Урок внеклассного чтения 3 класс "А.П.Чехов «Белолобый»"

Урок внеклассного чтения 3класс

А.П.Чехов «Белолобый»

Цели:

1.Образовательные: формировать умение понимать главную мысль произведения, развивать умения составлять план текста, учить определять героев произведения и действующих лиц, передавать настроение средствами языка, совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения;

2.Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных.

3. Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе.


Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, презентация к урок.

План урока:

I. Мотивационный этап урока.

Я сегодня шла с хорошим настроением. Как вы думаете почему?

Сегодня у нас интересный урок.

На вас надеюсь я друзья

Мы хороший дружный класс

Наш девиз «Всё получится у нас!».

II. Постановка темы урока.

Продолжи цепочку «Каштанка», Беглец", "Детвора", ……….. («Белолобый»).

Сегодня мы на уроке познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Белолобый». (прил.2, слайд1)

Познакомимся ………(с писателем А.П..Чеховым),

Вспомним …………(текст произведения, героев произведения,)

Побываем……….(на месте героев произведения)

Уточним………(кто такой Белолобый) (прил.2, слайд2)

III.Актуализация изученного.

1. Знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова. Выступление учащихся.

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице.(прил.1, слайд 1 В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.
В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета.  В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. (прил.1, слайд 2).
В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. (прил.1, слайд 3)
Последнее десятилетие жизни А.П.Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 -1904 г. Он жил на даче в Ялте. (прил.1 слайд 40.

15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.


 2. Знакомство с выставкой книг А.П.Чехова.

Выступление учащихся о прочитанных книгах.


IV. Постановка учебной проблемы.

Вы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Белолобый».

-Назовите героев произведения и действующих лиц. (Волчица, Белолобый, дед Игнат, Арапка, странник).

-Поставьте цель.

-Разобраться : кто герои рассказа, кто действующие лица? (прил.2, слайд 3)


V.Отношение к прочитанному.

1.Ответь на вопросы.

-Что можете сказать об этом рассказе? (рассказ интересный, вызывает чувство жалости волчиха, интересный щенок)

-Какое настроение вызвал рассказ?

-Как вы думаете, что делает рассказ живым и интересным? ( поведение щенка)

-Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобым?

2. Вопросы на понимание текста.

Тест-опрос по содержанию.

вопрос

ответ

Вариант ответа

1

У волчихе было 5 волчат.

нет

3

2

Волчиха была не молода, и чутьё у неё ослабело.

да


3

Волчиха была сильного здоровья.

нет

Слабого здоровья

4

В зимовье жил сторож Игнат, старик лет семидесяти.

да


5

Волчихе удалось попасть в сарай к Игнату в первую ночь.

да


6

Волчиха схватила ягнёнка.

нет

щенка

7

Волчиха съела щенка.

нет

Побежала от него

8

Щенок побежал домой, в зимовье.

нет

Он побежал за ней

9

Волчата играли с щенком

да


10

К ночи щенок соскучился и ушёл домой.

да


11

На следующую ночь волчиха не пошла на охоту.

нет

пошла

12

Волчиха по дороге к зимовью встретила щенка.

да

Она его обогнала

13

Волчихе удалось попасть в сарай.

нет


14

Ей помешал Игнат.

нет

щенок

15

Игнат оттрепал щенка за уши за то, чтобы он ходил в дверь.

да


Взаимопроверка. Оценка.


VI.Работа с текстом.

1.Чтение текста. Деление текста на части.

1часть. От слов «Голодная волчиха……где блеяли ягнята»

2 часть. От слов «В верстах в четырёх…..до слов Должно быть он хочет, чтобы я его съела.»

3 часть. От слов «Жила она с волчатами…..до слов и она отошла прочь».

4 часть. От слов «К ночи похолодало……..до слов Ходи в дверь!».

2. Работа в паре. Озаглавь каждую часть.

1.Волчиха.

2.Неудачный поход в зимовье.

3.Белолобый в гостях.

4.Второе неудачное путешествие волчихи. (проил.2, слайд 4)

Проверка. Обсуждение.

3. Словарная работа. (прил. 2, слайд 5)
Ярка – молодая овца.
Падаль – труп павшего животного.
Хлев – помещение для скота.
Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.
Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).
Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.
Механик – специалист, наблюдающий за работой машин.
Невежа – грубый, невоспитанный.
Слега – толстая жердь, брус.


VII.Работа над личностной характеристикой героев.

1. Работа над образом волчицы.

Выборочное чтение.

-Какие чувства вызывает у вас волчица? Проследите по тексту, как её изображает автор, как он выразил своё отношение к ней?

(волчица была слабого здоровья, мнительная, вздрагивала от малейшего шума, думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат, всё её пугало; была уже не молода, чутьё у неё ослабело, иногда сбивалась с дороги, питалась одной падалью)

-Найдите в тексте слова, которые показывают, что автор понимает заботы волчихи и её трудности, что он очень хорошо знает её повадки особенности поведения. 
-(Волчица вызывает у нас чувство жалости. Так Чехов умел писать о животном — нам становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но она у нас вызывает не злобу, не ненависть , а чувство жалости.)
2.
Работа над образом Белолобого.

Выборочное чтение.

-Почему автор щенка назвал Белолобым? Найдите описание щенка в тексте.

- Кто наблюдает за игрой малышей?

(За игрой малышей, с одной стороны, с беспокойством наблюдают вороны, а с другой стороны, спокойно наблюдает волчиха.) 
-Почему она спокойна? 

- Кто считает, что Белолобый глупый? ( щенок скорее маленький, а не глупый)
- Неужели щенок действительно очень глупый?  Второй раз щенка обвиняют в глупости странник и сторож Игнат.

- Найдите диалог сторожа и странника. Прочитайте.

-Справедлив ли их вывод о щенке?

( Щенок совершенно не виноват в том, за что его наказывает Игнат.)

-А как бы вы поступили на месте сторожа? (Ответы детей).


VIII. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрим иллюстрацию. (прил 2, слайд 6)

Найдите эпизод, описанный на картине в тексте. Прочитайте.

Кто здесь изображён?

-Кого бы вы отнесли к героям рассказа, а кого к действующим лицам?

Ответы.


IX. Применение знаний . Работа в группах.

Составь описание

1 вариант Белолобого.

2 вариант волчицы.

Проверка.


X.Итог урока. Рефлексия.

Оцени себя.

Викторина по рассказу
А.П.Чехова «БЕЛОЛОБЫЙ»:


Назовите главных героев рассказа. (Бе-
лолобый и волчиха).

В какое время года происходит действие
рассказа и как оно описано в рассказе?
(Был уже март, но «по ночам деревья
трещали от холода, как в декабре, и едва
высунешь язык, как его начинало сильно
щипать» ).

Чем питалась волчиха? (Она уже не охо-
тилась на телят и крупных баранов, да-
леко обходила лошадей с жеребятами, а
питалась одной падалью).


Кого хотела волчиха украсть из хлева?
(Ягнёнка ).

А кого она схватила? (Щенка).

Как вёл себя щенок в логове волчицы?
(Махал хвостом, лаял на волчицу).

Как вели себя волчата со своим гостем?
(Они стали с ним играть и кусать его не
больно, а в шутку).

Кто спас ягнят от волчихи во второй раз?
(Щенок Белолобый, он залаял и разбу-
дил большую собаку Арапку и сторожа
Игната).

Почему же сторож Игнат наказал Бело-
лобого?
(Он подумал, что глупый щенок
повадился ходить в хлев, да не через
дверь, а в дыру крыши).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ