка задания у 2 класса.
- Прочитать, что получилось… Кто желает? Теперь хором.
Как можно объяснить эту пословицу?
Можно предложить эту пословицу нашим героям сказки? Чему учит эта пословица?
(нельзя говорить того, чего не видел сам)
- возьмите рисунки и нарядите наших героев в красивые наряды (берут образец картинки)
Проверка задания у 4 класса.
- Прочитать, что получилось… Кто желает? Теперь хором.
Как можно объяснить эту пословицу?
Можно предложить эту пословицу нашим героям сказки? Чему учит эта пословица?
4 кл. карточки для сам.
работы
Хором.
Ответы 2класса
Выполнение рисунков
Хором.
Ответы 4класса
Слайд №10
Слайд №10
11.
Итог урока – рефлексия по изученному материалу.
- С творчеством каких авторов познакомились на уроке?
Какие сказки читали сегодня: народные или авторские? (авторские)
- Очень хочется назвать ещё пословицу, которую все знаете, говорим вместе:
«Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок!»
- Какой вывод делаем для себя??????????
Вывод: нельзя сплетничать, нельзя обманывать!
- Вспомним самые первые слова нашего урока –
«Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи»
- Кто хорошо всё понял на уроке, что нельзя делать, чтоб стать хорошим человеком: возьмите жёлтый лучик и присоедините к солнышку, а кто не понял – как стать хорошим человеком – возьмите чёрный лучик.
Посмотрим – какое солнышко обогреет нас своим теплом…
Ответы уч-ся
хором
таблички
читают хором
хором
Слайд №11
12.
Домашнее задание:
-Ребята, « Мясник, масленик» – где можно услышать про эти профессии?
(мясокомбинат – работает мама у Кости Л., молочный комбинат или пищевой комбинат находятся в с. Куеда)
2 кл. – приготовить выразительное чтение
сказки по ролям
4 кл. – приготовить к чтению по ролям те отрывки, где говорится о споре мясника и масленика
Слайд №12
Слайд №13
13.
Рефлексия по деятельности учащихся на уроке:
- Заканчивается наше путешествие
- Вспомним: что мы читали?
Чем занимались на уроке?
Кто сегодня поработал на «5» - поднимите руку,
Кто старался, но не совсем получилось «4» - тоже поднимите руку. Я очень рада за вас!
-Молодцы! Все работали активно, дружно, помогали – кому нужно. Гномикам понравилось!
Слайд №14
Слайд №15
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ