Внеклассное мероприятие "Каково семя - таково и племя" (экскурсия-исследование)
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя образовательная школа № 14»
Внеклассное мероприятие
"Каково семя- таково и племя"
(экскурсия-исследование)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань
2013
«Православная ориентация через язык и культуру не противоречит прописанному в Законе об образовании принципу отделения школы от церкви, так как в нём же имеется указание на необходимость удовлетворять разнообразные запросы родительской общественности, и ПОШ выполняет социальный заказ большого её слоя» (Образование.№1, 1997).
Экскурсия-исследование на тему: Каково семя, таково и племя» разработано в Год 1125-летия принятия христианства на Руси и предназначено для учащихся средних и старших классов.
Данное мероприятие способствует Возрождению России и учит школьников понимать предложенные тексты с позиции традиционной русской православной культуры, что способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, любви к Родине.
Предоставляю подробный план-конспект с необходимыми материалами для проведения внеклассного мероприятия.
Тема: Каково семя, таково и племя.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в области нравственного воспитания школьников.
Задачи:
сформировать целостное понятие основ целомудрия;
содействовать развитию творческого потенциала учеников;
содействовать обогащению педагогического опыта учителей и становлению личности учащихся.
Ход мероприятия:
1.Учитель:
- Сегодня нам предстоит экскурсия-исследование на тему: Каково семя, таково и племя. В Год 1125-летия принятия христианства на Руси мы будем с вами рассуждать над предложенными текстами с позиции православной русской культуры. И начнём мы нашу экскурсию с чтения рассказа-завязки «Не такой как все», который станет для нас информацией к размышлению.
Не такой, как все
- Сегодня у нас не совсем обычный классный час, - прямо с порога заговорщицки сообщила ученикам Галина Степановна. – Мы должны обсудить, как будем встречать Хэллоуин. Наша школа самая передовая в районе. Мы идём и всегда шли в ногу со временем, учитывая самые современные веяния изменяющегося мира. Ну так вот. Наш учительский совет единогласно решил устроить, так сказать, школьную вечеринку, посвящённую этому древнему, но незаслуженно забытому в эпоху тоталитаризма и застоя удивительному празднику.
- Ура-ура-ура!!! – раздалось со всех сторон. – Вот уж повеселимся!
- Тише, тише, - попыталась угомонить взбудораженных ребят классная. – Давайте соблюдать порядок. Я готова выслушать и записать ваши предложения. Начнём с тебя, Светлана. Ты у нас староста, а значит, самая ответственная.
- Ну, во-первых, - затараторила порозовевшая от гордости Света, - нам нужны тыквы. Это самое главное. Ну какой же Хэллоуин без тыкв! У моей бабушки осталось несколько штук. Мы прорежем в них глаза и рот, а внутрь поставим свечи. Это будет здорово!
- И у нас есть дома тыквы, и мы тоже притащим, - наперебой закричали ребята.
- Тыквы, шарики, фонарики – это всё бутафория, - рассудительно заметил отличник Глеб. – Самое главное – придумать костюмы. Хэллоуин – это прежде всего фэнси дрес парти. Для тех, кто не понимает по-английски, поясню: это маскарад, костюмированный бал. А что за маскарад без костюмов? Сами понимаете, - и он с достоинством сел на место.
- Глеб хоть и воображала, а мыслит правильно, - согласился Славик. – Лично я буду графом Дракулой.
Ребята аж задохнулись от зависти, что такая идея родилась не у них. Надо же, Дракула. Вот уж действительно будет здорово! И тут словно плотина прорвалась, предложения посыпались одно за другим: Гарри Поттер, Барабашка, Кикимора, Леший и даже ведьмочка Гелла и кот Бегемот из нашумевшего сериала про Воланда, Мастера и Маргариту.
И только Костик упорно молчал и чертил что-то, уткнувшись носом в тетрадку, словно не слыша возбуждённых голосов одноклассников.
- Ну а ты, Константин, чего в рот воды набрал? – решила привлечь мальчика к всеобщей дискуссии классная. – Ты придумал что-нибудь для себя?
- Нет, - робко поднял глаза на учительницу Костя. – Если можно, я вообще не пойду на ваш Хэллоуин.
- Да оставьте вы его в покое, Галина Степановна, - вступила в разговор бойкая Светлана. – Разве вы его не знаете? Он же у нас малахольный: передовые веяния не принимает, в ногу со временем не шагает. Он, как старичок, в церковь ходит и даже, представляете, молитвы наизусть знает. Сама слышала.
Класс неодобрительно загудел.
- Ну и что из этого? – неожиданно вступилась за мальчика классная. – Сейчас, между прочим, не только пенсионеры в церковь ходят. Депутаты ходят, министры и даже президенты. Посещение церкви и участие в церковных обрядах – это тоже современное веяние и вполне модная тенденция. Вопрос в другом: если Константин решил проигнорировать наше совместное интереснейшее мероприятие, это говорит о его социальной позиции и отношении к коллективу. И давайте оставим этот инцидент и продолжим обсуждение…
- У вас очень странный мальчик, - сказала Галина Степановна маме Костика, встретив её на следующий день в супермаркете. – Не такой, как все. Типичный индивидуалист.
- Не такой, как все? – переспросила мама. – А что в этом плохого? Что именно вы имеете в виду?
- Как вам сказать? - растерялась классная. – Он полностью лишён чувства коллективизма. Это так нетипично для нашей самой передовой в районе школы.
- Я вас прекрасно поняла. Костик не такой, как все, просто потому, что не желает стать нечистью хотя бы на один вечер, на один час? Потому что посещает воскресную школу и ходит к причастию?
- Да не кипятитесь вы так, мама, - искренне обиделась классная. – Я же добра вам желаю. Кого вы хотите воспитать? Кем вырастет ваш сын? Белой вороной? Вы только представьте, как трудно будет ему адаптироваться ко взрослой жёсткой жизни…
- Я-то точно знаю, какого сына хочу воспитать. А вот кого хотите и можете воспитать вы?!
После окончания четверти Костика перевели в другую, не передовую школу.
Девочки, играя с куклами, учатся материнству. Мальчики, играя в войну – родину защищать. А чему может научить участие в празднике нечисти?
Сказано: «Не касайтесь нечистого!» (Ис. 52, 11). Но кто слушает святые слова? Игра с нечистью не проходит бесследно!
Б.А Ганаго
(Ганаго Б.А. Борьба за душу / Б.А. Ганаго. – Минск, 2012,стр.7-11. Орфография и пунктуация сохранены.)
2. Составить аннотацию рассказа .
Примерные аннотации:
а) Мы побывали в « самой передовой» школе района.
Следуя современным веяниям , Галина Степановна на классном часе сообщила ученикам, что учительский совет единогласно решил устроить школьную вечеринку, посвящённую празднику Хэллоуин.
«Хэллоуин – это прежде всего фэнси дрес партии , то есть маскарад, костюмированный бал», - пояснил одноклассникам отличник Глеб. Ребята живо принялись предлагать персонажи для маскарада. Это были Дракула, Гарри Поттер, Барабашка, Кикимора, Леший и другие в этом роде.
И только один Костик не участвовал в обсуждении будущего маскарада, потому что не желал « стать нечистью хотя бы на один вечер, на один час».
От бойкой девочки Светланы одноклассники узнали, что Костя ходит в церковь и молитвы наизусть знает.
Класс неодобрительно отнёсся к этому сообщению, но Галина Степановна объяснила, что «посещение церкви и участие в церковных обрядах – это «вполне модная тенденция». Маме же Константина сказала, что её сын «полностью лишён чувства коллективизма» и что он - «типичный индивидуалист».
« После окончания четверти Костю перевели в другую школу, не передовую школу».
б) Учительский совет школы единогласно решил устроить Хэллоуин. Ученики готовы повеселиться. Лишь один Костя говорит, что не пойдёт на вечеринку.
Классный руководитель, встретив на следующий день в супермаркете мать мальчика, говорит ей, что её сын – «странный мальчик», «типичный индивидуалист» и «полностью лишён чувства коллективизма». Учительница считает, что ему трудно придётся во « взрослой жёсткой жизни».
Мать же Костика знает, что воспитывает сына в духе православной русской культуры , а не следует «вполне модной тенденции», как выразилась Галина Степановна. Именно поэтому её сын посещает воскресную школу, ходит к причастию и не желает становиться « нечистью хотя бы на один вечер, на один час».
Костя перешёл в другую школу, которая не считалась «передовой».
3. Учитель:
- Что отличает героя рассказа Б.Н. Ганаго «Не такой, как все» от его одноклассников? Благодаря чему Константин смог противостоять школьному коллективу? На эти вопросы нам предстоит ответить в процессе нашей экскурсии-исследования « Каково семя, таково и племя».
Слово учителя:
Великий русский педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».
Российская культура уже 1125 лет православная. Православие – это нравственное благородство, которое объединяет все народы в единстве добра, правды и стремления к миру, благополучию всех народов, живущих в нашем общем Отечестве – России.
Наши далёкие предки это хорошо понимали, потому-то (это вы должны знать!) Российская школа родилась в церковной ограде и всегда была дочерью и ученицей Церкви.
Обучение детей всегда начиналось с Закона Божия. Учитель, который вёл этот урок, назывался законоучителем. Он учил своих учеников тому, как в человеке сохранить образ и подобие Божие.
Понятия добра и зла, блага и вреда, святости и смирения, чести и бесчестия были ясны и понятны всем детям со школьной скамьи. Им учил Закон Божий и благочестие родителей.
«Основой школьной программы всегда было наследие русского народа: духовное, культурное и научное». ( Кохуляева Н.Е. О нравственном воспитании в Российской школе. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2008. Пунктуация сохранена.)
У других народов заимствовалось только жизненно полезное, важное .
Школьное образование невозможно было представить без воспитания, которое должно было подготовить детей к жизни с её радостями и огорчениями, удачами и невзгодами, плохим и хорошим. Наши далёкие предки понимали: у добропорядочного человека знания пойдут для добрых дел, во благо, а у порочного – для зла, корысти и преступных дел.
Знания приобретались для добрых дел. Миролюбие, скромность, доверие к наставникам, склонность к дружбе, представлявшей подчас яркие и трогательные проявления братских чувств, отсутствие зависти и соперничества - вот что вносили в жизнь люди, воспитанные в духе православной русской культуры.
4. С просветительской целью предложить прочитать небольшой рассказ «Загадочное слово «Русь»» и ответить на вопрос:
- На какие мысли вас наводит предложенный текст?
Загадочное слово «Русь»
Что означает это загадочное слово – Русь? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами – Русь, русские, Россия…
Что такое Русь? Русь – это страна, где много и озёр, а русский – это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл!
-На русь? – ахнул я.
-На русь, - подтвердила хозяйка.
- Что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора… Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу, у меня слёзы из глаз от радости. Русь – страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!
С. Романовский
(Православное семейное чтение на каждый день. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2012, стр.26. Текст перепечатан с сохранением орфографии и пунктуации.)
Ответ:
- Русь – это Родина Света, Чистоты, Совершенства.
5.Учитель:
В своей книге «ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА. Заметки нерусского человека» Василий (Фазиль) Ирзабеков отметил: «Русский – это высочайшее родство, когда «крови не родной, а души одной». Вспомним имена наших великих соотечественников, которые олицетворяют нашу Родину в её духовном совершенстве: Пушкин, Лермонтов, Даль, Куприн, Мандельштам, Шостакович, Суворов, Барклай-де-Толли, Багратион, Ахмадуллина, Ким, Левитан, Окуджава, Симонов, Светлов, Хуциев, Данелия и многие-многие иные ( список можно продолжать до бесконечности).
6 . С просветительской целью предложить прочитать «Завещание Владимира Мономаха» .
Завещание Владимира Мономаха детям
Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлёт.
О дети мои! хвалите бога! любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасёт вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно Христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного; жизнь и душа Христианина священна. Не призывайте всуе Бога, утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оныя. Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мёртвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение лиц духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. – Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра в гробе. – Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Леность мать пороков: берегитесь её. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне; не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы, или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный».
И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Храните Божие надёжнее человеческого.
(Православное семейное чтение на каждый день. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2012, стр.367. Перепечатано с сохранением орфографии и пунктуации.)
7. Вопрос:
- О чём следует помнить любящим Родину согражданам?
8. Примерные ответы:
- Надо творить добрые дела, быть мужественными и любить человечество.
- «Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце».
В этом случае учителю следует пояснить, что слово «гордость» с позиции русской православной культуры имеет следующее толкование:
«Гордость подразумевает избранность, что проецирует пожизненное одиночество, духовную бесплодность; протестность, которая подразумевает ненасыщаемую неудовлётворённость собой; гневливость, что то есть разнузданность освобождённых страстей. Гордые люди из-за своего непомерного самолюбия не могут выйти за пределы своего «я». Они не имеют Божественного просвещения и потому ни с кем не считаются и смотрят на всех, как на букашек. Если они и нуждаются в других людях, то только как в инструменте для выполнения своих планов, а не как в со-работниках, то есть используют их возможности для достижения целей». (Из Алфавита духовного старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. Перепечатано с сохранением орфографии и пунктуации.)
- «Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев».
- «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».
- «Леность мать пороков: берегитесь её».
- «Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне; не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы, или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй».
9. Слово учителя:
- Вспомним слова великого русского педагога К.Д.Ушинского, который считал: «Не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».
Можно построить множество школ, но это ничего не даст народу, если образование и воспитание не будут в неразрывной связи.
Духовное – это воспитание, материальное – приобретение знаний по определённым предметам. И хороши знания лишь для добрых дел и благих целей. Горе народу, который ограничит задачу образования профессиональными задачами, потому что в нём заглохнет всё святое и благородное и восторжествует холодный и узкий эгоистический расчёт, который беспощадно губит всё светлое и чистое в жизни.
10. С просветительской целью предложить прочитать воспоминания знаменитого нашего писателя Фёдора Александровича Абрамова, который родился 29 февраля 1920 года в селе Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии, а умер 14 мая 1983 г. в Ленинграде.
Как меня не приняли в школу
В далёком 1932 году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середняка, а в пятилетку в первую очередь, за малостью мест, принимали детей бедняков и красных партизан.
О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребёнка! Это из-за матери, из-за её жадности к работе ( семи лет меня повезли на дальний сенокос) у нас стало середняцкое хозяйство – а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.
Один-единственный человек понимал, утешал и поддерживал меня. Тётушка Иринья, набожная старая дева с изрытым оспой лицом, которая всю жизнь за гроши да за спасибо обшивала чуть ли не всю деревню. Была она великая праведница, вносившая в каждый дом свет, доброту, свой мир. Единственная, может быть, святая, которую в своей жизни встречал я на земле.
Пять месяцев изо дня в день я ходил ночевать к ней. Днём было легче. Днём я немного забывался на колхозной работе, в домашних делах – а где спастись, куда убежать от отчаянья вечером, в кромешную осеннюю темень?
Я брёл к тётушке Иринье, которая жила на краю деревни в немудрёном, с маленькими старинными околенками домишке. Брёл по задворью, по глухим закоулкам, чтобы никого не встретить, никого не видеть и не слышать. Только у тётушки Ириньи я мог отдышаться и выговориться, сполна выплакать своё неутешное детское горе.
Ф.А.Абрамов
(Православное семейное чтение на каждый день. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2012, стр.367. Перепечатано с сохранением орфографии и пунктуации.)
11. Беседа
Вопрос:
- Что стало причиной того, что мальчика не приняли в школу?
Ответ:
- Принимали только детей бедняков и красных партизан, а семья мальчика относилась к середнякам.
Вопрос:
-Почему так тяжело переживал мальчик то, что его не принимали в школу? Ответьте на этот вопрос, используя «Завещание Владимира Мономаха».
Ответ
- Мальчик был «первым учеником» в начальной школе, то есть отлично учился. Велика была у него жажда знаний. И в «Завещании Владимира Мономаха» говорится: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».
Вопрос:
-Почему «выплакать своё неутешное детское горе» мальчик Федя мог только у тётушки Ириньи?
Ответ:
- Она помогала всем, потому что была «великая праведница, вносившая в каждый дом свет, доброту, свой мир. Единственная, может быть, святая, которую в своей жизни встречал я на земле». Вспомним слова из рассказа С. Романовского «Загадочное слово «Русь»» : «Русь – страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!» Светлым человеком была и тётушка Иринья.
Вопрос:
- Почему мальчик Федя не находил утешения у матери?
Ответ:
- « О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребёнка! Это из-за матери, из-за её жадности к работе…». Она была трудолюбивая женщина, но понять сына в его стремлении к учёбе не могла.
12. С просветительской целью предложить прочитать рассказ Б.Н. Ганаго «Прозрение» и ответьте на вопрос:
- В чём суть прозрения учеников данной школы?
ПРОЗРЕНИЕ
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили:
- Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глазах навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс.
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
Не счесть людей, прозревших для добра.
Б.Н. Ганаго
(Православное семейное чтение на каждый день. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2012, стр.338. Перепечатано с сохранением орфографии и пунктуации.)
13. Ответы:
- Прозрение наступает у людей тогда, когда у них появляется понимание того, что настоящими, светлыми людьми могут считаться лишь те, кто способен помочь ближнему в трудную минуту, совершить добро.
- Знания должны приобретаться для добрых дел. Ученики школы, как и сам Лёва, постигают науку для добрых дел, во благо .
- Склонность к дружбе, представлявшей подчас яркие и трогательные проявления братских чувств, отсутствие зависти и соперничества - вот что отличает учеников данной школы.
14. Заключительная беседа:
Вопрос:
- Ученики каких рассказов воспитываются нравом с установкой на успех, что проецирует деформацию целеполаганий, а какие ученики воспитываются с нравственной установкой, идеал которой – целомудрие?
Ответ дайте, используя предложенные таблицы:
Таблица № 1. Нрав с установкой на успех
Образ жизни
Деформация целеполаганий
Конформизм
Стирание индивидуальности; ассимиляция
Толерантность
Готовность принять чужое; индифферентность
Космополитизм
Слом национальных традиций; унификация
Таблица № 2. Нравственность
Идеал – целомудрие
Духовные дары
Сердечные устремления
Чистота
Тайна личного Богообщения
Благоразумие
Управление самим собой
Почитание
Духовная сила личной и национальной жизни
Ответ:
- Школа должна быть школой благочестия, здорового воспитания и разумного, полезного обучения. «Основой школьной программы должно быть наследие русского народа: духовное, культурное и научное». Приняв решение о проведении Хэллоуина, учительский совет «самой передовой школы» из рассказа Б.Н. Ганаго «Не такой, как все» совершает ошибку в воспитании учеников. Сказано: «Не касайтесь нечистого!» (Ис. 52, 11).
Заимствовать же у других народов нужно только жизненно полезное.
Таблица №1 соответствует рассказу Б.Н. Ганаго «Не такой, как все»
Ответ:
- В рассказе Б.Н. Ганаго «Прозрение» рассказывается о школе, в которой воспитываются целомудренные дети, знания которых приобретаются для добрых дел и благих целей. Святое и благородное здесь восторжествует , потому что ребята прозревают для добра. Этому рассказу соответствует таблица №2
Учитель:
- В процессе нашей экскурсии мы многое поняли.
Пришло время ответить на вопросы, которые были заданы вначале.
Вопрос:
- Что отличает героя рассказа Б.Н. Ганаго «Не такой, как все» от его одноклассников?
Ответ:
- Костя отличался целомудрием. Понятия добра и зла, блага и вреда, святости и смирения, чести и бесчестия были ему ясны. Им учил Закон Божий и благочестие родителей. И это для Константина «не модная тенденция», а наша культура, традициям которой он будет следовать в жизни.
Вопрос:
-Благодаря чему Константин смог противостоять школьному коллективу?
Ответ:
- Благодаря воспитанию в семье, которое основано на традициях русской православной культуры. Константин, несмотря на кажущуюся робость, намного мужественнее и сильнее своих одноклассников.
В заключение предложить участникам экскурсии-исследования подумать над вопросом:
- Чем отличаются матери из рассказа Ф.Абрамова «Как меня не приняли в школу» и рассказа Б.Н. Ганаго «Не такой, как все»?
Ответ:
По православной русской традиции именно мать во многом определяет духовный рост своих детей. Она от природы одарена любовью и мудростью.
Мать Ф. Абрамова – достойная женщина. Она приучала сына к деревенскому труду и благословила его на благородный деревенский труд. Не её вина, что сына не приняли в школу-пятилетку. Пусть душевных мук сына она не могла понять, но её истинная духовность, совестливость помогли мальчику правильно найти утешение в общении с праведницей Ириньей, которой можно было довериться в самом сокровенном. Ещё раз подчеркну, что мальчик обратился к праведнице, - и это заслуга матери, которая дала сыну верные нравственные ориентиры. В дальнейшем, став известным писателем, Фёдор Александрович Абрамов страдал, оттого что нынешнее поколение, живущее в достатке, перестало любить землю, животных, очерствело и нравственно задичало. Он, как и многие писатели-«деревенщики», был удручён исчезновением «неперспективных» деревень, запущенностью земель коренной России.
Мальчик Константин из рассказа «Не такой, как все» живёт в полной гармонии с матерью: она благословила сына на учёбу как на благородный путь. Костя обретёт целомудрие, которое будет обеспечивать государству – процветание и народу – благоденствие.
«Каково семя, таково и племя» - об этом следует помнить!
15. Заключительное слово учителя:
«Все мы – дети своих родителей... Родительское благословение – это наша родная исконная традиция.
Духовно-исторический мемориал «Родительское благословение» в настоящее время возводится в городе Костроме на левом берегу Волги и будет торжественно благословлять всех въезжающих и выезжающих. В основу скульптурной композиции положен исторический факт материнского благословения в 1613 году инокиней Марфой своего сына Михаила Романова на Русское царство. Это мужественное родительское решение окончательно остановило польско-литовскую интервенцию и, укрепив Российскую государственность, отвело Россию от историко-драматической черты невозврата, положив конец Смутному времени.
Мемориал включает в себя:
- скульптурную композицию на пьедестале из двух фигур: стоящая в полный рост инокиня Марфа, которая держит в левой руке Феодоровскую икону Божией Матери, а правой рукой благословляет сына и коленопреклонённый шестнадцатилетний Михаил, склонивший голову в сыновней почтительности;
- летящего к первому русскому царю ангела, несущего царскую корону;
- ротонду на четырёх основаниях, имеющую в своде часы-куранты на каждую сторону света;
- звонницу из семи колоколов, расположенную над сводом ротонды;
- свод и столбы ротонды, оформленные мозаикой и тематическим золотым орнаментом;
- золотой купол, покрывающий царскую корону, венчающий весь архитектурный ансамбль;
- благоустроенную и озеленённую прогулочную зону, освещение, круглосуточную подсветку мемориала.
Скульптор памятника – Народный художник РФ Александр Рукавишников.
Автор мемориала – Заслуженный архитектор РФ Виктор Захаров.
Инициаторы возведения памятника:
- президент АНО «Семья России» Галина Алексеева;
- председатель Костромского областного Союза женщин Галина Попова.
Цель возведения памятника «Родительское благословение» -
объединить российское родительство в общем добром благородном деле»( Перепечатано из буклета «Родительское благословение» АНО «Семья России». )
Смотрите презентацию.
Презентация поможет осознать, что образование в духе традиционной русской православной культуры изначально базировалось на вечных ценностях. Картинки, помещенные в ней, весьма символичны. На первом слайде изображены дети и святой образ матери, которой принадлежит главная роль в воспитании духовного облика детей. На последних сайдах размещены картинки с изображением небесного свода, олицетворяющего православную веру и определяющего духовную сущность русских людей. Портрет Василия (Фазиля) Ирзабекова и его слова истины помогают понять, что «русские» и «православные» в их истинном первоначальном значении означают отнюдь не биологические, а высокие духовные понятия. Именно поэтому на этом же сайде перечисляются имена наших великих соотечественников, которые так много добрых дел совершили для России, нашего общего Отечества.
В современных условиях, когда традиционные нравственные ценности утрачены многими, данная презентация поможет высветить и уяснить основные нравственные понятия русской православной культуры, которые так необходимы для Возрождения России.
Литература:
1. Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном / Сост. И автор предисловия Л.В. Крутикова. – М.: Мол. гвардия, 1988.
2. Ганаго Б.А. Борьба за душу / Б.А. Ганаго. – Минск, 2012.
3. Ирзабеков Василий (Фазиль) ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА, Заметки
нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2009.
4. Кохуляева Н.Е. О нравственном воспитании в Российской школе. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2008.
5.Нравы и нравственность. Г. Кострома, ул. Советская, 4. АНО «Семья России»
6. Образование.№1, 1997
7. Православное семейное чтение на каждый день. – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2012.
8. Родительское благословение Г. Кострома, ул. Советская, 4. АНО «Семья России»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ