Конспект урока на тему «Летописи, былины, сказания, жития»
Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района
Новосибирской области
Урок обобщения и проверки знаний
Тема: Игра «Летописи, былины, сказания, жития». Тест № 1»Летописи. Былины. Жития»
Цели:
Обобщить и проверить знания учащихся по разделу;
учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения;
развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Комментарии для учителя. Урок основан на телевизионной игре «Своя игра». Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно. Класс делится на 2 команды или 3 команды (по рядам).
Оборудование: презентация, на доске табло, медали
Летописи, былины, сказания, жития
Машина времени 10 20 30 40 50
Богатыри 10 20 30 40 50
Живая картинка 10 20 40 50
Колесо истории 10 20 30 40 50
Памятники культуры 10 20 30 40 50
Ход урока
I. Выполнение теста № 1 «Летописи. Былины. Жития» (презентация)
Дети внимательно читают задания и записывают ответы на контрольные листочки.
Фи учащегося ………………………………
№ вопроса
Ответ (или ответы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Оценка: ………
II Организационный момент
— Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ.
Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда-победитель.
III. Проведение игры
Вопросы:
1. Машина времени.
10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? (В XI веке.)
20 Одним из первых русских летописцев был... . (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одаренный человек.)
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на слови земли? (В 1224 году.)
40 Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите ее. (В лето 6415(907) и в лето 6420 (912).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
2. Богатыри.
10 Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки».)
20 «Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец — герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский парод.) Как называется такой прием в литературе? (Аллегорией или иносказанием.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племен объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?
3. Живая картинка.
10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал... . Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом. К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благословил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей — Пересвета и Ослабю.)
4. Колесо истории.
Объясните, что такое былина. (Былина — один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи? (Летопись – запись по годам исторических событий, производимая современником.)
30
Ту дороженьку расчистил я
Богатырь ....
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня - за коня!»
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
А князя Дмитрия:..
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живет.
Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)
5. Памятники культуры.
10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Ими покрывались стены храма. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято- Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
IV. Подведение итогов
На табло остается карточка со значком (см. табло в начале урока). Это подарок участникам игры. Можно включить «Богатырскую симфонию» А.П. Бородина или вручить заранее приготовленные призы. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.
Используемые источники:
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. М.: ВАКО, 2010
Интернет ресурсы:
Медали Ранько Е. А. http://pedsovet.su/load/145-1-0-29975
Основной фон http://s54.radikal.ru/i143/0909/9a/66f9f47503abt.jpg
Печать
http://i082.radikal.ru/1009/2c/d352a0d9fdff.png
Чернильница http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/440000/439614-5e3305218f60862c.png
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ