Конспект урока для 9 класса "Пушкин и Лермонтов"
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
Пушкин и
Лермонтов
9 КЛАСС
Учитель МОУ ООШ №43 г. Сочи:
Хузина Амина Мутыковна
Тема: «Пушкин и Лермонтов».
-
Ничто не может с большей наглядностью
свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым.
Герцен.
Цели урока:
выяснение отношения учащихся к творчеству М. Ю.
Лермонтова; поиск ответа на вопрос: в чем сходство и
различие в судьбе и творчестве двух великих поэтов;
расширение и углубление знаний учащихся о жизни и
творчестве поэтов; совершенствование навыка рассказа
«о поэте и о себе»; развитие речи учащихся (использование субъективно-экспрессивной лексики); овладение лексикой лермонтовского мировосприятия; воспитание любви к поэзии, уважения к личности поэтов, стремления сопоставлять свою жизнь с жизнью великих личностей.
Оборудование:
портреты поэтов, выставка материалов о них, стенд «Поэты рисуют», магнитофонная запись, схема анализа лирического стихотворения (на каждом столе).
Ход урока.
Слово учителя.
Пушкин и Лермонтов – два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Они почти современники. Лермонтов моложе Пушкина всего на 15 лет. Но каких лет! Пушкин начал писать в середине 10-х годов, его творчество развивалось в период подъема декабристского движения. Лермонтов формировался как поэт и гражданин после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», - писал Герцен.
Вспомним историю. Время Лермонтова – неспокойное время. Революционные взрывы сотрясали Западную Европу. В 1830 году вспыхнули революции во Франции и Бельгии, началось восстание в Польше. В России бунтуют крепостные, военный гарнизон в Севастополе, прокатилась волна «холерных» бунтов.
Царь, напуганный восстанием декабристов, не щадит прогрессивную дворянскую интеллигенцию. Сосланы Герцен и Огарев, Чадаев объявлен сумасшедшим.
Герцен пишет: «Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казнь и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! Это уже были идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения...»
Словарная работа (запись в тетрадях).
Скептицизм ----------------- философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Пессимизм -------------------- критически-недоверчивое отношение к чему-либо. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее.
Анкетирование.
Почему на наших уроках Лермонтов следовал, как правило, сразу же за Пушкиным?
Ваши встречи с Лермонтовым. Какие его страницы вам особенно дороги? («Бородино», «Парус», «Мцыри», «Песня про...»). Ваше отношение к Лермонтову.
В чем вы видите отличия лермонтовского взгляда на жизнь и его художественной манеры от пушкинских?
Пушкин и Лермонтов. Почему они и близки и так различны?
В статье «Стихотворения М. Ю. Лермонтова» Белинский убедительно показал, что Пушкин и Лермонтов отразили в своих произведениях два различных периода в истории русского общественного развития:
«В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столь же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии.
В первых лирических стихотворениях Лермонтова также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...
Да, очевидно, что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Анкета (ответы детей – отрывки)
1. Пушкин и Лермонтов жили в разное время, и поэтому у каждого были свои ответы на определенные вопросы. Пушкин изображал в своих произведениях светлое будущее, «свободу мыслей», «вольность». Он показывает жизнь в светлых тонах, пишет с вдохновением, выражая высокие чувства.
Лермонтов же показывает все в темных тонах, в его стихах – чувство грусти, одиночества, разочарования.
А судьбы великих поэтов в чем-то схожи. Даже погибли они в одинаковых обстоятельствах. Великое дело Пушкина продолжил Лермонтов. К творчеству Лермонтова побуждала любовь к Пушкину, восхищение им, большая скорбь о его гибели, ненависть к убийцам. Потому Лермонтов следует за Пушкиным, становится его преемником.
2. Когда заходит речь о поэзии, то мы сначала вспоминаем Пушкина, а потом Лермонтова. Ведь поэзия Лермонтова чем-то схожа с пушкинской, даже названия некоторых произведений одинаковые, хотя чувства, вложенные в эти произведения, разные.
- Пушкина и Лермонтова объединяет стремление к свободе, ненависть к тому обществу, в котором они родились и живут. А также одиночество, на которое обречен поэт.
- Лермонтов провел трудную и одинокую жизнь, поэтому в его стихах постоянно чувство горечи, одиночества. Он видит все в каком-то сером цвете, как будто он утратил надежду на лучшее. А у Пушкина все по-иному. В его стихах много любви и надежды. Он верил в светлое будущее. Мне кажется, что такого писателя, как Пушкин, не будет больше, и никто не сможет сравниться с ним, даже Лермонтов. Но, может быть, если бы он прожил чуть больше, то стал бы таким же знаменитым, как Пушкин.
Портреты поэтов.
(сопоставление)
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. Но как согласовать это изображение с другими портретами, на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом?
Всматриваясь в изображение Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом – портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А. С. Пушкина писали великолепные портретисты – О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, Л. Ф. Соколов. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым – П. Е. Заболотскому, А. И. Клондеру, К. А. Горбунову, способным передать характерные черты. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного – нет поэта. И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова – беглый рисунок Д. П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Эти два портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.
Мой Лермонтов.
- Какие страницы Лермонтова вам особенно дороги? Как вы читаете Лермонтова?
Чтение стихов в исполнении
лучших чтецов класса.
Кто предложит иное чтение
лермонтовских страниц?
- Слово рецензентам.
- Ваше отношение к Лермонтову. Что он значит для вас среди великих поэтов России?
- Можете ли вы создать образ поэта? Как сложилась его судьба? Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?
Пушкин и Лермонтов.
- Нет ли у Пушкина строк, предвещающих лермонтовские?
Да, «Узник».
Чтение стихотворений Пушкина и Лермонтова.
Сопоставление их. Почему они так близки и так различны?
- Читаем стихи Лермонтова о природе:
«Сосна», «На севере диком...», «Утес»,
«Ночевала тучка золотая», «Листопад».
- Сравните их. Почему они так грустны и мрачны? В чем тайны лермонтовского пейзажа?
- Сопоставьте лермонтовский пейзаж с пушкинским.
«Туча»
- Есть ли у Лермонтова любимые слова, может быть, одно, лермонтовское, слово?
Один, одиноко.
- Но скажет ли поэт открыто, что его мучит?
Вывод: чувством одиночества окрашена лирика природы.
Очаровательные картины природы, наблюдаемые поэтом, лишь на время рассеивают душевные тревоги и мирят его с жизнью. Природу, в которой господствует гармония, Лермонтов противопоставляет миру тревожных, мятежных человеческих чувств.
Сравнение рисунков Пушкина и Лермонтова (сообщение).
Вывод учителя.
Рисунки Лермонтова сделаны на большом профессиональном уровне.
Большинство графических и акварельных работ сделаны с натуры. Он в живописи сказал свое слово – и именно в цикле картин 1837 года. До него не было в русской живописи романтического Кавказа. Кавказский цикл его картин и рисунков составляет как бы единое романтическое произведение. Многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации; это разные произведения об одном и том же. Все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза.
Стихи Пушкина и Лермонтова о Кавказе.
Кавказ в ХIХ веке был одним из мест ссылки русского дворянства. Пушкин посетил Кавказ с семьей генерала Н. Раевского, прежде чем оказаться в Кишеневе.
Позже туда будет сослан Лермонтов. Их обоих Кавказ вдохновил на создание прекрасных поэтических строк. Я предлагаю вам отрывки нескольких стихотворений. Вам следует определить, какие из них принадлежат перу Пушкина, а какие – Лермонтова:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег
Парит, чуть видный над горами.
А. С. Пушкин. «Монастырь на Казбеке»
2) Спеша на север из далека,
Из теплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж Востока,
Принес я, странник, свой поклон.
М. Ю. Лермонтов. «Спеша на север из далека...»
3) Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Долгую жизнь и берег дальний.
А. С. Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...»
4) Не плачь, не плачь, мое дитя,
Не стоит он безумной муки.
Верь, он ласкал тебя шутя,
Верь, он любил тебя от скуки!
И мало ль в Грузии у нас
Прекрасных юношей найдется?
Быстрей огонь их черных глаз.
И черный ус их лучше вьется!
М. Ю. Лермонтов. «Не плачь, не плачь, мое дитя...»
5) На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.
А. С. Пушкин. «На холмах Грузии...»
6) И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял.
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
8) Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
А. С. Пушкин. «Кавказ»
Стихи о любви (слово учителя)
Тоска, чувство одиночества не покидают Лермонтова и тогда, когда речь идет о любви. Его отношения к женщине отравлены трагическими обстоятельствами, тяжелыми предчувствиями. В интимной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным.
Сравнение:
«На холмах Грузии...» А. Пушкин
«Пусть я кого-нибудь люблю.» М. Лермонтов
«Я вас любил...» А. Пушкин
«Благодарность» М. Лермонтов
Прослушивание в записи романса
«Мне грустно» (на слова М. Лермонтова)
Элегия (схема анализа)
Элегия – стихотворение, проникнутое грустью.
- «И скучно, и грустно, и некому руку подать»
В чем тайны особой проникновенности? (ее синтаксис, интонация, лексика)
- Определите жанр
Да, это элегия, но – лермонтовская; в чем ее неповторимость?
Как отнеслись вы к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам на них, наконец к заключительным строкам, где отчаяние поэта, его пессимизм достигают трагического предела?
- Художника характеризуют его читательские и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова, его кумир – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна...»
- Чтение и обсуждение элегии.
Какие чувства вызывает у вас лирический герой этого стихотворения?
Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, - русский поэт избрал именно эту страницу? Почему они так потрясают? Близка ли вам она?
- Сопоставим элегии Лермонтова и Пушкина.
Пушкин «Элегия»
В чем сходство и различие?
Вечная поэтическая тема – назначение поэзии, признание Поэта.
К Пушкину поэзия приходит легко и естественно, как дар жизни, как дыхание.
Для Лермонтова творчество «всесожигающий костер», «жажду песнопений» поэт называет «страшной».
«Муза» Пушкина – «Молитва» Лермонтова
- Сравним двух «Пророков».
Сопоставим их построение, поэтический язык, тональность... Почему так трагичен «Пророк» Лермонтова? Неожиданна ли его «развязка»?
Сценарий
Звучит музыка Чайковского из оперы «Евгений Онегин», д.II, картина.
На фоне музыки:
Чтец За Черной речкой в снеге талом
Раздался выстрел – и на снег
Со взором мутным и усталым
Упал усталый человек
Чтец «Пушкин убит, Яковлев! Как ты мог допустить это?
У какого подлеца поднялась рука? Яковлев, Яковлев,
как мог ты это допустить?» (Ф. Матюшкин)
Поэт (Читает 1 часть стихотворения «Смерть поэта»)
Бенкендорф Самое лучшее на подобные легкомысленные выход-
ки не обращать внимания, тогда слава их скоро по –
меркнет.
Поэт (Читает последние 16 строк стихотворения «Смерть
поэта»)
Чтец «Смерть поэта» - это поступок Лермонтова и восход
его на русском поэтическом небосклоне. И не толь-
ко на поэтическом. Это, если хотите, было его 14-е
декабря, на которое он вышел один, ибо с ним не
было восставших полков. Подвиг Лермонтова озна-
чился защитой чести и имени Пушкина.
«Суд» над Мартыновым
Мартынов Сегодня минуло ровно 30 лет, как я стрелялся с Лер-
монтовым на дуэли. Трудно поверить!
Чтец Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!
Мартынов 30 лет – это почти целая жизнь человеческая, а па –
мятны малейшие подробности этого дня, как будто
происшествие случилось только вчера.
Чтец Гроза разразилась. Остынув от зноя,
Машук и Бештау склонились над юношей,
Одели его вековой сединою,
Дыханьем свободы на мертвого дунувши.
Мартынов Углубляясь в себя, переносясь медленно за 30 лет на-
зад и помня, что я стою теперь на краю могилы... я
чувствую желание высказаться, потребность облег –
чить свою совесть откровенным признанием самых
заветных помыслов и движений совести по поводу
этого несчастного события.
Чтец Вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь...
Мартынов Не стану говорить об его уме: эта сторона его личности
вне вопроса, все одинаково сознают, что он был очень
умен, а многие видят в нем даже гениального человека.
Чтец Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Мартынов Как писатель, действительно, он весьма высоко стоит
и, если сообразить, что талант его еще не успел прийти
к полному развитию...
Чтец Если сообразить, что талант его еще не успел прийти
(Мартынову) к полному развитию...
Мартынов Если вспомнить, как он был еще молод...
Чтец Если вспомнить, как он был еще молод...
(Мартынову) Ты создал сам свое страдание...
Ты вечно первую утрату
Не в силах будешь заменить...
(Мартынов медленно уходит)
Чтец У поэта есть только одна дата – дата рождения.
Цветы – к портретам поэтов.
И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»:
Сценарий «Смерть поэта»
(члены литературного клуба)
Цветы к портретам поэтов
ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО
СТИХОТВОРЕНИЯ
Время написания стихотворения, исторический и литературный фон его создания.
Место стихотворения в творческой биографии поэта, в эволюции его взглядов.
Жизненный материал, положенный в основу стихотворения. Факт и его художественное осмысление.
Образ лирического героя. Характеристика его переживаний и размышлений.
Лирический сюжет стихотворения. Движение мысли и чувства в нем.
Детали и подробности поэтического мира стихотворения. Их связь с лирическим переживанием.
Композиционные, речевые и ритмико-методические средства в их отношении к лирическому переживанию.
Вывод об идейно-художественном смысле стихотворения.
Рекомендации:
В ходе анализа определите свое читательское отношение к стихотворению.
Поскольку лирическое стихотворение имеет свои особенности, возможны отступления от плана: исключение отдельных вопросов, перестановка их местами.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ