Технологическая карта по литературному чтению Тема: Чтение рассказа О. Донченко «Телёнок» 3 класс
Урок чтения и развития речи в 3 классе
Ф. И. О. педагогов: Шалаганова Лариса Ивановна, учитель начальных классов, Кижапкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы. ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Предмет: Чтение и развитие речи.
Класс: 3
Тип урока: комбинированный
Тема: Чтение рассказа О. Донченко «Телёнок».
Цель: формирование навыка сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная.
К концу урока мои ученики будут знать:
будут уметь: устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, опираясь на собственный опыт
приобретут навыки сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.
смогут поразмышлять о трудолюбии и заботливом отношении к животным.
2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико – синтетическую деятельность; развивать устную речь учащихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Коррекционно - воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.
Дидактические материалы к учебному занятию: телевизор с «бегущей лентой», «Цветик-семицветик» (с диалогами), «Волшебная палочка», таблица Тоцкого, набор вопросов, у каждого ребенка вопросы без вопросительного слова.
Технологическая карта с дидактической структурой коррекционного урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент.
Слайд 1. «Солнышко»
Произносят звуки на выдохе: «А», «О», «У», «И», «Э», «Си»;
упражнение на зрительное восприятие
Чтение детьми хором
стихотворения.
Приветствие.
Речевая разминка!
Показывается картинка «Мои друзья».
-Можно ли обозначить одним словом то, что изображено на картинке?
Учитель:
- Прочитаем знакомое нам стихотворение хором, одновременно массируя кончики ушей.
работа с таблицей Тоцкого М.П.;
1.Л Б В Г Л
2. Е Ё Ж И
3. Й К Л М Н
4. О П PC T
5. У Ф X Ц Ч
6. Ш Щ Ъ Ы Ь
7. Э Ю Я
Ответы детей.
Можно, это домашние животные
Подготовительное чтение знакомого стихотворения по «бегущей ленте» с одновременным проговариванием и массажем ушей.
Отработка речевых навыков, правильности произношения
Отработка навыков правильного чтения
Развитие артикуляции, фонематического слуха
Развитие зрительного восприятия
Проверка домашнего задания.
Слайд 2.
Дети читают вслух пословицы.
Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали
дома в нашей картинной галерее.
У вас на столах лежат полоски бумаги с пословицами.
Попробуйте к каждому рисунку подобрать пословицу, предварительно прочитайте вслух их.
Учитель:
- Какую тему мы изучаем?
Дети подбирают пословицы к рисункам.
Учимся трудиться
Воспитание любви к труду
Развитие чувства вкуса, правильного чутья речи, кругозора
Изучение нового материала.
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Беседа.
Дети угадывают, что это бык.
Дети выполняют дразнилку с движением пальцев (2 раза).
Слушают образцовое чтение учителя.
Работа над содержанием.
На заданные вопросы дети отвечают.
Релаксация. (Восстанавливает работоспособность.)
.
а) «ЭХО» чтение слов с объяснением смысла (на доске).
ПИ-ТО-МЕЦ - тот, кого кормят, воспитывают, заботятся;
ВЕ-ТЕ-РИ-НАР-НЫЙ врач - лечит животных;
БЛА-ГО-ПО-ЛУЧ-НО - удачно, успешно;
ОТ-ТОЛ К-НУВ-ШИСЬ - толчком от чего-то;
ЗА-ВЕ-ДУ-Ю-ЩИЙ -заведует фермой;
ОТ-ЧА-ЯН-НЫЙ - зов - безвыходный,
Сначала дети кричат тихо, по сигналу учителя: «громче, ещё громче», сила голоса увеличивается».
Дети читают после учителя, обращая внимание на ударение, по слогам, а затем целым словом.
б) Чтение слов со стечением согласных.сла-слабый сто - стоял
сде-сделал кре-крепкий
при-прибавлял здо-здоровый
сми-смирный
Проговаривание с хлопками слов из словаря. ТЕ-ЛЕ-НОК, КО-РО-ВА, СА-ХАР
Ученики по желанию подходят к доске и срывают лепесток с диалогом, читают, соблюдая интонацию);
Дети (3 группы) по очереди разыгрывают сценку ««Мама и Митя».
Дети читают предложения по цепочке, передавая друг другу палочку. По сигналу учителя (стук карандаша или хлопок) меняется способ чтения).
Чтение с заданием.
Составляют картинный план.
Читают «про себя».
Детям показывается телевизор с бегущей лентой (рис. 2.1).
- Что нужно, чтобы животные выросли? - Сейчас мы будем читать рассказ О. Донченко «Телёнок». (Выставляется иллюстрация к рассказу «Телёнок».
- Как можно назвать по-другому телёнка, когда у него появятся рога? (Бык, корова).
-Давайте проговорим дразнилку-скороговорку бычка!
1. Чтение текста учителем.
- Я буду читать текст, а вы подумайте, о ком говорится в этом рассказе после прочтения текста.
- Найдите нужное вопросительное слово и прочитайте вопрос полностью.
На заданные вопросы дети отвечают. (За правильность выполнения необходимо стимулировать детей жетоном.)
- А теперь немного отдохнем
Словарная работа.
А какие слова непонятны?
На доске словарные слова , давайте их объясним, как вы их понимаете, а затем я открою створку на доске и мы узнаем, правильно ли мы думали.
«М-ма-э-э-э!» (За- Какие два слова обозначают одинаковый смысл.
-
Два слова противоположные по смыслу (например: большой – маленький, написано на доске)
А теперь проговариваем слова при помощи хлопков.
IV. Логоритмическая физминутка «Курица и цыплята»
а) игра «Цветик-семицветик»,
б) драматизация сцены «Мама и Митя».
(театрально- игровая технология),
в) чтение по цепочке с «Волшебной палочкой»,
г) чтение по цепочке способом «2+2». Учитель, взяв палочку у последнего читающего, начинает читать два предложения, предварительно предупредив детей:
-Читаем способом «2+2», продолжаем чтение.
е) составление картинного плана.
- Восстановите последовательность событий. (Вывешивается отрывок из текста с замазанными окончаниями.)
И стал маль[][][]
ухажив[][][]
за теленк[][].
Кормил его молок[][] из ложк[],
в моло[][]
прибавл[][] саха[]. . Два раза
в день менял соломенн[][] подстилк[][]
и, как ребенЦ], мыл тепл[][]вод[][]с мыл[][]
- Прочитайте отрывок глазами без голоса.
- К какой картинке относится отрывок?
- Найдите ошибку.
В этом отрывке имеется ошибка вместо слова «кормил телёнка из соски» написано слово «из ложки»
(Трудиться.)
Предлагается схема: I II I.)
Дразнилка-скороговорка: Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка была губа тупа
1 раз - сидя, надавливая на подушечки всех пальцев большим «пальник здоровается», создавая ритм.
2 раз - это же движение выполняется с прыжками.
III. Работа над новым текстом.
Ответы детей.
В рассказе говорится о мальчике Мите и теленке.
. У каждого ребенка на столе лежит вопросительное предложение без вопросительного слова У «слабых» - полное предложение. Слова-вопросы развешены и разложены по классу.
Одновременное сжимание кулачков и зажмуривание глаз с напряжением и задержкой дыхания (3 раза).
безнадежный.
Объясняют
- Давайте крикнем отчаянно так же, как кричал телёнок.
.
После этой работы учитель закрывает левую часть и просит детей восстановить слова по памяти;
(После сцены дети хлопают, как в театре)
Учитель читает 2 предложения, ученик повторяет последнее и продолжает читать следующие 2 предложения, затем снова учитель и второй ученик и т.д. (Все дети должны прочитать по одному разу).
(По сигналу учителя начинается хоровое чтение с подчеркиванием слов карандашом на слово «стоп». По сигналу «стоп» нужно подчеркнуть слово и продолжать хоровое чтение дальше до определенного сигнала. Текст до конца читать не обязательно. В этом задании самому внимательному вручается жетон).
(Выставляются 3 картинки по содержанию из текста)
Умение работать по схеме.
Умение правильно
произносить звуки.
Умение подбирать вопросительное слово
Умение четко произносить слова.
Умение находить противоположные по смыслу слова
Работа над интонационной стороной речи
Работа по развитию и применению театральных жестов
Отработка навыков чтения
коррекция зрительного и слухового восприятия.
Развитие артикуляции, коррекция пространственного мышления и двигательных навыков
Развитие речи
Развитие памяти
Развитие речи
Развитие ритма
Развитие речи
Закрепление нового материала.
Слайд 10.
Что нового узнали?
О чем расскажете родителям?
Рефлексия.
Слайд 11.
.
Спасибо всем!
-Я очень довольна.
- Молодцы!
- Давайте отметим лучших.
- Подсчитаем количество жетонов.
- Похлопаем победителям.
V. Домашнее задание.
1. Найдите отрывок, относящийся к нашей странице, и выразительно его прочитайте.
2. Перескажите рассказ согласно нашему плану.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ