Конспект урока "Пушкин - это наше всё". Ролевая игра "Дуэль" 10 класс

Донецкая гимназия №21




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС
















Подготовила учитель русского языка и литературы

Донецкой гимназии №21


Тарасова Людмила Дмитриевна















Донецк



2013


Л.Д. Тарасова,

учитель русского языка и литературы Донецкой

гимназии № 21








Использование ролевых игр на уроках

Использование игровых форм для проведения уроков уже давно вошло в повседневную практику учителей. Обучение необходимых навыков в ходе игры является обязательным компонентом развития школьников. Похожие методы позволяют повысить познавательный интерес учащихся, дают им возможность расширить и закрепить знания по той или другой теме.

Ролевые игры позволяют учителю эффективно использовать чрезмерную активность учащихся, направляя ее в полезное русло. Они формируют у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми, умения четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести конструктивную дискуссию и находить компромиссные варианты решений. Хотя, как и любой другой метод обучения, ролевые игры имеют и свои недостатки. Преимущества и недостатки ролевых игр были сформулированы О.Г. Козленко.

Преимущества ролевых игр:

  • ролевая игра дает возможность получить дополнительные знания, раскрыть неосвещенные в учебном курсе вопросы; учащиеся могут показать умения, применяя полученные знания во время решения поставленных заданий;

  • игра способствует развитию навыков проведения дискуссии, сотрудничества для достижения поставленной цели; творческих способностей в процессе решения поставленных проблем.

Недостатки:

  • заранее предугаданный результат (а чаще всего – и деятельность каждого из участников), который понижает интерес к игре;

  • обычно небольшой уровень научности, познавательной направленности игр, увлечение внешней стороной роли, уподобление;



В статье предлагается один из вариантов проведения итогового занятия





Цель игры

1. Дать возможность учащимся самим проверить знания по изученной теме.

2. Обучить составлению вопросов различного уровня сложности.

3. Расширить и закрепить знания учащихся по теме «А.С. Пушкин».

4. Повысить познавательный интерес учащихся.


Суть игры

Данная игра представляет собой итоговую проверку, облеченную в форму дуэли. Как известно, дуэль – это поединок, проходящий по заранее определённым жёстким правилам. В нашем случае у противников в качестве оружия будут вопросы, придуманные ими самими.

Понятно, что, если один из них не ответит на вопрос противника, он будет считаться убитым...

Важно, что в этой форме представлены и чётко разграничены разные виды деятельности:

- составление вопроса;

- оценка уровня его сложности;

- ответ на вопрос;

- сравнение разных ответов на один вопрос (ребята, возможно, попадут в ситуацию, когда два разных ответа на один вопрос окажутся одинаково верными – это будет поучительно).

1. Два секунданта
Помогают дуэлянтам готовить вопросы и оценивают во время дуэли уровень сложности вопросов противника («с какого расстояния произведён выстрел»); если один из дуэлянтов «ранен» или «убит», секунданты могут продолжить дуэль сами.

2. Врач
Оценивает ответы на вопросы и определяет, «ранен», «убит» или «невредим» дуэлянт, в которого «стреляли» (т.е. оценивает правильность ответа, сравнивает его ответ с ответом, предложенным стрелком).

Если учитель не может доверить эту роль никому из своих учеников, он может её сыграть сам или предложить стать «коллективным врачом» всем зрителям.

3. Два дуэлянта

Готовят вопросы, выбирают «расстояние для стрельбы» (сложность вопросов), «стреляют».

Ход игры

1. Вводное слово учителя о правилах дуэли.

Учитель рассказывает о дуэльных кодексах (например, используя книгу “Комментарии к роману “Евгений Онегин” Ю. Лотмана), особо останавливаясь на правилах дуэли, в которой предстоит сразиться ребятам.

Правила дуэли

1. Дуэлянты сходятся, сами выбирая, когда стрелять, но ответный выстрел производится с того же места.

2. Секунданты следят за точностью соблюдения правил и могут участвовать в дуэли вместо убитого или раненого.

3. Без врача дуэль не может состояться, его слово – окончательное решение.

Подготовка к дуэли

Противники со своими секундантами готовят по изученной теме каждый по 3 вопроса:

Простой вопрос

(время на размышление - 30 сек),

Вопрос средней сложности

(время – 1 мин)

Самый сложный вопрос

(время – 1,5 мин).

Дуэль

Противниками разыгрывают право первого выстрела (отвечают – кто быстрее – на вопрос учителя).

Стреляющий первым выбирает один из своих вопросов («выстрелов») и дает его записанным секунданту противника; при этом он учитывает, что противник сможет задать ему вопрос только такого же уровня сложности или ещё сложнее (ведь он стреляет с того расстояния, что его противник, отойти уже нельзя).

Секунданты определяют, насколько сложен вопрос, т.е. сколько времени над ним можно думать и передают его противнику, тот отвечает.

Если ответ точно совпадает с ответом стреляющего, значит, пуля пролетела мимо. Если же варианты ответов не совпадают, то в игру вступает врач, который определяет, «ранен» игрок, «убит» или, может быть, выстрел был в воздух, (например, сам стреляющий дал неверный ответ на свой вопрос).

Затем – ответный выстрел

Если один из дуэлянтов «убит», за него должен «отомстить» секундант, если «ранен» - его противник получает лишние полминуты на обдумывание, ведь «раненый» стреляет менее метко.

Если противники обменялись выстрелами и ни один из них не «выбыл из строя», то дуэль может быть продолжена с более близкого расстояния (с более сложными вопросами).

Дидактическое обеспечение игры

Вопросы для жеребьёвки
«Веришь не веришь – кто быстрее»

Не каждое из утверждений, приведённых ниже, является верным. Вам нужно отличить правдивое от ложного и ответить одним словом

«да» или «нет».

1.Надпись «Победителю-ученику от побеждённого учителя» была сделана Жуковским (ДА)

2. Фамилия няни Пушкина Арины Радионовны была Сидорова (НЕТ, Яковлева)

3. Первое напечатанное стихотворение называлось «Пророк» (НЕТ, “К другу стихотворцу”)

4. В апреле 1825 г. в Михайловском Пушкина, находящегося в ссылке, посетил И.И. Пущин (ДА)

5.Стихотворение, которое читал Пушкин в присутствии Державина на переходном экзамене,называлось «Воспоминания в Царском Селе» (ДА).

6. Секундантом на дуэли Пушкина с Дантесом был Кюхельбекер (НЕТ, Данзас)

7. Памятник Пушкину, который находится в Москве на площади Пушкина, был создан А.М.Опекушиным. (ДА)

8. “Мой первый друг, мой друг бесценный”, - так Пушкин обратился к И.И.Пущину (ДА)

9. О портрете О.А.Кипренского Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит» (ДА)

10. Могила Пушкина находится в Москве (НЕТ, в Святогорском монастыре под Псковом).

Простые вопросы

1.Назовите день именин Татьяны Лариной (25 января)

2. Что не мог отличить Онегин от ямба? (Хорей)

3. Как назывался вызов на дуэль? (Картель)

4. Чему, по мнению Онегина, все возрасты покорны? (Любви)

5. Какой совет даёт Онегин Татьяне после того, когда получил от неё письмо? («Учитесь властвовать собой»)

6. Имя отца Татьяны Лариной. (Дмитрий)

7. Любимое время года Татьяны (Зима)

8. Что А.С. Пушкин в своём романе назвал «волшебный край» (Театр)

9. Кто назвал роман А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни»? (В.Г.Белинский)

10. Какие новшества вводит Евгений Онегин в своей деревне? (“Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил...”)




Вопросы средней сложности

1. В этой повести использован эпизод дуэли А.С. Пушкина с офицером Зубовым в Кишинёве в июне 1822 г. На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первым и не попал. Пушкин не сделала своего выстрела, но ушёл, не помирившись со своим противником. О какой повести идёт речь? («Выстрел»)

2. Какому государственному музею Москвы присвоено имя А.С.Пушкина? Подсказка: известно, что великий поэт был блистательным рисовальщиком. (Государственному музею изобразительных искусств)

3. Критик Лядов дал высокую оценку этому произведению А.С.Пушкина, назвав его «лучшей биографией Моцарта». («Моцарт и Сальери»)

4. А.П. Керн Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». Русский композитор на слова написал музыку и посвятил её... Назовите фамилию композитора и имя той, кому была посвящена музыка. (М.И.Глинка посвятил музыку дочери А.П. Керн – Екатерине).

5. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта (хотя очень немногие из них были доведены до встречи у барьера). Когда и где состоялась дуэль Пушкина и Дантеса?(27 января, 1837 г. на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки).

Сложные вопросы

1. Эту картину написали два известных художника, сюжет её был подсказан стихотворением Пушкина “К морю”, написанным в период южной ссылки в 1924 году. Фигура Пушкина нарисована художником, который родился спустя 7 лет после его гибели - в 1844 году, а пейзаж – известным художником – маринистом, который был современником Пушкина. Вспомните фамилии художников и название картины. (И.Репин, К. Айвазовский “Прощай свободная стихия”).

2. Восстановите фамилию драматурга “Сатиры смелый властелин, Блистал ... (Фонвизин), друг свободы”. Кстати, одного из героев его комедии “Недоросль” упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших на бал к Лариным. (Скотинин).

3. «...блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», прима балерина петербургского балета была названа Пушкиным «Русской Терпсихорой». Кто она? (Истомина Авдотья. Шумную известность ей доставила дуэль из-за неё между двумя представителями

петербургской “золотой” молодёжи, дуэли, кончившейся

трагически)

4. Этот знаменитый балетмейстер поставил два балета по

произведениям Пушкина “Кавказский пленник”, “Руслан

и Людмила”. А Онегину же он надоел, помните “Но и ... мне

надоел” (Дидло)

5. Это полотно работы Н.Н.Ге широко известно. Оно –

иллюстрация к известному рассказу лицейского друга

Пушкина о посещении им Михайловского 11 января 1825 г. Фамилия лицейского друга? (И.И.Пущин) Название картины? (“Пушкин и Пущин в селе Михайловском”).

Обсуждение игры.

Обсуждаются со всеми зрителями и участниками дуэли характер вопросов и ответов, а также тактику игроков.

Заключение.

Закончились уроки, на которых мы изучили бессмертные произведения «солнца нашей поэзии»- А.С. Пушкина, мы убедились, что процесс расширения знания А.С. Пушкина, углубления любви к нему безграничен, убедились, что Пушкин – это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви. И эти убеждения очень важны. Это воспитание добром и красотой человеческой души. И невольно вспоминаются слова Б.Чичибабина:

«Какое счастье, что у нас есть Пушкин!»

Домашнее задание


Написать сочинение – эссе «Мой Пушкин»









































Список использованной литературы




1. Н. С. Клименко, О. В. Резник – Интеллектуальные игры на уроках русской и зарубежной литературы (XIX в.). - С., мсп «Ната» 2004

2.Нянковский М. А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль: «Академия развития», 1997



Использованные материалы и Интернет-ресурсы



1.Пушкин, Александр Сергеевич — Википедия

2.Интересные факты жизни великого поэта Александра Пушкина

www.diletant.ru

3.А.С.Пушкин в живописи. - Яндекс.Фотках






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ