Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе "Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 80

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Тольятти Cамарской области





Конспект открытого урока
литературного чтения

во 2 классе «В»

Тип урока: урок введения новых знаний.

Количество учащихся в классе - 25уч.



Тема урока.

Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»





Учитель начальных классов

Киреева Валентина Александровна






г.о. Тольятти


Цель урока.

Ознакомление учащихся с творчеством поэтессы Ю. Мориц и содержанием стихотворения «Слониха, слонёнок и слон…»

Задачи урока.

  1. Обучение детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения.

  2. Совершенствование техники чтения.

  3. Развитие устной речи, пространственных представлений творческих способностей детей.

  4. Воспитание чуткого сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.

  5. Отработка умения работать в паре, в группе и самостоятельно.

  6. Повышение уровня музыкальной культуры.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);

  • Портрет Юнны Мориц

  • Тетрадь по чтению

  • Проигрыватель

  • Аудиозаписи детских песен «Розовый слон», «Добрая сказка»

  • Игрушка – домовенок Афанасий

  • Плакаты на доску: название сказки, опорные слова, фото слонов, волшебная дверь.

  • Демонстрационный образец слоненка.

  • Выставка рисунков «Колыбельная».

  • Цветочки (синие и оранжевые) для рефлексии.

Ход урока.

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Пожелайте удачи друг другу.

- Представьте темную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка или сынок.

Какую колыбельную песню вы ей споете? Как?

К о н к у р с «Дочки-матери».



II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Дети:

- Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. А в чём его необычность, вы сейчас догадаетесь сами… Вот и ваш старый знакомый. Кто это?

Учитель достает и показывает игрушку домовенка Афанасия.

Учитель держит в руке игрушку и говорит: «Привет, ребята! Всю ночь я бродил по книжным полкам и принес вам новые интересные задания. Вот послушайте музыкальный отрывок со старой пластинки и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

(Звучит песня «Добрая сказка» - композитор А.Пахмутова, слова Н. Добронравова.)

- А почему вы решили, что это колыбельная песенка?

- Какие бывают колыбельные?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Эту колыбельную, которую вы прослушали, написали композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов.

- К какому виду колыбельных она относится?

(Один из учеников исполнят народную колыбельную.)





















- Сегодня на уроке мы будим говорить о маме, о сказке, о колыбельных.





- Народные и авторские.









III.Основная часть урока.

1. Введение в новый раздел.

Учитель:

Дети:

Учитель держит в руках домовёнка Афанасия и говорит: Что-то я совсем заспался… А ведь нас ждет новая волшебная дверь. Надо сделать зарядку, чтобы взбодриться!

Физкультурная пауза:

Афанасий потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел – Книжку, видно, не нашёл. Чтобы книжку нам достать, Надо на носочки встать.

А теперь вперед, друзья! К новым встречам, к новым открытиям.

(На доску вывешивается рисунок сказочной двери с надписью «Сказка – ложь, да в ней намек…»)

- Как называется наш новый раздел?

- Кто автор этих строк?

- Кто может их продолжить?

- Продолжите их?

- Из какого произведения эти строчки?

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

- Что значит намек?

- Какие сказки мы уже читали?

- А о ком будем читать теперь?

Учитель открывает волшебную дверь и дети видят за ней изображения животных.

- Да это сказки о животных или анималистические сказки

Учитель на доску вывешивает карточку с этими словами. Дети хором читают их.

- Почему, читая сказки, человек должен что-то «наматывать себе на ус»?

- А так ли это, вы ответите после того, как прочитаете произведения этого раздела.

2. Работы над новым произведением.

1) Работа с текстом до чтения. Развитие предположений, о чём он будит рассказывать:

а) по фамилии автора.

- Кто из авторов первый встречает нас? На доске половинки букв: ЮННА МОРИЦ.

- Быстро отгадали, молодцы! Наверное, это имя вам уже знакомо? Что вы знаете про эту поэтессу?



- Что же мы будем читать?



б) по названию.

- Сегодня Юнна Мориц дарит нам еще одно свое стихотворение. Прочитайте его название.

(На доске вывешивается плакат:)

СЛОН - ИХА

СЛОН – ЁНОК

- О чём может пойти речь в произведении с таким названием.

- А что вы знаете о слонах?



- Где они живут - в каких частях света? (Показать на глобусе.)

- А я знаю про слонов скороговорку.

(На доску вывешивается плакат)

Купил салоп слонихе слон. У слонов есть свой салон. И салопом тем слоновым Заслонил слон полсалона.

Работа со скороговоркой:

- словарная работа: салоп, салон;

- чтение в быстром темпе ( в парах друг другу)

в) по иллюстрации.

- Найдите в учебнике это стихотворение на с.54.

- А где же рисунок?

- Это будет ваше домашнее задание- нарисовать иллюстрацию к стихотворению. А я вам вместо рисунка могу предложить фотографию, с ней поработает одна групп. (Дети стоят предложения.)

г) по опорным словам.

- А две другие группы попробуют разгадать события по опорным словам.

(На доску вывешиваются, а в группы выдаются карточки:)











Словарная работа:

- байдарка (показать рисунок),

- авоська,

- слоновод

(Дети строят предложения – выступает один человек от группы.)

2) Работа с текстом во время чтения.

- Чтение стихотворения про себя. (Вопросы после чтения)

- О чём это стихотворение?

- Какие картины себе представляли?

- Сейчас читать будем по строфам с карандашом в руках, выделяя главное.

1 строфа

- Где жили слоны?

- Почему они уплыли в море?



- Как выглядит байдарка?

2 строфа

- Как вы себе представляете волны?

- С кем подружились слоны?

- С чего это началось?

- «Детская улыбка» - это какая?

3 строфа

- Как вы понимаете слова? «глоток задушевности»?

4 строфа

- Какие отношения сложились между дельфинами и семьей слона?

- Из каких слов это видно?

- Что значит заключили вы объятья?

5-6 строфы

- Почему слоны вернулись?



7 строфа

- Кто такой слоновод? (сравним: садовод.)

- Откройте тетради с.39 задание 2.(работа в тетрадях.)

- Почему слонов встречал «слоновод знаменитый», да еще им устроил бал?

8-9 строфы

- По кому и по чему скучаю слоны?

- И где они могут «попробовать» морскую капусту?

3) Работа с текстом после чтения.

Итоговые вопросы.

- Кто главный герой стихотворения?

- Чье еще присутствие ощущается в стихотворении?

- Какая это строка в каждой строфе?

- Обозначим ее буквой А.

- Прочитайте только эти строки.

- Что можно сказать об авторе?



- О чём же это стихотворение? (выполним задание 3 в тетради на с.39 и определим)

- Найдите подтверждение свого ответа в тексте.







- Почему это стихотворение открывает этот раздел?

Физкультурная пауза: исполнение танца «Розовый слон».

3.Прослушивание аудиозаписи песни «Слониха, слоненок и слон» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

- Здорово! Да, ребята? А дальше?

- А вот дальше слушайте домашнее задание: выучите наизусть это стихотворение, и на уроке музыки разучите эту песню.

- А на уроке технологии изготовим сувениры – фигурки слонов.

Учитель показывает заготовку для изготовления фигурки слоненка.

- Слон у многих народов считался символом семьи, мира и благополучия.

- Эти сувениры принесут радость и благополучие в ваш дом.



























- А.С. Пушкин



- А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»



- Подсказка

- Бытовые, волшебные, богатырские.



- Это сказки о животных.









- «Предположения учащихся»















- Дети отгадывают

- Мы читали произведения: «Попрыгать – поиграть», «Ванечка – пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном – дома».

- Стихи.











































































































- Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.





- Мягкие, пенные



- У улыбки.

- Открытая искренняя



- Пообщаться сердечно, искренне.









- Обняли на прощение.



- Наверно, у них остались здесь малыши, здесь у них дом.









- Все соскучились по ним. Наверное, их любили…





- Во сне и в мечтах.









- Автора.

- Последняя





- Она мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей…



- «…и нам напевают/Слониха, слоненок слон/ Да-да! О мечте! О мечте». Это веселая добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком…

- Оно похоже на сказку. Герои его – животные. Но люди тоже бывают одинокими. Мы прочитали о слонах, а задумались о людях.



IV. Итог урока.

Учитель:

Дети:

- Чем же необычен был наш урок чтения ?




V. Домашнее задание.

Учитель:

Дети:

- А теперь я проверяю – кто из вас был самым внимательным и запомнил все, что было задано на дом?

- Выучить стихотворение, сделать рисунок.



VI. Рефлексия.

Учитель:

Дети:

- А теперь, ребята, посадите на нашей полянке цветы своего настроения.

- Я очень рада, ребята, что всем понравился этот урок.

- Спасибо вам за урок. Мне было приятно работать с вами.

- Урок окончен.

- Дети прикрепляют на доску цветы и рассказывают, что им понравилось и запомнилось на уроке.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ