итературное чтение Тема урока: В.Г. Сутеев «Под грибом»1 Клас

1



1 класс

УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Литературное чтение

Авторы учебника: Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).


Тема урока: В.Г. Сутеев «Под грибом»

Цели:

Познавательные: учебные – овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Коммуникативная: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Тип урока: решение частных задач.

Оборудование: учебник, выставка книг В.Г Сутеева, портрет писателя, плакат с рисунками грибов, русские народные сказки “Теремок” и “Рукавичка”, карточки с трудными словами, конверты с частями пословиц: “Без беды друга не узнаешь”, “Нет друга - ищи, а нашёл – береги”, Дружат – как кошка с собакой”, “Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков”.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

3. Постановка темы и цели урока.

4. Физкультминутка.

5. Усвоение новых знаний и способов действий

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

Ученик читает наизусть четверостишье:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте скороговорки, чётко произнося слова: (На доске):

Три скороговорки
Прокатились с горки.

Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!

3. Постановка темы и цели урока

Ребята, а вы любите фантазировать? А ходить на прогулку в лес? А сейчас хотите совершить такую прогулку, только не выходя из класса, по представлению? Мне тоже нравится гулять по лесу, особенно в конце лета или в начале осени, когда появляются грибы. Тогда давайте немного пофантазируем и мысленно попутешествуем по летнему лесу, не выходя из класса. Но прежде, чем мы отправимся в такое путешествие, сначала познакомимся с несколькими правилами поведения в природе. Правил таких много, о них написаны целые книги. И мы постепенно со всеми из них познакомимся.

Итак, на чём же мы отправимся в гости? (Мы пойдём пешком). Почему? (Потому что в лесу нельзя шуметь). Вот вам и первое правило лесной вежливости. Оно больше для пользы гостей, т.е. для нас с вами. Об этом нам расскажут Света и Лена, которые хорошо знают эти правила. (Девочки заранее получили это задание).

Иногда люди в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не узнает, что происходит в лесу, не услышит, как дятел в своей кузнице долбит, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметит. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали.

Запомнили эти правила? Тогда, в путь! (Физминутка ).

Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой).
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
(Раз-два, раз-два – позади теперь вода).
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Марш на месте, не спеша, как погода хороша!

Отгадайте загадку:

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(Гриб)

- Вы правы, очень приятно найти маленький грибок, тот, мимо которого, не заметив, прошли другие люди. Такой же грибок приметил Владимир Григорьевич Сутеев и написал о нем сказку. В.Г. Сутеев – детский писатель и художник. Он написал много сказок для детей и сам их иллюстрировал. А еще В.Г. Сутеев – это художник-мультипликатор.

- Какие сказки этого писателя вы помните? (“Мешок яблок”, “Кто сказал “Мяу”?”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”, …).

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Работа в парах (по карточкам).

Карточка 1.

- Прочитайте слова с карточек сначала по слогам, а затем целыми словами:

спря-тать-ся

спрятаться

пе-ре-жи-да-ет

пережидает

по-тес-ни-лись

потеснились

про-мок-ла

промокла

ма-лень-кий

маленький

нем-нож-ко

немножко

Карточка 2.

- Соедините словосочетание с его значением:

дождь пережидает (ждёт, когда кончится дождик)

кое-как уместился (еле, чуть…)

вода ручьём течёт (льётся струйкой)

потеснитесь немножко (подвиньтесь ближе друг к другу).

5. Чтение сказки В.Г.Сутеева “Под грибом” учителем 1, 2, 3 частей.

- А что было дальше, вы узнаете после небольшого отдыха.

Игра “День и ночь”. – Ночь! (Дети закрывают глаза.)

Физминутка

Реснички опускаются, …
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают, …
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!

- День! (Дети открывают глаза).

- Чтение 4, 5. 6 частей сказки.

- Беседа по содержанию сказки.

- Понравилась ли сказка? Чем?

- Какую известную сказку напоминает сказка “Под грибом”? (Теремок”, “Рукавичка”. Показываю эти книги).

- Кто первым появляется в сказке “Теремок”? А в сказке “Под грибом”?

- Каких героев этой сказки нет в сказке “Теремок”? (Муравья, Бабочки, Воробья).

- В чём сходство сказок? (Звери продолжают приходить).

- В чём их различие? (Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца).

- Чему можно порадоваться в этих сказках? (Дружелюбию, взаимовыручке, желанию помочь).

- Чтение и анализ произведения.

  • Прочитайте сказку самостоятельно, шёпотом (чтение по группам).

  • Чтение сказки “цепочкой” вслух. (Обращаю внимание на выразительность).

  • Восстановление последовательности сказки и выборочное чтение:

- Кто первый нашёл грибок? (Муравей).

- Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).

- Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?

- Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).

- Прочитайте её просьбу.

- Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей, пожалуйста).

- Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания, …)

- Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).

Работа с иллюстрациями к сказке.

- Рассмотрите иллюстрации. Правильно ли художник передал последовательность событий сказки? Восстановите последовательность.

- Каких героев художник не изобразил? (Лягушку).

- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? (Лягушка).

- А то говорится о ней в сказке, прочитайте.

- А вы догадались? (Гриб вырос).

Работа с пословицами (работа в группах)

- Сейчас поработаем в группах. На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из этих пословиц отражает главную мысль сказки В.Г.Сутеева.

«Не в свои сани не садись»

«В тесноте, да не в обиде»

- Какую из этих двух пословиц можно сделать названием сказки «Под грибом»?

- К какой пословице подходит иллюстрация в учебнике?

- Как бы вы нарисовали эту пословицу?

- Почему в сказке В.Г. Сутеева всё кончилось благополучно?

11. Итог урока. Рефлексия.













Использованная литература:

  1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. ; ч.1 – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).


  1. Обучение грамоте (чтение). Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Начальная школа XXI века» / авт.сост. Е.А.Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2011. -110с.


  1. Программа: авторы - составители: Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова Литературное чтение 1 класс, М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г.


  1. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой., А.О. Евдокимовой «Букварь». Ч. 1 / авт.сост. И.Г.Смирнова, С.В.Николаева. Волгоград: Учитель, 2011. – 111с.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ