Конспект урока чтения в 6 классе по теме: С. В. Михалков «Будь человеком!»

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Камешково»





















Урок чтения в 6 классе

С.В. Михалков «Будь человеком!»









Подготовила

учитель русского языка и чтения

Лаптева Галина Аркадьевна





2013

Урок чтения в 6 классе по теме: С. В. Михалков «Будь человеком!»

Цель: познакомить детей с произведением С. В. Михалкова «Будь человеком!»

Задачи: 
учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову; способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения;

развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения,
продолжать работу над выразительным чтением произведения;

формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту; 
способствовать развитию личности ребёнка через знакомство с художественным произведением; 
воспитывать любовь и бережное отношение к природе; коррекция и развитие речи, памяти, мышления.

Расширить представление детей о пользе и охране леса. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель: Ребята, чтобы вам было проще выполнять задания на уроке, надо провести специальную настройку на занятие. Прошу вас сесть удобно и закрыть глаза. Я буду произносить отдельные фразы, а вам надо будет сначала каждую фразу прослушать, а потом повторить её за мной всем вместе хором, негромким голосом:

У меня хорошее настроение.

Я хочу заниматься чтением.

Я готов к работе.

Я работаю.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске (Презентация слайд №2).

грязник
листопад

зазимник.

летовавшие

Учитель: – С каким временем года связаны эти слова? Попробуйте определить: с каким месяцем?

Ребята, может быть, вы назовёте, из какого произведения эти слова и кто автор?

( Правильно, это произведение В. Бианки «Октябрь»).
- Найдите в произведении слова, которые использовал В. Бианки, описывая октябрь?

Прочитайте строки, в которых говорится об октябре.
- Ребята, что происходит в октябре с птицами?
- Зачитайте, что происходит в октябре с водоемами (реками, озёрами) и их жителями?
- Найдите в тексте, как ведут себя животные в октябре?
- Ребята, посмотрите и скажите, какая осень пришла к нам на школьный двор?

То, что мы видим за окном, Бианки и описал в своем произведении (слайд №3)


2. Сообщение темы урока. (слайд № 4)

Учитель: Октябрь – самый красивый месяц осени. Чтобы запечатлеть эту красоту, человек часто бывает на природе, в лесу. Но часто, налюбовавшись этой красотой, становится и её разрушителем. Об этом говорится в произведении С.В. Михалкова «Будь человеком!». Сегодня мы с ним познакомимся.


3. Работа над произведением.


А) Чтение текста учителем с последующим ответом на вопрос.

(Слайд №5)

Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь рассказать, что сделал герой этого произведения.


Б) Чтение произведения детьми + словарная работа.

Сначала прочитывается 1 часть ( до слов « в траве и под листом…)

Вопросы учителя:

Что значит «живут своим трудом»?

Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»?

Зачитайте, чем они заняты.

Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв?
Что значит «миролюбивые»?


2 часть

Что значит слово «подпалил»? Словосочетание «нарушила беда»?

«Метались»? «Тихо тлел»?

Как С. Михалков назвал героя произведения?

Как вы понимаете выражение:

«Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.»?

Ребята, как вы понимаете выражение «атомный век»?

Атомный век – это время умного человека, который создаёт сложные машины, решает трудные задачи. Но не всегда этот человек совершает правильные поступки, достойные звания человека. С какой буквы написано слово человек?

Человек – самое разумное существо на земле. И вести себя он должен по-человечески, не нанося вред окружающему миру.

К этому и призывает С. Михалков всех, читающих эти строки. Прочитайте 2 последние строки.


Физминутка

Муравьишка потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Ветку, видно, не нашёл.

Чтобы ветку нам достать,

Надо на носочки встать.

В) Работа над правильным чтением учащихся.

Правильно читать, делая паузы. 1 ученик читает 1 часть, другой – 2 часть


Г) Самостоятельная работа.

Учитель: Перечитайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается муравейник. Прочитайте эти строки. (Слайд №6)


Д) (слайд №7)

На кого бы вы хотели быть похожим: на мальчика или на муравья в своём поведении?

Почему?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Что произошло с лесом в результате такого поступка? (всё сгорело, разрушен муравейник)

Может ли мальчик исправить последствия своего поступка?

Что он должен сделать? (он должен посадить деревья, а муравьи построят дом на этом месте) Как он будет называться? (слайд №8) Муравейник (слайд №9)

Наше отношение и определит ту интонацию, с которой должно читаться стихотворение.

Е) Выразительное чтение стихотворения.

1 часть - спокойное чтение. (слайд № 10)

2 часть - тревожное чтение.

3 часть – назидательно, призывно.

3 человека

Последняя часть 3 человека – отработка навыка выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение целиком?


III Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения и рисунок к стихотворению. (Слайд №11)

IV Итог урока

С каким произведением вы познакомились сегодня на уроке?

Кто автор этого произведения?

Чему учит нас это произведение?

















Использованная литература и интернет ресурсы.



1. Аксенова А.К. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы, 2013 г.

2. Бгажнокова И.М. , Погостина Е.С. Чтение. Учебник. 6 класс (VIII вид) М., Просвещение

3.Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке 2 класс. М., Вако 2011

4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС, 2013 г.

uchkopilka.ru›…581-urok…mikhalkova-bud-chelovekom















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ