Интегрированный урок в 5 классе на тему: «Дети и война» (К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»)
Интегрированный урок в 5 классе (литература и история) на тему:
«Дети и война»
(К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).
Эпиграф:
Заря вставала над землей, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды.
Притихли дети.
(И. Мордовина.)
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит песня
Ассоциации.
- Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «дети»?
- А когда слышите словосочетание «дети и война»?
4. Просмотр слайдов (Приложение 1.)
5. Учитель истории с учащимися – о событиях июня 1941 года, о Брестской крепости.
6. Библиотекарь – о книгах про Брестскую крепость.
7. Заочная экскурсия в крепость (учитель истории).
8. Учитель литературы – о стихотворении Симонова.
9. Прослушивание стихотворения в исполнении А. Смолякова.
10. Анализ произведения.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- О чем оно, его тема?
- Откуда везли мальчишку?
- Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)
- Почему он седой?
- Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.
- Какие же события ему пришлось пережить?
- Можно ли сказать, что десять дней, которые прожил мальчишка в осажденной крепости, – подвиг?
- Какие строки передают отношение автора к увиденному?
- Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?
(Метафоры.)
- Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец; лирический герой-автор, та женщина, о которой он вспоминает.)
- Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)
- Почему повествование прерывается этим диалогом с женщиной?
- В чем лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли, клянется мальчишке?
- В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать свою Родину?
11. Итоги.
- Закройте глаза и вспомните стихотворение. Какой образ возникает перед вами?
- Как по-вашему, зачем Симонов написал это стихотворение?
- Продолжите фразы:
Прослушав стихотворение Симонова,
я понял, … .
я почувствовал, … .
я подумал, … .
12. Дома: наизусть стихотворение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ