Урок внеклассного чтения 3 класс "А.П.Чехов «Белолобый»"
Урок внеклассного чтения 3класс
А.П.Чехов «Белолобый»
Цели:
1.Образовательные: формировать умение понимать главную мысль произведения, развивать умения составлять план текста, учить определять героев произведения и действующих лиц, передавать настроение средствами языка, совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;
2.Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных.
3. Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, презентация к урок.
План урока:
I. Мотивационный этап урока.
Я сегодня шла с хорошим настроением. Как вы думаете почему?
Сегодня у нас интересный урок.
На вас надеюсь я друзья
Мы хороший дружный класс
Наш девиз «Всё получится у нас!».
II. Постановка темы урока.
Продолжи цепочку «Каштанка», Беглец", "Детвора", ……….. («Белолобый»).
Сегодня мы на уроке познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Белолобый». (прил.2, слайд1)
Познакомимся ………(с писателем А.П..Чеховым),
Вспомним …………(текст произведения, героев произведения,)
Побываем……….(на месте героев произведения)
Уточним………(кто такой Белолобый) (прил.2, слайд2)
III.Актуализация изученного.
1. Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова. Выступление учащихся.
А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице.(прил.1, слайд 1 В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.
В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. (прил.1, слайд 2).
В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. (прил.1, слайд 3)
Последнее десятилетие жизни А.П.Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 -1904 г. Он жил на даче в Ялте. (прил.1 слайд 40.
15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.
2. Знакомство с выставкой книг А.П.Чехова.
Выступление учащихся о прочитанных книгах.
IV. Постановка учебной проблемы.
Вы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Белолобый».
-Назовите героев произведения и действующих лиц. (Волчица, Белолобый, дед Игнат, Арапка, странник).
-Поставьте цель.
-Разобраться : кто герои рассказа, кто действующие лица? (прил.2, слайд 3)
V.Отношение к прочитанному.
1.Ответь на вопросы.
-Что можете сказать об этом рассказе? (рассказ интересный, вызывает чувство жалости волчиха, интересный щенок)
-Какое настроение вызвал рассказ?
-Как вы думаете, что делает рассказ живым и интересным? ( поведение щенка)
-Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобым?
2. Вопросы на понимание текста.
Тест-опрос по содержанию.
№
вопрос
ответ
Вариант ответа
1
У волчихе было 5 волчат.
нет
3
2
Волчиха была не молода, и чутьё у неё ослабело.
да
3
Волчиха была сильного здоровья.
нет
Слабого здоровья
4
В зимовье жил сторож Игнат, старик лет семидесяти.
да
5
Волчихе удалось попасть в сарай к Игнату в первую ночь.
да
6
Волчиха схватила ягнёнка.
нет
щенка
7
Волчиха съела щенка.
нет
Побежала от него
8
Щенок побежал домой, в зимовье.
нет
Он побежал за ней
9
Волчата играли с щенком
да
10
К ночи щенок соскучился и ушёл домой.
да
11
На следующую ночь волчиха не пошла на охоту.
нет
пошла
12
Волчиха по дороге к зимовью встретила щенка.
да
Она его обогнала
13
Волчихе удалось попасть в сарай.
нет
14
Ей помешал Игнат.
нет
щенок
15
Игнат оттрепал щенка за уши за то, чтобы он ходил в дверь.
да
Взаимопроверка. Оценка.
VI.Работа с текстом.
1.Чтение текста. Деление текста на части.
1часть. От слов «Голодная волчиха……где блеяли ягнята»
2 часть. От слов «В верстах в четырёх…..до слов Должно быть он хочет, чтобы я его съела.»
3 часть. От слов «Жила она с волчатами…..до слов и она отошла прочь».
4 часть. От слов «К ночи похолодало……..до слов Ходи в дверь!».
2. Работа в паре. Озаглавь каждую часть.
1.Волчиха.
2.Неудачный поход в зимовье.
3.Белолобый в гостях.
4.Второе неудачное путешествие волчихи. (проил.2, слайд 4)
Проверка. Обсуждение.
3. Словарная работа. (прил. 2, слайд 5)
Ярка – молодая овца.
Падаль – труп павшего животного.
Хлев – помещение для скота.
Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.
Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).
Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.
Механик – специалист, наблюдающий за работой машин.
Невежа – грубый, невоспитанный.
Слега – толстая жердь, брус.
VII.Работа над личностной характеристикой героев.
1. Работа над образом волчицы.
Выборочное чтение.
-Какие чувства вызывает у вас волчица? Проследите по тексту, как её изображает автор, как он выразил своё отношение к ней?
(волчица была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума, думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат, всё её пугало; была уже не молода, чутьё у неё ослабело, иногда сбивалась с дороги, питалась одной падалью)
-Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения.
-(Волчица вызывает у нас чувство жалости. Так Чехов умел писать о животном — нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но она у нас вызывает не злобу, не ненависть , а чувство жалости.)
2. Работа над образом Белолобого.
Выборочное чтение.
-Почему автор щенка назвал Белолобым? Найдите описание щенка в тексте.
- Кто наблюдает за игрой малышей?
(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.)
-Почему она спокойна?
- Кто считает, что Белолобый глупый? ( щенок скорее маленький, а не глупый)
- Неужели щенок действительно очень глупый? Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.
- Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте.
-Справедлив ли их вывод о щенке?
( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.)
-А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).
VIII. Работа с иллюстрацией.
Рассмотрим иллюстрацию. (прил 2, слайд 6)
Найдите эпизод, описанный на картине в тексте. Прочитайте.
Кто здесь изображён?
-Кого бы вы отнесли к героям рассказа, а кого к действующим лицам?
Ответы.
IX. Применение знаний . Работа в группах.
Составь описание
1 вариант Белолобого.
2 вариант волчицы.
Проверка.
X.Итог урока. Рефлексия.
Оцени себя.
Викторина по рассказу
А.П.Чехова «БЕЛОЛОБЫЙ»:
Назовите главных героев рассказа. (Бе-
лолобый и волчиха).
В какое время года происходит действие
рассказа и как оно описано в рассказе?
(Был уже март, но «по ночам деревья
трещали от холода, как в декабре, и едва
высунешь язык, как его начинало сильно
щипать» ).
Чем питалась волчиха? (Она уже не охо-
тилась на телят и крупных баранов, да-
леко обходила лошадей с жеребятами, а
питалась одной падалью).
Кого хотела волчиха украсть из хлева?
(Ягнёнка ).
А кого она схватила? (Щенка).
Как вёл себя щенок в логове волчицы?
(Махал хвостом, лаял на волчицу).
Как вели себя волчата со своим гостем?
(Они стали с ним играть и кусать его не
больно, а в шутку).
Кто спас ягнят от волчихи во второй раз?
(Щенок — Белолобый, он залаял и разбу-
дил большую собаку Арапку и сторожа
Игната).
Почему же сторож Игнат наказал Бело-
лобого? (Он подумал, что глупый щенок
повадился ходить в хлев, да не через
дверь, а в дыру крыши).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ