Конспект открытого урока литературного чтения во 2 классе "Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 80
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Тольятти Cамарской области
Конспект открытого урока
литературного чтения
во 2 классе «В»
Тип урока: урок введения новых знаний.
Количество учащихся в классе - 25уч.
Тема урока.
Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»
Учитель начальных классов
Киреева Валентина Александровна
г.о. Тольятти
Цель урока.
Ознакомление учащихся с творчеством поэтессы Ю. Мориц и содержанием стихотворения «Слониха, слонёнок и слон…»
Задачи урока.
Обучение детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения.
Совершенствование техники чтения.
Развитие устной речи, пространственных представлений творческих способностей детей.
Воспитание чуткого сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.
Отработка умения работать в паре, в группе и самостоятельно.
Повышение уровня музыкальной культуры.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
Портрет Юнны Мориц
Тетрадь по чтению
Проигрыватель
Аудиозаписи детских песен «Розовый слон», «Добрая сказка»
Игрушка – домовенок Афанасий
Плакаты на доску: название сказки, опорные слова, фото слонов, волшебная дверь.
Демонстрационный образец слоненка.
Выставка рисунков «Колыбельная».
Цветочки (синие и оранжевые) для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
- Пожелайте удачи друг другу.
- Представьте темную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка или сынок.
Какую колыбельную песню вы ей споете? Как?
К о н к у р с «Дочки-матери».
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Дети:
- Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. А в чём его необычность, вы сейчас догадаетесь сами… Вот и ваш старый знакомый. Кто это?
Учитель достает и показывает игрушку домовенка Афанасия.
Учитель держит в руке игрушку и говорит: «Привет, ребята! Всю ночь я бродил по книжным полкам и принес вам новые интересные задания. Вот послушайте музыкальный отрывок со старой пластинки и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
(Звучит песня «Добрая сказка» - композитор А.Пахмутова, слова Н. Добронравова.)
- А почему вы решили, что это колыбельная песенка?
- Какие бывают колыбельные?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Эту колыбельную, которую вы прослушали, написали композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов.
- К какому виду колыбельных она относится?
(Один из учеников исполнят народную колыбельную.)
- Сегодня на уроке мы будим говорить о маме, о сказке, о колыбельных.
- Народные и авторские.
III.Основная часть урока.
1. Введение в новый раздел.
Учитель:
Дети:
Учитель держит в руках домовёнка Афанасия и говорит: Что-то я совсем заспался… А ведь нас ждет новая волшебная дверь. Надо сделать зарядку, чтобы взбодриться!
Физкультурная пауза:
Афанасий потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел – Книжку, видно, не нашёл. Чтобы книжку нам достать, Надо на носочки встать.
А теперь вперед, друзья! К новым встречам, к новым открытиям.
(На доску вывешивается рисунок сказочной двери с надписью «Сказка – ложь, да в ней намек…»)
- Как называется наш новый раздел?
- Кто автор этих строк?
- Кто может их продолжить?
- Продолжите их?
- Из какого произведения эти строчки?
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
- Что значит намек?
- Какие сказки мы уже читали?
- А о ком будем читать теперь?
Учитель открывает волшебную дверь и дети видят за ней изображения животных.
- Да это сказки о животных или анималистические сказки
Учитель на доску вывешивает карточку с этими словами. Дети хором читают их.
- Почему, читая сказки, человек должен что-то «наматывать себе на ус»?
- А так ли это, вы ответите после того, как прочитаете произведения этого раздела.
2. Работы над новым произведением.
1) Работа с текстом до чтения. Развитие предположений, о чём он будит рассказывать:
а) по фамилии автора.
- Кто из авторов первый встречает нас? На доске половинки букв: ЮННА МОРИЦ.
- Быстро отгадали, молодцы! Наверное, это имя вам уже знакомо? Что вы знаете про эту поэтессу?
- Что же мы будем читать?
б) по названию.
- Сегодня Юнна Мориц дарит нам еще одно свое стихотворение. Прочитайте его название.
(На доске вывешивается плакат:)
СЛОН - ИХА
СЛОН – ЁНОК
- О чём может пойти речь в произведении с таким названием.
- А что вы знаете о слонах?
- Где они живут - в каких частях света? (Показать на глобусе.)
- А я знаю про слонов скороговорку.
(На доску вывешивается плакат)
Купил салоп слонихе слон. У слонов есть свой салон. И салопом тем слоновым Заслонил слон полсалона.
Работа со скороговоркой:
- словарная работа: салоп, салон;
- чтение в быстром темпе ( в парах друг другу)
в) по иллюстрации.
- Найдите в учебнике это стихотворение на с.54.
- А где же рисунок?
- Это будет ваше домашнее задание- нарисовать иллюстрацию к стихотворению. А я вам вместо рисунка могу предложить фотографию, с ней поработает одна групп. (Дети стоят предложения.)
г) по опорным словам.
- А две другие группы попробуют разгадать события по опорным словам.
(На доску вывешиваются, а в группы выдаются карточки:)
Словарная работа:
- байдарка (показать рисунок),
- авоська,
- слоновод
(Дети строят предложения – выступает один человек от группы.)
2) Работа с текстом во время чтения.
- Чтение стихотворения про себя. (Вопросы после чтения)
- О чём это стихотворение?
- Какие картины себе представляли?
- Сейчас читать будем по строфам с карандашом в руках, выделяя главное.
1 строфа
- Где жили слоны?
- Почему они уплыли в море?
- Как выглядит байдарка?
2 строфа
- Как вы себе представляете волны?
- С кем подружились слоны?
- С чего это началось?
- «Детская улыбка» - это какая?
3 строфа
- Как вы понимаете слова? «глоток задушевности»?
4 строфа
- Какие отношения сложились между дельфинами и семьей слона?
- Из каких слов это видно?
- Что значит заключили вы объятья?
5-6 строфы
- Почему слоны вернулись?
7 строфа
- Кто такой слоновод? (сравним: садовод.)
- Откройте тетради с.39 задание 2.(работа в тетрадях.)
- Почему слонов встречал «слоновод знаменитый», да еще им устроил бал?
8-9 строфы
- По кому и по чему скучаю слоны?
- И где они могут «попробовать» морскую капусту?
3) Работа с текстом после чтения.
Итоговые вопросы.
- Кто главный герой стихотворения?
- Чье еще присутствие ощущается в стихотворении?
- Какая это строка в каждой строфе?
- Обозначим ее буквой А.
- Прочитайте только эти строки.
- Что можно сказать об авторе?
- О чём же это стихотворение? (выполним задание 3 в тетради на с.39 и определим)
- Найдите подтверждение свого ответа в тексте.
- Почему это стихотворение открывает этот раздел?
Физкультурная пауза: исполнение танца «Розовый слон».
3.Прослушивание аудиозаписи песни «Слониха, слоненок и слон» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
- Здорово! Да, ребята? А дальше?
- А вот дальше слушайте домашнее задание: выучите наизусть это стихотворение, и на уроке музыки разучите эту песню.
- А на уроке технологии изготовим сувениры – фигурки слонов.
Учитель показывает заготовку для изготовления фигурки слоненка.
- Слон у многих народов считался символом семьи, мира и благополучия.
- Эти сувениры принесут радость и благополучие в ваш дом.
- А.С. Пушкин
- А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
- Подсказка
- Бытовые, волшебные, богатырские.
- Это сказки о животных.
- «Предположения учащихся»
- Дети отгадывают
- Мы читали произведения: «Попрыгать – поиграть», «Ванечка – пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном – дома».
- Стихи.
- Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.
- Мягкие, пенные
- У улыбки.
- Открытая искренняя
- Пообщаться сердечно, искренне.
- Обняли на прощение.
- Наверно, у них остались здесь малыши, здесь у них дом.
- Все соскучились по ним. Наверное, их любили…
- Во сне и в мечтах.
- Автора.
- Последняя
- Она мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей…
- «…и нам напевают/Слониха, слоненок слон/ Да-да! О мечте! О мечте». Это веселая добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком…
- Оно похоже на сказку. Герои его – животные. Но люди тоже бывают одинокими. Мы прочитали о слонах, а задумались о людях.
IV. Итог урока.
Учитель:
Дети:
- Чем же необычен был наш урок чтения ?
V. Домашнее задание.
Учитель:
Дети:
- А теперь я проверяю – кто из вас был самым внимательным и запомнил все, что было задано на дом?
- Выучить стихотворение, сделать рисунок.
VI. Рефлексия.
Учитель:
Дети:
- А теперь, ребята, посадите на нашей полянке цветы своего настроения.
- Я очень рада, ребята, что всем понравился этот урок.
- Спасибо вам за урок. Мне было приятно работать с вами.
- Урок окончен.
- Дети прикрепляют на доску цветы и рассказывают, что им понравилось и запомнилось на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ