Дидактический материал и его роль на уроках обучения грамоте
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Н.Н. Андреева
«Дидактический материал и его роль
на уроках обучения грамоте»
г. Курганинск
«Можно жить и быть счастливым,
не овладев математикой. Но нельзя
быть счастливым, не умея читать.
Тот, кому не доступно искусство
Чтения- невоспитанный человек,
нравственный невежда, перед которым
закрыто окно в мир… Плохое чтение-
- забрызганное грязью окошко,
через которое ничего не видно»
В.А. Сухомлинский.
Уроки чтения в начальной школе - это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Здесь формируются такие качества личности, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга, воспитывается любовь к книге и умение с ней работать идет становление квалифицированного читателя. Чтение – это не только особый предмет, которым ребенку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других дисциплин. Поэтому, начиная с первого класса, идет кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося. Для того, чтобы ребенок начал читать, необходимо сформировать определенные психофизиологические механизмы, которые будут обеспечивать процесс чтения. Этот процесс начинается с узнавания 1-2 букв и произношения вслух обозначаемых им звуков, слушания и запоминания прочитанного. Затем узнаются, прочитываются и запоминаются следующие буквы до конца слова. Получившиеся звуковые комплексы мысленно соединяются и соотносятся с известными ребенку словами - слово «узнаётся» и понимается читающим. При чтении задействованы механизмы зрительного восприятия, памяти, других видов речевой деятельности, которые связываются и переплетаются друг с другом.
После того как ребенок усвоил правила чтения букв, начинается работа по совершенствованию техники чтения, полноценный навык чтения не исчерпывается скоростью, а предполагает наличие еще трех качеств: правильность, сознательность и выразительность. Специальный дидактический материал призван помочь первоклассникам овладеть навыком чтения. Этому помогают упражнения, развивающие речевой аппарат: чтение скороговорок и чистоговок; чтение слов со стечением согласных. Такие упражнения полезны и для развития оперативной памяти. Они расширяют поле зрения, вызывают у ребенка желание самому перечитать текс. пробуждают творческую фантазию обогащают жизненный опыт.
Чтобы развивать у школьников умение осмысленно и быстро читать, необходимо соотнести значение слова, хранящегося в долговременной памяти, с контекстом, осознать его смысловую нагрузку. В процессе восприятия текста, читающий предугадывает употребление тех или иных слов. Чтобы совершенствовать способность ребенка предвидеть, предчувствовать, учреждать, прогнозировать, необходимо включать упражнения на антиципацию частей устойчивых словосочетаний, поговорок, предложений: восстанови слова, доскажи словечко, продолжи пословицу.
Процесс чтения для начинающих чтецов настолько сложен и утомителен, что вызывает активное нежелание им заниматься. Поэтому упражнения насыщаются игровым материалом. Занимательные вопросы, ребусы, кроссворды, загадки, дидактические игры признаны увлечь ребенка, заинтересовать, порой рассмешить его.
Дидактические игры:
« Третий- лишний»
Эта игра рассчитана на развитие мышления. Учитель пишет на доске три слова и говорит: «Эти слова всё время ссорятся. Найдите, кто из них лишний, т.е. не уживается с другими».
Например: лиса, нос, слон. Обычно дети дают две классификации : дошкольную (« У лисы - нос, у слона - хобот; слон лишний») и школьную («Лиса и слон- животные; нос лишний»). Учитель должен добиться того, чтобы дети учились давать объяснение своей точки зрения. Материал для этой игры:
1. нос, рот, сыр.
2. Восы, косынка, носки.
3. Перо, страус, сорока.
4. Зерно, колос, голуби.
5. Песенка, весело, грустно.
6. Гном, карлик, сказочник.
Игра- классификация «Лото».
Играя в эти игры, дети попутно знакомятся с различными явлениями природы и культуры, обогащая свой словарь. Например, предложить такую игру: каждый ученик получает лист, на котором вразброс напечатаны слова. Он должен разделить слова на две группы, т.е. « привести границу между двумя королевствами». Образец игры:
колесо тарелка
с н
т метро о
а ракета кинотеатр в
р трамвай о
о е
е
дом стол
такси
3. «Словесный конструктор»
Наибольшее удовольствие детям доставляют словесные конструкторы, например, игра «Как это назвала ворона?». Летела ворона, увидела вот, что (показывают карандаш) и назвала это по-вороньи «Кар!». Потом она увидела другие предметы ( карман, карусель, картину, карту, карточку, карету, карлика, карамель) и назвала их по-вороньи. Надо все эти вещи назвать правильно.
Кар
тина
кар
андаш
По такому же принципу строится игра «Как это назвала коза?»
Можно играть в конструкторы (сбор слова из слогов).
На доске крепятся «детали для сборки». Дети должны соединить слоги из первого столбика со слогами из второго столбика. Если при соединении получаются осмысленные слова, то « детали подходят друг другу». Для таких же игр можно использовать любые слова с соответствующих страниц с учебника.
Страна слов
В волшебной стране слов весной огород засевают не так, как у нас, говорит учитель. На грядках «пишется» то, что здесь должно вырасти. Если слова все написаны правильно, то урожай будет отличный. Если допущены ошибки, то урожай не взойдет. Вот как засеял огород маленький житель этой страны. Лук, салат, тыква, арбузы, помидоры, укроп, редис, морковь, репка, капуста. Надо ему помочь собрать хороший урожай.
Школьный труд. В частности труд обучения чтению, должен стать для ребенка таким же добровольным и привлекательным делом. Как игра. Сам труд чтения иногда должен доставлять маленькому читателю непосредственное удовольствие. Игра это удовольствие гарантирует.
В любом случае опыт приятного, а главное - на их отношение к чтению и к урокам чтения.
Дидактический материал.
1. « Слова рассыпались»
асрта
азурб
аарм
2. «Буква заблудилась»
ауеоти
рклынв
3. «Собери слово»
никаосулты
«Найди лишнее слово»
Мйкаа мфтуа
кпкеа плтиа
Литература:
1. Е. Федорин « Я учусь читать». Москва. 2003г.
2. Е. Коротаева «Хочу, могу, умею». Москва. 1993г.
3. И.Л.Калинина « Учим детей читать и писать». Москва. 2000г.
4. А.Ф. Баннова « Опыт работы по формированию основного общеучебного навыка – оптимального чтения». Ока. 1997г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ