Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот , кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» (Э.Тоффлер)

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка не только информацией, которая неизбежно забудется, а умением учиться.

Национальная образовательная политика «Наша новая школа» декларирует, что « главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Актуальной проблемой новой школы является обучение учащихся способам добывания и переработки информации. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. К сожалению, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир – другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

В связи с этим возникают противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

между количеством часов (2 часа в неделю в 4 классе) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Исходя из этих противоречий, передо мной встала такая педагогическая проблема: как организовать образовательный процесс, способствующий развитию читательской компетентности у обучающихся в условиях действующих образовательных стандартов и при переходе на новые образовательные стандарты. Я, как педагог, призванный сегодня реализовывать Стандарты, сама училась и много работала по программам и учебникам знаниевой школы. Теперь же мне предстоит кардинально изменить технологии обучения, методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно формировать у обучающихся потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Поэтому целью моей работы является создание базы эффективных методик, методов и приёмов по формированию читательской компетентности.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:

  • определить наиболее эффективные приёмы, методы и технологии формирования читательской компетентности младших школьников;

  • повысить интерес к чтению, создать условия для мотивации учебной деятельности,

  • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих проектах.

Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников;

изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;

повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению .

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Этапы формирования читательской компетентности младших школьников:

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке .На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.

В течение подготовительного этапа учащиеся под руководством учителя осваивают следующее содержание обучения.

Круг чтения

Приёмы читательской деятельности

Детская художественная книга объёмом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;

равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о её героях, о детях, о растениях, о приключениях.

Восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя, ориентировка по обложке и иллюстрациям внутри книги после её прочтения вслух;

освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор.



Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении ( чистоговорки, скороговорки)

  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память ( приём жужжащего чтения)

  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя .

В процессе овладения техникой чтения применяется технология чтения вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности М.И. Омороковой.

Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, вышеперечисленные упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

Рассмотрим, как изменилось содержание обучения на начальном этапе читательской подготовки учащихся.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

детская художественная и научно – художественная книга объёмом 8 – 30 страниц с усложнённым оформлением,

дифференциация книг по жанрам,

произведения для самостоятельного чтения объёмом от 140 до 400 слов

Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения



Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно – методических правил:

  • оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте ,так и в с помощью отметки

  • подбор книг по теме

Особое внимание на данном этапе следует уделить развитию оперативной памяти. Это связано с тем, что ребёнок во втором классе при чтении предложения из 8 – 10 слов, дочитав до середины, часто забывал первое слово, в результате чего не мог уловить смысл предложения.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников могут являться зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Они состоят из набора по 6 предложений в каждом. Каждое предложение длиннее предыдущего на 1 – 2 буквы. Время работы со всеми наборами – 2 месяца. За это время оперативная память второклассников может развиться настолько, что каждый ребёнок сможет запомнить предложение из 8 – 9 слов, не забывая первого.

Третий, основной этап – это непосредственно формирование действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на данном этапе – увлекать детей чтением всё новых и новых книг, обучать их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

Русская, зарубежная и детская книга, художественная и научно-познавательная, объёмом от 16-18 страниц до 150 страниц

Ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

воспроизведение книги по эпизодам;

освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, жанр – книги, жанр - авторы



К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым.

Приёмы, применяемые на данном этапе обучения:

  • «Знаю – Хочу узнать -Узнал».

Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что узнали о А.С.Пушкине и его произведениях что нового узнали о писателе и что бы хотели узнать. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации. Работе с дополнительной литературой.

  • Чтение с остановками. Этот вид чтения способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию.

  • Приём Синквейн. Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведения, своё понимание художественного образа можно с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

Круг чтения

Приёмы самостоятельной читательской деятельности

русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно – познавательная и справочная литература для младшего школьника, без ограничения в объёме,

детская периодическая печать,

автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой,

приключенческая детская книга,

книги о писателях, художниках, артистах

ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения,

воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану,

обращение к справочной литературе и материалам из периодики,

освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги



Заключительный этап имеет своей целью углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Новыми формами работы могут стать:

  • беседы – дискуссии ( в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)

С целью интенсификации бесед – дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.

В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

  • диспуты,

  • литературные праздники,

  • встречи с интересными людьми,

  • конкурсы сочинений на заданную тему

  • элементы драматизации

Интересный приём, позволяющий эффективно формировать читательскую компетентность, - использование «дерева вопросов».

Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.

1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста : Кто? Что сделал? Куда? Где?

2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?

3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся.

Этот приём помогает понимать текст, искать ответы на вопросы.

Для обогащения субъективного опыта учащегося применяются следующие приёмы анализа литературного произведения.

  • Анализ образа конкретного героя ( текст письменный и устный)

  • Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту ( развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов следует применить технологию деятельностного метода, которая позволяет на уроках по разным учебным дисциплинам включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий.

  • Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.

  • Рассказ от имени героев ( речевое развитие)

  • Работа с иллюстрациями к произведению.

  • Театрализация.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я буду применять задания следующих видов:

  • Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки)

  • Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях

  • Тесты по изученному произведению, теме, разделу

  • Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного

  • Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности

  • Комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений ( в конце каждого полугодия)

  • Итоговые тесты ( вид комплексной разноуровневой контрольной работы)

  • Контрольные работы для проверки умений работать с книгой

Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению , сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания .Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.





Используемая литература:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Д.И.Фельдштейн .Примерная основная образовательная программа.

Образовательная система «Школа 2100» -М.; Баласс , 2011

Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011

В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011

В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения» - М; 1996

10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ