Исследовательско-творческая деятельность учащихся на уроках литературы как средство стимулирования их познавательного уровня (из опыта работы)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»









Исследовательско-творческая деятельность учащихся

на уроках литературы как средство стимулирования

их познавательного уровня

(из опыта работы)







подготовила

учитель русского языка и литературы

Ольхова Оксана Николаевна



















Белгород 2010

Исследовательско-творческая деятельность учащихся

на уроках литературы как средство стимулирования

их познавательного уровня



Ольхова Оксана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

вторая категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода»


Организуя исследовательскую работу учащихся на уроке словесности, педагог преследует определённые цели: стимулировать познавательную деятельность, привить ученику исследовательские навыки, развивать творческое мышление, наблюдательность, ассоциативное мышление, развить личность исследователя и помочь его самоопределению. По утверждению А.И. Савенкова: «Обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшим условием активизации познания и творчества» (6,23).

Ключевую роль при исследовательской работе играет способ получения знаний, стимулирующий самостоятельность школьников и способствующий приобретению опыта их применения для решения учебных и жизненных задач. Учитель на таком занятии берет на себя функцию оказания посильной помощи, становится проводником, сопровождающим школьника на пути познания и творчества.

На уроках литературы необходимо развивать у учащихся умения и навыки исследовательского поиска: работать с текстом и книгой, видеть проблемы, задавать вопросы, находить примеры, выполнять работу с источником информации, приводить факты, подтверждающие идею, выработать индивидуальные приемы эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Успешно позволяют осуществить данные задачи уроки-исследования, которые дают возможность учащимся в полной мере овладеть правилами анализа литературных произведений разных жанров. Поэтому учителю–словеснику следует целенаправленно руководить любым этапом исследовательской деятельности. При этом главное на уроке – исследование художественного материала, как писал великий Пушкин «Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Большой интерес у моих учеников вызвало творчество Н.В. Гоголя. На одном из уроков, посвященном сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», ребята проводили исследовательскую работу, отвечая на проблемный вопрос, с целью выяснения художественных особенностей произведений. В итоге занятия ребята пришли к выводам, которые они представили в форме тезисов: во-первых, сказочные образы вводятся Н.В. Гоголем в произведения с целью передачи особенностей украинского фольклора, во-вторых, человеческие пороки высмеиваются через образы мистических героев.

В качестве домашнего задания уместно предложить выполнение творческих работ: написать письмо одному из персонажей сборника или самому

Н.В. Гоголю, выполнить презентацию на тему «Как я был исследователем», где бы отразились все аспекты исследования на уроке и собственное мнение о проделанной работе, можно предложить создать творческие блоки: синквейн, бином фантазии, кроссворд. Эти формы домашнего задания должны составлять неотъемлемую часть пройденного материала на уроке литературы, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Хочу отметить, что исследовательская деятельность на уроке литературы способствует формированию работы с сочинение. Не секрет, что в последнее время появились многочисленные шпаргалки, готовые сочинения, тиражируемые различными издательствами. Естественно, это требует от ученика ответной реакции. Важно направить исследовательскую деятельность учащихся в русло обыденной жизни, убедить, что в сочинении необходимо отразить собственный жизненный опыт.

Например, когда был объявлен конкурс сочинений «История моей семьи в истории родного края», ребята занимались исследовательско-творческой деятельностью, которая проявилась в беседе со своими пожилыми родственниками о жизни страны в трудные годы, в создании генеалогического древа. Так родились очень интересные и индивидуальные работы, отражающие события конкретной семьи. Одно из таких сочинений стало победителем на городском конкурсе.

В ходе подобной исследовательской деятельности закономерно повышение культурно-познавательного уровня учащихся, потому что они познают жизнь своей страны, своей семьи и самого себя.

Весьма интересным оказался конкурс творческих работ, посвященный 65-летию Победы. На уроки литературы военной тематики ученики приносили семейные документы и письма солдат с фронта. Ученики с увлечением занимались исследованиями семейных реликвий, беседовали с ветеранами и тружениками тыла. В результате появились сочинения «Я горжусь твоим подвигом, солдат!», «История одной награды», «Суровые дни блокады Ленинграда».

Таким образом, исследовательская деятельность открывает для учащихся возможность реализовать свои творческие способности, ощутить познавательную энергию культуры своей страны.

Одной из разновидностей методов исследовательской деятельности на уроках литературы в старших классах является метод учебных проектов. Учебный проект – это организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной темы или раздела (7, 12). В школе можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, формулировать и решать проблемы. Работа над проектом должна начинаться с обозначения проблемы, установления целей и задач, конкретизации темы. Затем следует приступать к сбору материалов. Существуют следующие методы сбора информации: работа с теоретической базой (энциклопедические словари), использование библиотечных ресурсов, просмотр периодической печати. После сбора материалов проводится процесс обработки и обобщения сведений. На данном этапе педагог (руководитель проекта) должен проявить ведущую роль и научить ученика правильному оформлению выводов и предоставлению результатов исследовательской деятельности. С этой целью уместно проводить изучение опыта по решению аналогичных задач (5, 25).

С требованиями выполнения исследовательской работы необходимо знакомить старшеклассников перед началом исследования: актуальность темы, объем и полнота работы, ее самостоятельность и законченность, уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, аргументированность выводов, правила оформления.

Следующий этап работы над исследовательским проектом - его публичная защита. Важно знакомить учащихся с критериями данного процесса:

  1. Качество изложения материала.

  2. Объем и глубина знаний по теме.

  3. Культура речи.

  4. Аргументированные и полные ответы на вопросы.

  5. Деловые и волевые качества докладчика.

Элемент исследования должен находить свое место на каждом уроке литературы. Изучая творчество отдельных писателей, следует совместно с учениками проводить анализ художественных произведений, находить особенности языковых средств, выделять основную идею и аргументировать ответы в рамках исследовательского поиска.

Следовательно, приобщение учащихся к подобной работе дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. Используя творческие методы, учитель может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. С.24-34.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  3. Бреховских Л.М. Как делаются открытия // Развитие исследовательской деятельности учащихся.– М., 2001. С.5-29.

  4. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы // Наука в школе. – М.: НТА «АПФН», 2003.Т.1. С.82-82.

  5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001.

  6. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ