Итоговый тест по литературе за курс основной школы, 9 класс
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Итоговый тест
по литературе за курс основной школы
9 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Итоговая аттестация по литературе за курс основной школы (9класс)
1.По характерным признакам определите идейно- эстетическое направление художественного метода в русской литературе 18-19 веков.
Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип «подражания природе», конфликт между чувством и долгом.
1)классицизм
2)романтизм
3)сентиментализм
4)реализм
2.К какому идейно-эстетическому направлению в литературе 18-19 веков принадлежит «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина:
1)классицизм
2)сентиментализм
3)реализм
4)романтизм
3.Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие:
1)баллада
2)ода
3)песня
4)сонет
4.Эпиграф – это:
1)Относительно короткий текст, помещаемый автором перед произведением или его частью и призванный кратко выразить идейный смысл следующего за ним текста.
2)Относительно самостоятельная часть литературного произведения, одна из единиц художественного членения текста.
3)Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделённая от основного повествования с целью сообщения дополнительных средств.
А.С.Грибоедов
5.А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:
1)Скалозуба
2)Молчалина
3)Чацкого
4)Софью
6.Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Кому из героев принадлежат следующие фразы:
«Подписано, так с плеч долой», «Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый», «Во вторник зван я на форели», «Кто беден, тот тебе не пара».
1)Чацкому
2)Молчалину
3)Скалозубу
4)Фамусову
7.Афоризм – это:
1)Художественное обоснование поступков персонажей.
2)Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.
3)Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.
8.Композиция – это:
1)Эпизод литературного произведения.
2)Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
3)Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
4)Столкновение, противоборство персонажей.
9.Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого:
1)Фамусов
2)Софья
3)Молчалин
4)Хлёстова
5)Лиза
10.Каким восклицанием заканчивается комедия:
«Карету мне, карету!»
«Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»
«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
«В деревню, к тётке, в глушь. В Саратов!»
А.С.Пушкин
11.Какое литературное направление наиболее близко Пушкину в начале творческого пути:
классицизм
реализм
сентиментализм
романтизм
12.Что называют лирикой:
Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.
Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.
Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение.
13.Определите стихотворный размер приведённого отрывка:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с вами?
Обычай деспот меж людей».
Ямб
Хорей
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
14.Как называется трёхсложный размер с ударением на втором слоге:
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Ямб
Хорей
15.Определите, кому из героев романа «Евгений Онегин» соответствует данная характеристика:
«Молодой повеса», «он умён и очень мил», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «мог он лицемерить», «как женщин, он оставил книги», «ярём он барщины старинной оброком лёгким заменил», «русская хандра им овладела понемногу».
Д. Ларину
Онегину
Ленскому
16.О ком идёт речь в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»:
«Певец, неведомый, но милый»
А.С.Пушкине
Е.Онегине
В.Ленском
17.Что такое «онегинская строфа»:
Строфа из 14 стихов, с оригинальной рифмовкой: перекрёстная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие. Каждая строфа – законченная картина.
Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
Строфа из 16 строк, разделённая на 4 четверостишия.
18.Кулиминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:
Дуэль Онегина и Ленского.
Объяснение Татьяны в любви Онегину.
Бал в доме Лариных.
Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя.
19.Кульминация – это:
Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.
20.Лирическое отступление – это:
Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.
Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.
Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы.
21.С каким литературным обществом связано имя Пушкина после окончания Лицея:
«Беседа любителей русского слова»
«Зелёная лампа»
«Союз благоденствия»
«Северная пчела»
«Отечественные записки»
22.Какое литературное направление наиболее близко Пушкину в начале творческого пути:
классицизм
реализм
романтизм
сентиментализм
23.Из какого стихотворения взяты следующие строки:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья…
«К Чаадаеву»
«Вольность»
«Деревня»
«Поэт»
24.Описывая святочные гадания в романе «Евгений Онегин», А.С.Пушкин следует за:
Батюшковым
Жуковским
Державиным
Сумароковым
25.Определите жанр «Капитанской дочки».
рассказ
исторический роман
авантюрная повесть
историческая повесть
социально-бытовой роман
26.Определите проблематику «Капитанской дочки»:
проблема чести и долга
проблема отцов и детей
проблема народного восстания
проблема любви и измены
проблема крепостничества
М.Ю.Лермонтов
27.Назовите основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова:
одиночество
зависть
измена
свобода
усталость
28.В поэзии Лермонтова воплотились принципы:
реализма и сентиментализма
романтизма и классицизма
реализма и романтизма
классицизма и реализма
29.Какой эпизод в поэме «Мцыри» является кульминационным:
встреча с молодой грузинкой
воспоминания героя о доме
бой с барсом
исповедь Мцыри
30.Как трактуется образ Ивана Грозного в «Песне…про купца Калашникова»:
жестокий царь
царь добрый, справедливый
совмещаются два начала – жестокость и благородство
31.Гипербола – это:
Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.
Изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующие на читателя.
32.По идейному содержанию произведения Лермонтова определите его название:
протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к Родине.
«Песня про купца Калашникова»
«Мцыри»
«Демон»
33.Определите идею романа «Герой нашего времени»:
Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.
34.О ком из героев романа «Герой нашего времени» идёт рассказ:
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»
Грушницкий
Печорин
Максим Максимыч
Доктор Вернер
35.В чём трагедия Печорина:
В конфликте его с окружающими.
В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский)
В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
В эгоистичности.
36.Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придаёт произведению характер психологического:
«Бэла»
«Тамань»
«Фаталист»
«Княжна Мери»
«Максим Максимыч»
Н.В.Гоголь
37.Кому принадлежала идея «Ревизора»:
Гоголю
Жуковскому
Пушкину
Белинскому
38.В большинстве художественных произведений принято деление героев на положительных и отрицательных. Назовите положительного героя в комедии «Ревизор»:
Хлестаков Иван Александрович
Осип
Смех
Ляпкин-Тяпкин
Нет такого
39.Какой из приведённых эпиграфов относится к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»:
«И жить торопится, и чувствовать спешит».
«Береги честь смолоду»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
40.Определите жанр «Мёртвых душ» (авторское определение).
роман
повесть
роман-эпопея
роман-хроника
поэма
41.В «Мёртвых душах» главная тема:
жизнь помещиков
жизнь чиновников
жизнь крестьянства
столичная жизнь
жизнь России
42.Смысл названия произведения «Мёртвые души» заключается в том, что:
Автор объявил «мёртвыми душами крепостников и чиновников.
Автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами.
Автор не раскрывает в произведении смысла названия.
43.Кого из героев Гоголь намеревался провести через жизненные испытания к возрождению (2 том):
Чичикова и Манилова
Манилова и Ноздрёва
Ноздрёва и Плюшкина
Плюшкина и Чичикова
Чичикова и Собакевича
44.Какую роль играет мотив дороги, проходящей через всё произведение в поэме Гоголя:
Показывает необъятные просторы Родины и красоту русской природы.
Способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы.
Является связующим звеном между помещиками во время путешествия Чичикова.
Использованная литература
Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Первая половина XIX века. М.: Издат-Школа, 1998
Ильина В.А. Литературные викторины. Волгоград.: Учитель-АСТ, 2001
Бельская С.С. Литературные викторины. М.: Просвещение. 2003
Тесты. Литература. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1997
Ответы:
– 1
– 2
– 2
– 1
– 3
– 4
– 2
– 2
– 2
– 2
– 4
– 1
– 1
– 2
– 2
– 3
– 1
– 4
– 1
– 3
– 2
– 3
– 1
– 2
– 2
– 1
– 1
– 3
– 3
– 3
– 3
– 2
– 1
– 2
– 2
– 4
– 3
– 3
– 3
– 5
– 5
– 1
– 4
– 2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ